Фронт в тылу вермахта

Алексей Асмолов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В этой книге рассказывается о партизанской борьбе советских людей в тылу врага на северо-западе России и юго-западе Украины. Большое место уделено также рассказу о борьбе с фашизмом во время Словацкого национального восстания. Автор воспроизводит малоизвестные страницы минувшей войны, вспоминает о партизанах и подпольщиках, чей массовый героизм и высокое боевое искусство нанесли фашистскому вермахту невосполнимый урон.Читать книгу Фронт в тылу вермахта онлайн от автора Алексей Асмолов можно на нашем сайте.

Книга добавлена:
18-11-2022, 18:24
0
375
71
Фронт в тылу вермахта

Читать книгу "Фронт в тылу вермахта"



Около 10 дней находилась наша партизанская делегация в осажденном Ленинграде. Мы побывали в воинских частях, на передовой, на кораблях Балтфлота, выступали перед рабочими на заводах. А однажды Никитин свозил нас даже на балет в один из ленинградских театров.

— Балет в блокаде? — высказал общее удивление Орлов.

А когда мы возвращались из театра, заметил:

— Какое же еще нужно доказательство неодолимости духа ленинградцев?

Однако дальнейшее пребывание в Ленинграде нам пришлось прервать. Поступило сообщение, что гитлеровцы начали новую крупную карательную экспедицию против Партизанского края. Мы вылетели в Валдай. Оттуда Орлов с Рачковым улетели в свою бригаду.

Почти полтора месяца готовило гитлеровское командование новый мощный удар по партизанским силам, действовавшим в полосе Северо-Западного фронта. На этот раз вокруг Партизанского края скопилось еще больше фашистских войск. К карательным акциям привлекались 218-я пехотная дивизия, 4-й заградительный полк СС, 16-й карательный отряд, специальное бронетанковое подразделение 3-АА, различные части и подразделения, стянутые от Старой Руссы, Пскова, Дна, Великих Лук, Холма, а также части 8-й танковой дивизии, введенные в бой позднее. По сути, враг двинул против партизан почти весь 39-й армейский корпус. Не оставалось сомнений в замысле противника — навсегда покончить с партизанами в тылу 16-й армии.

Этому должна была способствовать и общая обстановка, сложившаяся на советско-германском фронте к августу 1942 года. Фашисты успешно развивали наступление на Сталинградском направлении и прочно удерживали позиции под Ленинградом и в других местах.

Алексей Алексеевич Тужиков сразу ввел меня в обстановку. Оказалось, что наступление фашистов началось с утра 8 августа, как раз в день нашего прибытия в Ленинград. Проведя интенсивную артиллерийскую и авиационную подготовку, гитлеровцы, во много раз превосходившие партизан в живой силе и боевой технике, хлынули в Партизанский край со всех сторон.

— Враг пытается разобщить бригады, полки и отряды и разбить их поодиночке, — заметил Алексей Алексеевич. — Однако пока это ему не удается. Несмотря на то что противник ввел в бой танковые подразделения, он смог овладеть лишь несколькими населенными пунктами. Правда, гитлеровцы переправились через реку Полисть, но дальше партизаны их не пускают.

Однако через некоторое время обстановка осложнилась. Введенная в бой 8-я танковая дивизия гитлеровцев начала наступление на Партизанский край из района озера Цевло. Оборонявшиеся здесь партизанские отряды под напором превосходящих сил врага вынуждены были отойти. Возобновилось наступление и на других направлениях. Фашистам удалось захватить новый плацдарм на реке Полисть и переправить через нее танки. Партизаны отошли в центр края к Вязовке. Теперь здесь разгорелись наиболее ожесточенные бои. Вязовка и другие населенные пункты по нескольку раз переходили из рук в руки.

По указанию Военного совета фронта партизанам доставили 500 тысяч патронов, но их хватило лишь на три дня. Переброска боеприпасов по воздуху продолжалась.

