Фронт в тылу вермахта

Алексей Асмолов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В этой книге рассказывается о партизанской борьбе советских людей в тылу врага на северо-западе России и юго-западе Украины. Большое место уделено также рассказу о борьбе с фашизмом во время Словацкого национального восстания. Автор воспроизводит малоизвестные страницы минувшей войны, вспоминает о партизанах и подпольщиках, чей массовый героизм и высокое боевое искусство нанесли фашистскому вермахту невосполнимый урон.Читать книгу Фронт в тылу вермахта онлайн от автора Алексей Асмолов можно на нашем сайте.

Книга добавлена:
18-11-2022, 18:24
0
358
71
Фронт в тылу вермахта

Читать книгу "Фронт в тылу вермахта"



БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Пока я находился в Партизанском крае, Н. Ф. Ватутин убыл на другой фронт. На его место был назначен генерал-лейтенант И. Т. Шлемин. Я доложил новому начальнику штаба об итогах своего пребывания за линией фронта, разгроме карательных экспедиций, а также изложил план дальнейшего использования партизанских сил. Шлемин предложил согласовать этот вопрос с командующим войсками фронта П. А. Курочкиным.

Павел Алексеевич Курочкин попросил передать партизанам от имени Военного совета фронта поздравление в связи с разгромом карателей. Затем, обращаясь к Шлемину, заметил:

— Думаю, что партизанам могут позавидовать некоторые наши войсковые командиры. Потрепать пехотную дивизию, заставить ее убраться восвояси — это свидетельство возросшей зрелости и мощи партизанских сил. Вот что значит сочетание огня и маневра, хорошее использование местности и внезапности! Дерзко, умело дерутся наши партизаны. Надо сообщить об этом в войска, рассказать бойцам и командирам о героизме и стойкости партизан. Глубоко вникайте в их дела и нужды, товарищ Шлемин, всемерно помогайте им, как это делал Ватутин. Недалеко то время, когда в планах операций мы будем учитывать партизан как наш «стратегический фактор», ставить перед ними еще более сложные задачи.

Вскоре Военный совет принял решение о переименовании партизанского отдела в оперативную группу партизанского движения при Военном совете Северо-Западного фронта по аналогии с оперативными группами Ленинградского штаба партизанского движения, которые действовали на Ленинградском и Волховском фронтах. Укрепились наши связи и с Ленинградским штабом партизанского движения. После приезда М. Н. Никитина стали еще более активно работать находившиеся на нашем фронте уполномоченные этого штаба, координировавшего действия партизанских сил в масштабах всей Ленинградской области.

Несмотря на крупный провал карательных экспедиций, противник не оставлял в покое партизан. Впрочем, не давали покоя врагу и партизаны. В июне — июле 1942 года происходили постоянные стычки на рубежах края. Множество партизан-подрывников действовали на коммуникациях гитлеровцев. Мелкие партизанские группы ежедневно перебирались через вражеское окружение, пускали под откос эшелоны, уничтожали автомашины, минировали дороги, рвали связь. Особенно результативным был июль, когда партизаны пустили под откос 21 эшелон противника. Это был новый поворот в тактике партизанских действий — сосредоточение усилий против железнодорожного транспорта врага. Ощутимые удары наносили партизаны в это время и по автомобильным дорогам.

Летом 1942 года мы постоянно получали массу ценных разведывательных сведений из-за линии фронта, которые передавались штабу и Военному совету, а также Центральному штабу партизанского движения, созданному в мае 1942 года. Особенно важные сведения поступали из городов и других населенных пунктов. С помощью подпольщиков и партизанских разведчиков мы знали о дислокации многих частей, подразделений и штабов врага, его складов, аэродромов и даже отдельных батарей, ремонтных мастерских, почт, госпиталей, офицерских общежитий. Все это в той или иной мере помогало войскам фронта, было важной составной частью обширной разведывательной информации, стекавшейся по разным каналам в штаб СЗФ.

