Фронт в тылу вермахта

Алексей Асмолов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В этой книге рассказывается о партизанской борьбе советских людей в тылу врага на северо-западе России и юго-западе Украины. Большое место уделено также рассказу о борьбе с фашизмом во время Словацкого национального восстания. Автор воспроизводит малоизвестные страницы минувшей войны, вспоминает о партизанах и подпольщиках, чей массовый героизм и высокое боевое искусство нанесли фашистскому вермахту невосполнимый урон.Читать книгу Фронт в тылу вермахта онлайн от автора Алексей Асмолов можно на нашем сайте.

Книга добавлена:
18-11-2022, 18:24
0
375
71
Фронт в тылу вермахта

Читать книгу "Фронт в тылу вермахта"



Послевоенные исследования подтверждают, что оккупантам так и не удалось поставить себе на службу промышленность Донбасса. Даже западно-германские историки не без иронии замечают, что угля, который добывался за сутки в Донецком бассейне в период фашистской оккупации, хватало лишь для топки одного паровоза, следовавшего в Германию. Факты таковы: для внутренних нужд в угольную житницу — Донбасс — фашисты вынуждены были доставлять топливо за тысячи километров из Домбровского каменно-угольного бассейна в Польше. Это был результат активного саботажа рабочего класса Донбасса.

Подобная картина наблюдалась и во многих других районах Украины. Советская территория оказалась единственной из всех занятых фашистами территорий, где им не удалось наладить промышленное и сельскохозяйственное производство. На советской земле гитлеровцы не смогли организовать в сколько-нибудь значительных размерах даже ремонт военной техники. Самоотверженной была героическая борьба населения наших городов, их пролетарского рабочего ядра в оккупированных захватчиками районах.

Несколько раз секретарь Ворошиловградского обкома партии Антон Иванович Гаевой заходил в штаб, интересовался нашими делами и каждый раз говорил о необходимости помогать патриотам, всячески развивать все формы борьбы в тылу врага.

— Советские люди за линией фронта, — говорил А. И. Гаевой, — делают все возможное, чтобы делом ответить на призыв партии оказывать сопротивление фашистам. Только в полосе вашего фронта это не один миллион человек. Всех не вооружишь, в партизанские отряды и подпольные организации не сведешь. Поэтому важно развивать как вооруженные, так и невооруженные способы борьбы.

Мы учли это в нашей последующей работе. Уходившие за линию фронта партизанские организаторские группы непременно связывались с местными партийными органами, подпольем и в тесном контакте с ними наносили удары по врагу где только было возможно. Этот единый сплав партизан, подполья, населения позволил разжечь и на территории Украины в тылу фашистских войск небывалый огонь всенародной борьбы.

Между тем фашистское командование в свою очередь делало все, чтобы погасить этот огонь, сковать силы патриотов, поставить на пути развития партизанского движения как можно больше преград, во что бы то ни стало удержать под своим контролем захваченные области Украины. Поступавшие в наш штаб данные об оккупационных мероприятиях в тылу немецко-фашистских армий «Юг» свидетельствовали, что враг предпринимал неимоверные усилия, пытаясь укрепиться на советской земле и обезопасить тылы своих сражающихся армий. В каждом городе, селе были взяты на строгий учет все «неблагонадежные», введено огромное количество документов, регламентировавших проживание, работу или передвижение людей на украинской земле, захваченной гитлеровцами.

В полосе действий войск Юго-Западного фронта, по сведениям, поступавшим от партизан, гитлеровцы вообще эвакуировали всех жителей из прифронтовых населенных пунктов на глубину около 25 километров. То же население, что находилось в глубине обороны противника, было взято на строгий учет. Все жители в возрасте от 10 лет и старше носили на руке белую повязку с номером, печатью и особым знаком каждой деревни. В городах было учтено все трудоспособное население. Рабочие носили повязку с номером, на которой, кроме того, была проставлена первая буква названия предприятия. К каждой повязке выдавались справка и пропуск коменданта населенного пункта.