«…Враг продолжал наседать на Партизанский край, — вспоминает командир партизанского отряда Н. А. Бурьянов из бригады А. В. Германа. — Пылали деревни, по всей округе лютовали каратели. На позициях нашей и соседних бригад днем и ночью шли жаркие боевые схватки. За деревню Папоротное, от которой остался лишь один сарай, бои продолжались целые сутки. Гитлеровские солдаты, напившись шнапса, ошалело лезли вперед. Их поддерживало несколько танков. Деревня неоднократно переходила из рук в руки. Оборонявшиеся здесь отряды Пахомова и Тарасюка выдержали бешеный натиск. Каратели вынуждены были отойти».

Тяжелая обстановка сложилась и у деревни Починов, которую также защищал один из отрядов бригады Германа. За один день партизаны отразили здесь пять яростных атак врага. В эти дни исключительный героизм проявили многие партизаны, а многие из них пали смертью храбрых в неравных боях. Героически погиб и командир отряда Виталий Тарасюк.

Даже в условиях подавляющего превосходства противника командир 3-й бригады А. В. Герман применял смелую тактику маневрирования, нападал на врага с флангов и тыла. В одном из донесений он сообщал: «Иду на риск. Снимаю всех с обороны. Наступаю». 20 августа Герман радиограммой донес в оперативную группу: «Бригада дерется с 9 августа ежедневно. В боях убито солдат и офицеров 570. Подбито танков — 5, из них 1 сожжен. Уничтожено 11 пулеметных точек. По документам убитых выявлено: дерется против нас 4-й заградительный полк и бронетанковая часть».

Как стало известно после войны, все это время в штаб группы армий «Север» и верховному гитлеровскому командованию в Берлин уходили сводки об «успешном подавлении партизан в районе западнее Холма». На самом деле эти реляции были далеки от действительности. В течение всей второй половины августа продолжались исключительно напряженные бои. Противник отводил свои потрепанные части и подразделения и заменял их свежими, бросал против партизан все новые танковые подразделения и самолеты. За три недели августа четвертая карательная экспедиция противника потеряла только убитыми свыше 3 тысяч солдат и офицеров. Партизаны подбили 14 танков, уничтожили много другой вражеской техники, было взорвано несколько складов с боеприпасами. Пятнадцать раз за это время партизаны совершали дерзкие нападения на гарнизоны карателей. Даже тогда, когда в руки гитлеровцев попали партизанские аэродромы и прекратилась доставка с Большой земли оружия и боеприпасов, партизаны продолжали сопротивляться, нередко вступая с врагом в рукопашные схватки.

Разгар боев в Партизанском крае совпал с поступлением приказа народного комиссара обороны от 5 сентября 1942 года «О задачах партизанского движения». В нем подводились итоги партизанской борьбы за минувшее с начала войны время, говорилось о необходимости вовлечения в нее еще большего числа советских людей, оказавшихся за линией фронта. «Теперь, когда Красная Армия на фронтах, напрягая все свои силы, отстаивает свободу и независимость своего государства, — говорилось в приказе, — народное партизанское движение на нашей территории, временно захваченной немецкими оккупантами, становится одним из решающих условий победы над врагом.

Захватив территорию, немцы не смогли покорить советский народ».

В приказе определялись пути дальнейшего развертывания партизанского движения: «Необходимо прежде всего добиться, чтобы… партизанская борьба охватила широчайшие массы советского народа на оккупированной территории. Партизанское движение должно стать всенародным… Нужно наряду с организацией новых партизанских отрядов создавать среди населения проверенные партизанские резервы, из которых и черпать пополнения или формировать дополнительно новые отряды. Нужно повести дело так, чтобы не было ни одного города, села, населенного пункта на временно оккупированной территории, где бы не существовало в скрытом виде боевого резерва партизанского движения».

В приказе были изложены важнейшие задачи боевой деятельности партизанских сил: разрушение тыла противника, уничтожение его штабов и других военных учреждений, разрушение железных дорог и мостов, поджог и взрыв складов и казарм, уничтожение живой силы противника, захват в плен или уничтожение представителей немецких властей.