В июле 1942 года в Партизанский край вернулись 1-я и 4-я бригады, которым не удалось развернуть боевые действия в новом районе базирования. Была переброшена в край и вновь созданная 3-я бригада под командованием А. В. Германа. Бывшая 3-я бригада была расформирована, так как к лету 1942 года она оказалась на территории, полностью освобожденной советскими войсками.

Назначение Александра Викторовича Германа командиром крупной партизанской бригады было не случайным. До этого А. В. Герман долгое время находился в тылу врага в составе 2-й Особой бригады, подчинявшейся непосредственно разведотделу фронта, выполняя обязанности заместителя командира бригады по разведке. Человек сильный, с цельным характером, он пользовался среди партизан непререкаемым авторитетом. Это ‘был человек беспредельной отваги, мужества и неиссякаемого оптимизма. В самых тяжелых ситуациях, в которые подчас попадали партизаны 2-й Особой бригады, никто не видел А. В. Германа унылым или растерянным. Эта бригада совершила первый в истории Великой Отечественной войны глубокий многомесячный рейд по тылам врага до Белоруссии и Латвии, начав его в сентябре 1941 года и закончив в апреле 1942 года. Герман всегда был бодр, опрятен, в чистом, ладно пригнанном обмундировании. Даже в самых трудных условиях из-под ворота его гимнастерки виднелся белоснежный подворотничок. Собранный, подтянутый, деятельный командир пользовался глубоким уважением подчиненных, они тянулись к нему, чувствуя силу духа этого человека.

Незадолго до ухода в тыл врага во главе 3-й бригады Александр Викторович отправил жене письмо, в котором, в частности, писал: «Сейчас наша страна переживает тяжелые дни своей истории. Каждый гражданин Советской России обязан отдать все, что он может, вплоть до своей жизни, если она потребуется, для того, чтобы восторжествовала правда на земле русской. Мы выдерживаем смертельную схватку не с человеком, каким мы представляли фашиста в начале войны, а с бешеной собакой — лютым зверем в человекообразном виде. Ты, находясь в тылу, можешь иметь представление только из газет, радиопередач обо всем том, что этот лютый зверь делает на фронте и особенно во временно оккупированных им областях нашей Родины. Я видел все это своими глазами, когда на протяжении почти года был в тылу немцев. Я прошел много районов — Молвотицы, Пено, Сережино, Андреаполь, Холм, Торопец, Великие Луки, Локня, Новосокольники, Пустошка, Опочка, Идрица, Себеж, был у самой границы Латвии. Я видел немца в звериной шкуре в роли молодца, когда он издевается над мирным населением — детьми и стариками, видел, как изверг убивает ребенка на глазах обезумевшей матери… В селе Санники Новосокольнического района немцы сожгли и истерзали 480 человек населения. Видел фашиста в роли овечки, когда он попадает в руки партизан, когда он бежит, как заяц, от частей Красной Армии…

Жизнь я люблю безумно, она хороша и своими горестями, и своей радостью, но если придется умереть, то знай, что умру честно, самоотверженно, я не посрамлю земли русской, не посрамлю своей семьи. Сыну будет что вспоминать об отце его. И если когда-либо еще повторится столь грозный час, то будет с кого взять пример. Ну, а если буду жив после того, как наши части займут фашистское логово — Берлин, после того, когда будет физически уничтожен Гитлер и его хозяева, тогда заживем по-новому, и сам я буду учить народ наш люто ненавидеть врагов наших, в каком бы облачении они ни были…»

А. В. Герман сыграл заметную роль в партизанской борьбе в юго-восточных и других районах Ленинградской области. Он одним из первых применил рейдирующую тактику партизанских сил, смелый и искусный маневр в боевых действиях. Эта тактика была рождена новыми условиями борьбы, ростом боевой мощи и военного искусства партизан. Хорошо подготовленный командир, закончивший до войны Военную академию имени М. В. Фрунзе, Александр Викторович был вместе с тем чутким и отзывчивым человеком. Горячо любили Германа партизаны за личную отвагу, умение командовать, принципиальность, близость к людям, душевность.