Вскоре штаб партизанского движения располагал целостной картиной оккупационного режима в областях Украины, находившихся на направлении наступления войск нашего фронта, знал условия, в которых жило население отдельных районов, городов и даже сел. Был изучен паспортный, пропускной и другие виды режима, применявшиеся здесь оккупантами. Все это было очень важно. Отправлявшиеся за линию фронта партизаны знакомились с образцами паспортов, выдававшихся фашистами населению, а также другими документами, имевшими хождение на захваченной врагом территории. Отдельные организаторские, разведывательные и диверсионные группы даже снабжались такими документами. Одним из важных моментов была осведомленность о списках так называемых «неблагонадежных». Рекомендовалось при налетах на комендатуры, полицейские участки и сельские управы изымать наряду с другими важными документами и эти списки, которые были составлены по каждому селу и поселку. За счет «неблагонадежных» командиры отрядов могли с меньшей опасностью проникновения вражеской агентуры пополнять партизанские силы. Изучение положения дел и мероприятий врага на оккупированной территории играло важную роль и в проведении агитационно-массовой работы среди партизан и населения.

Большую роль в изучении оккупационной политики гитлеровцев, положения дел в операционном тылу группы армий «Юг» играли опергруппы при Военных советах некоторых наших армий. Подобных групп на Северо-Западном фронте не было. Они были созданы осенью 1942 года. На них возлагалось руководство партизанскими отрядами, разведывательными и диверсионными группами, сформированными из добровольцев частей и соединений армий. Опер-группы должны были самостоятельно организовывать и засылать в тыл врага партизанские, диверсионные и разведывательные группы, небольшие партизанские отряды и отдельных разведчиков. На них возлагались дезорганизация ближайших тылов противника, нарушение его коммуникаций, сбор разведывательной информации о войсках и военной технике врага перед фронтом своих армий. В оперативные группы попадали соединявшиеся с войсками фронта партизанские отряды, к работникам опергрупп приходили подпольщики и отдельные партизаны, оказавшиеся на освобожденной территории, чтобы рассказать о своей деятельности, а также сообщить другие сведения, которые могли заинтересовать советское командование.

Опергруппы стали хорошими помощниками фронтового штаба партизан. Они расширяли возможности штаба. Опираясь на них, мы могли более оперативно и конкретно направлять партизанские действия в полосе фронта, пополнять партизанские силы за счет отрядов, выходивших из вражеского тыла и встречавшихся с войсками тех или иных армий. На первых порах оказалась очень важной помощь опергрупп штабу в засылке партизан в тыл врага. Связываясь с нашими передовыми частями, они успешно переправляли через линию фронта подготовленные штабом и местными партийными органами партизанские единицы. Кроме того, в этот период опергруппы энергично переправляли для действий в тылу врага самостоятельные партизанские отряды и группы.

Из оперативной группы при Военном совете 3-й гвардейской армии доносили: «27.1.43 г. переправлена через линию фронта в тыл противника для действий в районе Алмазная, Первомайская, Ворошиловск партизанская группа Кобзаря М. П. в составе 6 человек. 9.II в район Артемовска, Дебальцево, Ящиково направлена группа Дмитриченко М. И. из 9 человек. 17.11 переправлен в тыл врага партизанский отряд Дерюгина И. М. в составе 12 человек, район действия— Ворошиловск, Родаково, Голубовка, Серго…»

Начальник опергруппы при Военном совете 6-й армии подполковник М. И. Филиппов докладывал: «22.1.43 г. в тыл противника направлена разведывательная диверсионная группа в количестве 5 человек. Командир Казанцев. 27.1 переправлена группа Гуляева из 5 человек. 8.II переправлена группа Брагина… 15.11 переправлена группа Бушланова… 18.11 Казанцев направлен в тыл врага во главе партизанского отряда—15 человек. Район действий — Красноград — Полтава… 1.III сформирован отряд под командованием Стрельцова и переправлен через линию фронта в районе Балаклея — Чепиль…»

Подобные сообщения поступали и из других оперативных групп.

