Фронт в тылу вермахта

Алексей Асмолов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В этой книге рассказывается о партизанской борьбе советских людей в тылу врага на северо-западе России и юго-западе Украины. Большое место уделено также рассказу о борьбе с фашизмом во время Словацкого национального восстания. Автор воспроизводит малоизвестные страницы минувшей войны, вспоминает о партизанах и подпольщиках, чей массовый героизм и высокое боевое искусство нанесли фашистскому вермахту невосполнимый урон.Читать книгу Фронт в тылу вермахта онлайн от автора Алексей Асмолов можно на нашем сайте.

Книга добавлена:
18-11-2022, 18:24
0
375
71
Фронт в тылу вермахта

Читать книгу "Фронт в тылу вермахта"



Группа Диряева вскоре превратилась в партизанский отряд. В течение июля и августа партизаны передали по радио более 60 донесений с ценными данными о противнике, которые немедленно переправлялись Военному совету фронта и в УШПД. Однажды группа партизан, которую возглавлял Владимир Лаучик, напала на штаб противника, разгромила его и захватила документы, содержавшие ценные сведения об оборонительных сооружениях и дислокации фашистских войск, которые очень пригодились нашему командованию в боях за Кишинев.

В один из дней отряд Диряева напал на большую автоколонну и обоз противника. Партизаны подожгли много автомашин, разгромили обоз. Но подошла другая колонна врага, и завязался ожесточенный, неравный бой. В нем особо отличился Ян Крошлак. Раненный в ногу, он продолжал разить врагов из пулемета, пока разорвавшийся вблизи снаряд не прервал огонь отважного пулеметчика. За этот и другие бои на молдавской земле, в которых участвовал Крошлак, он был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Но случилось так, что награды искали героя более 20 лет. Партизаны посчитали его погибшим в том бою, ибо Крошлак лежал бездыханным, и сообщили о его гибели командованию. А Ян Крошлак попал в госпиталь и шесть лет лечился в нашей стране и у себя на родине, перенес 24 операции. Лишь в 1965 году Крошлак оказался в Москве, и ему были вручены заслуженные им награды.

Как написал после войны начальник нашей опергруппы майор М. X. Портнов, «разведчики Крошлак и Лаучик приносили ценные сведения о расположении немецких частей… Их донесения сыграли большую роль при разработке Ясско-Кишиневской операции».

Трудно выразить словами меру мужества и самоотверженности советских партизан в борьбе с фашистами. Когда требовала обстановка, патриоты шли на верную смерть ради победы.

Во время облавы карателей в районе Кишинева вместе с отрядом мужественно отстреливалась из пистолета радистка-комсомолка Ольга Степанова. Положение сложилось безвыходное. Тогда Степанова взорвала гранатой свою рацию и последней пулей застрелилась. В этом же бою начальник штаба отряда Г. Василенко, обеспечивая выход партизан из окружения, первым ворвался в цепи врага. Огнем из автомата он уничтожил немало фашистов. Через образовавшуюся брешь отряд вышел из окружения. Но сам Василенко пал смертью героя.

На территорию Румынии наши партизаны высаживались в основном в районе Трансильванских Альп.

Первой в Румынию близ города Онешты была высажена на парашютах организаторская группа, состоявшая из 14 десантников во главе с Мартыновым. Затем в районе Фокшан десантировалась группа Кузьменко. Туда же высадились группы Карябкина, Джумагалиева, Молоткова. Партизанская группа Полещука была сброшена около Браилова, группа Бондаренко — возле Тульчи и т. д.

Вместе с группой Кузьменко вылетели Феофан Кирильченко и Мария Бурлаченко — члены спецгруппы Украинского штаба партизанского движения, оказавшиеся в нашем штабе после освобождения Николаева. Они попросились снова в тыл врага сами, хотя им предлагали отдохнуть и вернуться в УШПД.

— Не можем мы оставаться в тылу, пока идет война, — говорили мне Кирильченко и Бурлаченко, — понимаете — не можем.