Те, кто знал его близко, отмечали, что Александр Викторович почти никогда не повышал голоса, не терпел нервозности, суеты, всегда старался глубоко разобраться в том или ином деле, не выводил из себя по мелочам, был доброжелателен к людям. В одном из очерков об А. В. Германе, написанном после войны его соратником— командиром штабного отряда 3-й бригады Н. А. Бурьяновым, рассказывается, как однажды в деревне Дубицы, где размещался штаб бригады, шло совещание командного состава. И вот в хату во время совещания ворвался запыхавшийся, крайне взволнованный партизан Дмитрий Маслов.

— Товарищ командир, — крикнул он, — фашисты!

— Успокойтесь и доложите вразумительно: где фашисты, сколько их и что делает боевое охранение, — невозмутимо отозвался Герман.

Выяснилось, что Маслов заметил вдали от деревни группу гитлеровцев и решил сообщить об этом в штаб.

Герман приказал одному из командиров разобраться в обстановке, а сам продолжал совещание. Он не только не пожурил партизана за сбивчивый, суматошный доклад, но даже похвалил его за бдительность, посоветовав только в следующий раз в подобных ситуациях относиться к появлению врага более спокойно, хладнокровно.

Доброжелательный и внимательный к людям, Герман вместе с тем не терпел расхлябанности, неорганизованности.

— Чтобы победить сильного, хорошо организованного противника, мы должны противопоставить ему свою, еще более высокую дисциплинированность и организованность, — говаривал Александр Викторович и был непреклонен во всем, что касалось дисциплины.

Особую заботу Александр Викторович проявлял о разведке. Сам прирожденный разведчик, он учил и своих подчиненных тщательно собирать разведывательную информацию, используя для этого все возможности. Н. А. Бурьянов так вспоминает об этом качестве А. В. Германа: «Знали и уважали партизанского командира люди русских селений, оказавшиеся под пятой врага. С ними Герман при первой возможности охотно встречался, беседовал по душам, укрепляя веру в грядущую победу. Поговорит, бывало, с жителями деревни — и хоть не ходи в разведку: крестьяне выскажут много интересных сведений, а если попросит их Герман в чем-то помочь, тоже не откажут. Как-то понадобилось разведать обстановку в Порхове. Эту миссию Герман решил поручить одному старику из деревни Хозаново. Комбриг потолковал с ним, и крестьянин согласился. За 50 километров пешком отправился он в Порхов, разведал то, что следовало, вернулся и обо всем обстоятельно доложил. Полученные таким путем сведения пригодились при подготовке важной операции».

Начав боевые действия в конце июля 1942 года, 3-я партизанская бригада стала вскоре одним из самых сильных и боевых соединений, нападавших на гитлеровцев в самых неожиданных местах. До сентября 1943 года водил Александр Викторович в боевых походах по тылам врага свою бригаду. Но в сентябре вражеская пуля оборвала жизнь отважного и искусного командира. Посмертно А. В. Герману было присвоено звание Героя Советского Союза.

С хорошим настроением встречали партизаны и население Партизанского края годовщину со дня его образования. Этой датой считалось 1 августа, когда 2-я бригада, перейдя линию фронта, начала боевые действия в тылу врага. Свой юбилей партизаны бригады отметили по-боевому. В ночь на 31 июля они совершили одновременный налет на занятые гитлеровцами деревни Изобную, Яблонец, Роговую и Дровяную. Противник был полностью разгромлен в деревне Изобной и сильно потрепан в других населенных пунктах. В Изобной партизаны уничтожили 145 фашистов, подавили 40 огневых точек.

1 августа 1942 года на берегу реки Полнеть состоялось торжественное собрание, посвященное годовщине Партизанского края. Это был общий праздник партизан, населения, партийных и советских органов, так много сделавших для восстановления и упрочения Советской власти в тылу врага. Выступали ораторы, партизанские поэты читали стихи. Прилетевший на торжество А. А. Тужиков вручил отличившимся в боях партизанам ордена и медали. К этому времени правительственными наградами было уже награждено 445 бойцов и командиров. В Ленинград на имя А. А. Жданова ушло письмо, в котором говорилось:


Скачать книгу "Фронт в тылу вермахта" - Алексей Асмолов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и мемуары » Фронт в тылу вермахта
Внимание