«В настоящий момент, — говорилось в приказе, — разрушение путей подвоза врага имеет важнейшее значение. Враг сейчас вынужден перебрасывать резервы, боевую технику, горючее и боеприпасы на фронт из далекого тыла, а также перебрасывать из нашей страны в Германию награбленный хлеб, мясо и всякое другое имущество. Железные, шоссейные дороги, по которым враг питает свои войска, растянулись на тысячи километров. Во многих местах они пересекаются лесами. Это создает благоприятные условия для действий партизанских отрядов по разрушению путей подвоза. Закрыть пути подвоза — значит лишить врага возможности пополнять фронт живой силой, техникой, горючим, боеприпасами, а также вывозить в Германию награбленное в нашей стране народное добро и тем самым облегчить Советскому Союзу разгром врага».

Касаясь улучшения разведки, нарком обороны требовал, чтобы она велась непрерывно и максимально отвечала задачам, выдвигаемым советским командованием. Особо подчеркивалась необходимость развернуть борьбу в городах, расширить там разведывательную и диверсионную работу. В приказе намечались и новые меры по улучшению политической работы среди населения, оказавшегося на оккупированной врагом территории, разоблачению лживой немецкой пропаганды. Одной из важнейших задач било улучшение координации боевой деятельности партизан и Красной Армии, усиление их взаимодействия. В приказе содержались важные указания по тактике партизанской борьбы.

С получением приказа народного комиссара обороны от 5 сентября 1942 года командующий войсками фронта приказал разработать план мероприятий по его выполнению. В середине сентября Военный совет Северо-Западного фронта, членом которого к тому времени стал и я, утвердил план боевых действий партизанских сил на осенний период. Главные усилия партизан сосредоточивались на разрушении коммуникаций врага — железных, шоссейных и грунтовых дорог. Особое внимание обращалось на уничтожение железнодорожных эшелонов. Для борьбы на коммуникациях нацеливалось около половины активно действовавших партизанских сил, которые входили в наше оперативное подчинение.

В связи с приказом народного комиссара обороны, ранее принятыми решениями, согласованными с Ленинградским штабом партизанского движения, а также обстановкой, сложившейся в Партизанском крае, Военный совет признал целесообразным ускорить выход 1-й, 3-й и 4-й бригад в новые районы боевых действий, завершив это к 20 сентября 1942 года.

Военный совет предложил совместно с партийными органами приступить к организации в городах и других населенных пунктах широкой сети подпольных групп, основными задачами которых должны были стать партийно-политическая работа среди населения, разведка, диверсии на вражеских объектах, уничтожение гитлеровцев и их прислужников, выявление и переправка в партизанские отряды патриотов, стремившихся с оружием в руках сражаться с захватчиками. Такие подпольные группы намечалось создать в Дновском, Порховском, Карамышевском, Псковском, Островском, Дедовичском сельских районах, а также в городах Дно, Порхов, Псков, Остров, Старая Русса.

Выполняя постановление Военного совета фронта, согласованное с ЛШПД, мы начали переброску партизанских отрядов и бригад нa запад, в намеченные районы новой дислокации. Ушла в Струокрасненский район и обосновалась у озера Радиловское бригада 3. М. Глебова. Развернули боевую работу в новом месте бригады 1. П. Буйнова и Ю. П. Шурыгина. В Стругокрасненский район вышли бригада А. В. Германа и несколько полков из бригады I. Г. Васильева.

Но закрепиться партизанам тут не удалось. Район был наводнен гитлеровскими войсками. Лес, где обосновалась 3-я бригада, казался блокированным. Тогда А. В. Герман совершил дерзкий рейд. Бригада перебазировалась в болотистые леса северо-западнее Порхова.


Скачать книгу "Фронт в тылу вермахта" - Алексей Асмолов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и мемуары » Фронт в тылу вермахта
Внимание