Фронт в тылу вермахта

Алексей Асмолов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В этой книге рассказывается о партизанской борьбе советских людей в тылу врага на северо-западе России и юго-западе Украины. Большое место уделено также рассказу о борьбе с фашизмом во время Словацкого национального восстания. Автор воспроизводит малоизвестные страницы минувшей войны, вспоминает о партизанах и подпольщиках, чей массовый героизм и высокое боевое искусство нанесли фашистскому вермахту невосполнимый урон.Читать книгу Фронт в тылу вермахта онлайн от автора Алексей Асмолов можно на нашем сайте.

Книга добавлена:
18-11-2022, 18:24
0
375
71
Фронт в тылу вермахта

Читать книгу "Фронт в тылу вермахта"



В Калач вместе с Тканко пришел весь его десантный отряд. Это были обстрелянные, побывавшие в переделках бойцы, горевшие желанием бить ненавистных фашистских захватчиков. Особо запомнились мне двое из них: атлетического сложения и огромной силы учитель из Брянска Николай Бойко, из-под шапки которого постоянно выбивался непокорный чуб, и его тезка — маленький, юркий, с насмешливыми глазами сапер Николай Шабанов.

Хорош был и Александр Тканко, сын сельского кузнеца, тоже учитель по профессии. В армию его призвали в сентябре 1940 года из местечка Любешов Волынской области, где он был директором педагогического училища, а через год Тканко уже работал в политотделе района авиационного базирования. Александр Васильевич рассказывал, что даже в детстве не играл в войну. Он не любил драться, не носился вместе с ребятами с деревянной саблей и пистолетом, отличался добродушным, покладистым характером. Война словно все перевернула в нем. Теперь он хотел бить фашистского зверя собственными руками. Тыл врага оказался именно тем полем деятельности, где наиболее полно раскрылись сильные стороны А. В. Тканко, и он стал таким же партизанским вожаком, какими были в Ленинградской области Н. Г. Васильев и А. В. Герман.

Рассказав о боевой деятельности своего отряда, Тканко заявил от имени всех прибывших партизан, что они готовы вылететь в тыл врага для выполнения любого задания.

В Калач прибывали все новые и новые партизанские отряды, соединившиеся с наступающими частями Красной Армии. В один из дней здесь появился партизанский отряд под командованием Якова Ивановича Сиворонова. Это был наиболее крупный и один из самых боевых отрядов, прибывших в наше распоряжение. Расскажу о нем хотя бы коротко. Создан он был в апреле 1942 года в городе Ворошиловграде, боевую деятельность в тылу врага развернул с июля 1942 года, с момента оккупации Ворошиловградской области, которую теперь освобождали войска нашего фронта. Местом базирования отряда стал Кременский лес на севере Донбасса, откуда партизаны производили вылазки и совершали дерзкие рейды во многие районы Ворошиловградской и Донецкой областей. За полгода отряд Я. И. Сиворонова провел 37 удачных боевых операций.

Кременский лес оказался пристанищем не только для этого отряда. 29 августа 1942 года здесь состоялось совещание командиров и комиссаров шести партизанских отрядов Ямпольского, Краснолиманского и Большеянисольского районов Донбасса, решивших объединить свои усилия в борьбе с врагом. Был создан партизанский совет, в который вошли командиры и комиссары этих отрядов во главе с Е. И. Потирайло. Вскоре состоялась и партийная конференция, избравшая единый руководящий партийный орган отрядов — партбюро из семи человек. Секретарем партбюро стал 3. В. Изотов. Объединив свои силы, партизанские отряды стали проводить боевые действия согласованно, по определенному плану. Они совершили ряд успешных рейдов по многим районам Донбасса, в ходе которых разгромили немало вражеских гарнизонов, пустили под откос несколько воинских эшелонов противника, нанесли ему другой ущерб. Особенно удачным был рейд партизан Я. И. Сиворонова в ноябре 1942 года, проведенный вскоре после начала контр-наступления советских войск под Сталинградом. В результате этого партизанского рейда были уничтожены сотни фашистов и захвачены большие трофеи.