Группа, которой командовал Кузьменко, действовала совместно с группами Молоткова и Джумагалиева. Всего в сводном партизанском отряде оказалось 38 человек. В одном из своих писем ко мне Ф. М. Кирильченко вспоминает: «Мы нападали на вражеские гарнизоны, громя их. Немцы на нас бросали большие силы карателей. Когда мы брали «языка», то узнавали, что нас принимают за крупный партизанский отряд, потому что мы действовали в разных местах, не давая врагу покоя. Мы, кроме того, постоянно держали связь с нашим штабом, передавая важные для нашей армии сведения…»

На сводный партизанский отряд гитлеровцы бросали многочисленные силы, но разгромить его не удалось. В отряде было несколько раненых, партизаны переносили их на руках. Но однажды фашисты все же окружили отряд в трех километрах от города Онешты, на горе. Гитлеровцев было около тысячи человек. Партизаны заняли круговую оборону. Как раз накануне штабу партизанского движения удалось сбросить отряду несколько грузовых мешков с оружием и боеприпасами. Бой продолжался с 11 утра до 12 часов ночи. Было отбито семь вражеских атак. Партизаны подпускали фашистов очень близко и, пользуясь условиями местности, разили их в упор кинжальным огнем, забрасывали гранатами. Ночью отряд прорвался сквозь кольцо окружения.

Последней в Румынию вылетела группа под командованием Н. К. Шабанова. Комиссаром в группе был П. К. Поветкин, радистами— А. Г. Константинов и А. С. Лубянова — радистка В. Д. Авдеева. В группу входили немецкие и румынские антифашисты. Немецких товарищей, направленных комитетом «Свободная Германия», возглавлял фельдфебель Карл Шмунг. С ним были унтер-офицер Люст Эрнст, рядовые Макс Швейтнер и Эмиль Зауэр. Румынских товарищей представляли командир группы сержант Вишан Ион и Бучеман Стефан, Попа Ион, Коча Ион.

Вылет этой группы состоялся в двадцатых числах июля 1944 года с аэродрома, расположенного в Одесской области.

Поздним вечером десантников доставили на аэродром, где в это время находились вместе со мной офицеры разведотдела, а также подполковник Разгонов, который и на этот раз провожал наших десантников. На аэродроме находился вагончик, где инструктировали вылетавших в Румынию партизан. Были даны последние наставления.

Партизаны приземлились у Жудец Путны, в горно-лесной местности у истока реки Забала западнее Фокшан. При приземлении Макс Швейтнер и Бучеман Стефан повредили ноги в коленных суставах, но могли ползти. А вот Шура Лубянова получила серьезные травмы. Зависнув на высокой сосне, она обрезала стропы парашюта и упала в ущелье. Вышла из строя и рация. Пока собирались в одном месте, пока маскировали парашюты и снимали их с деревьев, с Шурой Лубяновой оставались Эмиль Зауэр и Ион Попа. Время шло. Шура, у которой были тяжелые переломы, в том числе поврежден позвоночник, попросила пить. Эмиль и Ион пошли за водой. В долине между горами они увидели усадьбу. Пошли туда, но усадьба оказалась жандармским постом. Партизан схватили. Жандармы бросились к месту приземления группы. Началась перестрелка. Жандармы отошли, но взяли в плен Шуру.

Так в момент приземления группа Шабанова потеряла трех человек. Вечером этого дня второй радист Константинов передал в штаб о случившемся. Мы ответили Шабанову, чтобы действовали сообразно обстановке.

Преследование десантников продолжалось. На руках у партизан было двое раненых, быстро уйти от преследователей не удавалось— на это ушло пять дней. Чтобы облегчить ношу, Шабанов решил разгрузиться от взрывчатки. Партизаны стали минировать все подвесные мосты в горах, которые попадались по пути. Поскольку минирование производилось в основном на дорогах, идущих на запад и юго-запад от Фокшан, помощь нашим войскам была оказана большая. Когда противник несколькими колоннами стал отходить в Венгрию через горы в направлении Фокшан, он не смог переправить через ущелья свою тяжелую технику — почти все мосты оказались разрушенными.