Большинство этих отрядов и групп, действуя в тесном взаимодействии с местными патриотами и наступающими частями, способствовало дезорганизации тыла противника, возникновению в отдельных местах паники, а также сбору ценной разведывательной информации для командования соединений и армий.

Продолжавшееся до середины февраля 1943 года наступление Юго-Западного и Южного фронтов в Донбассе было приостановлено неожиданными встречными ударами противника. Он даже потеснил правое крыло войск нашего фронта, результатом чего явился угвод частей и соединений за Северский Донец. Жаркие бои закичились к началу марта. Затем линия фронта на несколько месяцев стабилизировалась. Это намного ухудшило наши возможности по переброске партизанских сил в тыл врага, так как теперь у противника образовалась сплошная линия обороны, проходившая по Северскому Донцу, которую он все время совершенствовал. Переходить линию фронта теперь чаще всего удавалось лишь с боем. Это приводило к потерям, иногда отряды даже возвращались обратно.

Помня о том, как в свое время нас выручили летчики из авиаполка Рассказова, я направился к Ватутину, чтобы попросить его помочь нам транспортной авиацией и теперь. Каково же было мое удивление, когда Ватутин сказал, что фронтовая авиация имеет лишь ограниченное число транспортных самолетов, которые позарез нужны войскам. При всем желании Ватутин не мог выделить нам ни одного самолета.

— Вы же знаете, товарищ Асмолов, как я отношусь к партизанам, но помочь сейчас не могу.

— Тогда разрешите вылететь в Москву, в Центральный штаС партизанского движения, и попытаться там достать самолеты?

— Летите.

Однако и в Центральном штабе партизанского движения «сво бодных» самолетов не оказалось. К тому же стало известно, чтс ЦШПД в ближайшее время будет расформирован, а его предста вительство на нашем фронте станет представительством УкратГн ского штаба партизанского движения.

В кабинете у П. К. Пономаренко произошла наша встреча с Ти^ мофеем Амвросиевичем Строкачем, начальником УШПД. Вместе с ним мы поехали на Тверской бульвар, где в большом сером здании размещались ЦК КП (б) Украины и Верховный Совет республики, а во дворе, в отдельном двухэтажном флигеле, «хозяйство» Тимофея Амвросиевича.

Усадив меня в кресло, Строкач присел рядом, и это как-то сразу создало атмосферу делового, товарищеского разговора о партизанских делах. Тимофей Амвросиевич знал о нашем скором переподчинении УШПД, и поэтому его интересовало, как идет подготовка партизанских сил к заброске в тыл врага, какова обстановка в глу бине фашистских армий на направлении действий войск наше! фронта, состояние партизанской борьбы там, а также наши нуждь трудности и т. д.

Выслушав меня внимательно, Строкач согласился с тем, что юге западные районы Украины представляют собой своеобразный теат партизанских действий, рождающий свою тактику и специфик борьбы.

— Наш штаб, — сказал он, — заслал большое число партизаь ских групп на территорию Украины, занятую врагом. Главным ме стом их действий являются Киевская, Житомирская, Винницкая некоторые другие области, где есть леса. На севере Житомирской Ровенской и Волынской областей даже образовались партизанские зоны. Однако партизаны не сидят на месте. Эффективным способом партизанских действий в условиях Украины являются партизанские рейды. Вы, конечно, слышали о Ковпаке, Сабурове, Федорове. Рейды их партизан в оперативную глубину противника — да и не только в оперативную глубину — оправдали себя и сыграли исключительную роль в дальнейшем развитии партизанской борьбы. Возьмите эту тактику на вооружение. В условиях степных районов Украины она может оказаться особенно ценной.


Скачать книгу "Фронт в тылу вермахта" - Алексей Асмолов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и мемуары » Фронт в тылу вермахта
Внимание