Гитлеровское командование предпринимало неоднократные попытки расправиться с «партизанами Кременского леса», однако каждый раз карательные экспедиции заканчивались неудачей. Неся большие потери, противник отступал, порой даже не успевая подбирать с поля боя своих убитых и раненых. Наконец в январе 1943 года сюда было стянуто около 15 тысяч гитлеровских солдат и полицейских с артиллерией и бронемашинами, которыми* командовал опытный фронтовой генерал. Однако и из этой затеи ничего не вышло. «Противник пытался полностью уничтожить партизан, и это бы произошло, если бы мы замкнулись в своей скорлупе, — писал Н. М. Михайличенко, начальник штаба отряда Я. И. Сиворонова, — но этого не случилось, так как мы были за могущественной стеной советских людей, жаждущих скорейшего разгрома немецко-фашистских захватчиков…»

О сосредоточении карателей вокруг Кременского леса партизан вовремя известили советские патриоты из ближайших сел. Одним из них был местный лесник Моисей Шевченко. Он же, по договоренности с партизанским командованием, вызвался и «проводить» карателей. Моисей Шевченко завел фашистов в чащу леса, в болото, под дула партизанских автоматов. Ни один гитлеровец не ушел живым отсюда. А сам «проводник» одному ему известными тропами вернулся домой. За этот подвиг М. Шевченко был награжден медалью «За отвагу».

15 января 1943 года соединение партизан, состоявшее из девяти отрядов, под общим командованием Я. И. Сиворонова ушло из Кременского леса под самым носом врага в свой последний рейд, маршрут которого пролег через Кременской, Лисичанский, Новоайдарский и другие районы Донбасса. Партизаны уничтожали разрозненные фашистские подразделения, перехватывали обозы противника, разрушали связь, дезорганизуя управление войсками, производили нападение на различные объекты врага. 20 января они в восьмичасовом бою разгромили гитлеровский гарнизон в селе Пурдовке Новоастраханского района. 27 января партизаны с боем прорвались через линию фронта и соединились в Новоайдаре с Красной Армией, а затем в феврале вместе с частями 4-го гвардейского стрелкового корпуса 1-й гвардейской армии участвовали в бою за станцию Кременная.

За героизм, проявленный в боях с оккупантами, за помощь, оказанную наступающим советским частям, 74 партизана, в том числе и Я. И. Сиворонов, были награждены орденами и медалями. Спустя некоторое время Яков Иванович возглавил партизанский отряд, основу его составили прежние бойцы, а затем организаторскую группу, превратившуюся в мощную брагаду, которая стала одним из прославленных соединений украинских партизан.

Выходившие из вражеского тыла и прибывавшие в Калач партизанские отряды и группы подтверждали, что и в условиях почти безлесных, степных районов юго-запада Украины возможны успешные действия партизанских сил, если их хорошо организовать, вооружить и умело управлять ими. Там, где пока хозяйничают фашисты, есть главное для успешных партизанских действий — всенародная поддержка, стремление миллионов советских людей сбросить фашистское ярмо.

Росло партизанское движение и в других юго-западных районах Украины. В Днепропетровской области во второй половине 1942 года было создано четыре новых отряда. В районах Кировоградской области действовало пять крупных отрядов общей численностью 2760 человек. В Баштанском районе Николаевской области было сформировано два партизанских отряда. Новые отряды и группы создавались в Запорожской и Одесской областях. Еще более мощным было партизанское движение в северных, лесных районах Украины— в Киевской, Житомирской, Винницкой и других областях. В течение лета и осени 1942 года на Украине стало действовать более 100 новых партизанских отрядов и групп. «Несмотря на значительные потери, понесенные партизанами летом 1942 года, — говорится в трехтомнике «Украинская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941–1945 гг.», — к концу осени на оккупированной территории республики действовало 5 крупнейших партизанских соединений, около 900 отрядов, свыше тысячи диверсионных и разведывательных групп. Они объединяли в своих рядах десятки тысяч вооруженных бойцов, окруженных вниманием и постоянной поддержкой миллионов советских людей… Изо дня в день наращивая удары по вражеским коммуникациям, гарнизонам и важнейшим военным объектам, партизаны отвлекали на себя огромные силы противника, затрудняли переброску его резервов, нарушали нормальное снабжение фашистских войск на фронте, постоянно держали врага в большом напряжении. В течение 1942 года украинские партизаны отвлекли на себя до 120 тысяч вражеских солдат и офицеров».

Таким образом, к осени 1942 года на Украине почти не было ни одного района, где бы не действовали партизанские отряды или диверсионные группы. Только по данным Украинского штаба партизанского движения, под начало которого вскоре перешел и штаб партизанского движения на нашем фронте, партизаны в течение лета и осени 1942 года уничтожили свыше 20 тысяч оккупантов и их прислужников, пустили под откос 158 вражеских эшелонов, подбили 116 танков, уничтожили 759 автомашин и т. д.

Исключительно напряженная борьба шла в городах, в промышленных центрах, на железнодорожных узлах и станциях. Она проявлялась здесь прежде всего в патриотических действиях подпольных организаций и групп, в массовом саботаже населения.

В начале февраля 1943 года в наш штаб зашел высокий человек средних лет и представился:

— Антон Иванович Гаевой.

Это был секретарь Ворошиловградского обкома партии, член нелегального ЦК КП Украины, который вместе с некоторыми другими работниками аппарата ЦК и учреждений Украины прибыл в Калач в канун освобождения Ворошиловградской области.

Оказавшись в штабе, А. И. Гаевой рассказал об отдельных моментах в работе нелегального ЦК КП Украины, деятельности партийных органов на оккупированной территории области, о борьбе населения под руководством коммунистов с фашистскими захватчиками. Он говорил, как срывают партизаны и подпольщики попытки гитлеровцев поставить себе на службу промышленность, использовать природные богатства Луганщины, о жестоких расправах фашистов с советскими людьми, о стойкости и мужестве шахтеров, всего рабочего класса.

— На шахте «Богдан» в городе Красный Луч, — рассказывал Гаевой, — не пожелали работать на оккупантов две тысячи шахтеров. Никакие угрозы не заставили их изменить свое решение. Тогда всех их живыми сбросили в шурф шахты.

Антон Иванович подробно говорил о саботаже, развернувшемся повсеместно. Рабочие и инженерно-технические работники прячут инструменты и ценные детали оборудования, портят сырье и готовую продукцию. Порой борьба против попыток захватчиков наладить работу промышленности приобретает характер массовых диверсий. Патриоты почти всюду срывают восстановление шахт, электростанций, других предприятий. В некоторых районах оккупантам не удалось пустить ни одной шахты. Гитлеровцы не смогли, например, до сих пор вывезти из Краснодонского, Боково-Антрацитовского и некоторых других районов ни куска угля. Стоят коксохимические и металлургические заводы, не работают домны. В районах Барвенково, Славянск, Краматорск, Красноармейск ни одно предприятие фашистами полностью не восстановлено. В Славянске частично работает соляной завод, но соли производится так мало, что она не отпускается даже местным жителям. Литейный завод выпускает только брички и чугунные печки. Остальные заводы Славянска— тюлевый, содовый, фарфоровый и другие — не восстановлены, хотя там и работают немецкие специалисты. В Краматорске частично работают лишь некоторые цехи заводов.

Часто совершались диверсии на железных дорогах и в депо. Патриоты сорвали план захватчиков по вывозу хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. Многое сделано и делается, чтобы предотвратить угон советских людей в Германию. Горят биржи труда, похищаются списки населения, подлежащего отправке на фашистскую каторгу. Тысячи советских патриотов помогают подпольщикам и партизанам: снабжают их продовольствием и одеждой, укрывают и лечат раненых и больных, распространяют листовки.


Скачать книгу "Фронт в тылу вермахта" - Алексей Асмолов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и мемуары » Фронт в тылу вермахта
Внимание