В середине августа десантники пробрались в Фокшаны, чтобы выполнить другую часть своего задания: передать корреспонденцию, которая должна была дойти до адресатов в Германии. Для этого нужно было использовать военно-полевые почты немецких частей. Возглавил группу Николай Шабанов, вместе с ним на задание ушли командир немецкой группы Карл Шмунг и Люст Эрнст, командир румынской группы Ион Вишан и Ион Коча. Ион Коча был родом с Панчи и хорошо знал местность в окрестностях Фокшан. С ранеными и радистом Константиновым остался комиссар отряда Поветкин. Договорились место лагеря не менять, чтобы после выполнения задания легче было соединиться.

«Дней через пять после ухода команды на задание, — писал в своем отчете в штаб П. К. Поветкин, — мы услышали стрельбу в лесу. Она стала приближаться к месту расположения лагеря. Сначала мы подумали, что преследуют группу Шабанова, но когда стрельба началась и с флангов, то поняли: идет облава. Пришлось уходить, укрываться в труднопроходимых скалах, но так, чтобы не потерять связи с прежним местом — ведь туда должен был возвратиться Шабанов с группой. С каждым днем прочесывание леса, где мы находились, усиливалось. Мы направились в сторону Совежа— Дорогословени. При переходе задержали мужчину и узнали, что несколько партизан пытались уйти из Фокшан в горы, но около сел Мера и Неружи были схвачены. Их было пятеро: в советской, румынской и немецкой форме. В Неруже всех расстреляли и закопали на краю кладбища. Почти не оставалось сомнений, что это был Шабанов со своей группой. Мужчину мы отпустили, не разглядев в нем шпика. С восходом солнца на нас обрушилась облава. Жандармы шли прямо к месту нашей вчерашней встречи с задержанным. Мы успели перевалить через хребет. Тут нас и прижали. Единственным выходом был спуск по отвесной скале в ущелье. Но все мы спустились неудачно. Константинов и я упали на песчаный откос, а Макс и Бучеман разбились насмерть о камни. Была разбита и рация. У Александра Константинова оказался перелом левой руки выше кисти, я сломал автомат и, упав на него, поранил бок.

Так мы остались вдвоем с Александром Константиновым, покалеченные, но живые…»

В последних числах августа Поветкин и Константинов повстречались в лесу с жителем села Совежа Ионом Паладием. Патриот, антифашист, Ион связал партизан с бежавшими из румынской армии солдатами, скрывавшимися в лесах. Их оказалось 12 человек. Через них партизаны наладили контакт с населением окрестных сел. Начались операции местного характера. Команды из румынских бедняков и вооруженных солдат нападали на обозы бежавших бояр. В составе этой группы Поветкин и Константинов участвовали в разоружении мелких групп противника, которые скрывались в лесах. 7 сентября 1944 года наши партизаны соединились с советским кавалерийским разведотрядом.

После войны П. К. Поветкин писал мне: «Потом мы с Александром Константиновым пытались выяснить судьбу наших товарищей. Мы опросили румынских граждан, которые показали, что они не знали, как партизаны под руководством Николая Шабанова проникли в Фокшаны, но им стало известно, что при выходе из Фокшан их преследовали от села Мера до села Неружи, где и схватили ранеными. На краю кладбища в Неруже партизаны были расстреляны и сброшены в яму, которую потом закидали камнями. Отсюда следует, что группа Шабанова задание выполнила, но на обратном пути из Фокшан геройски погибла».

Нелегко пришлось нашим десантникам в Румынии. В то время, когда шла высадка организаторских групп на территорию страны, там еще свирепствовал фашистский террор — Румыния воевала на стороне Германии. Но героизм всегда остается героизмом. Посланные в Румынию партизаны исполнили свой долг. Партизанское движение в этой стране внесло свой вклад в борьбу против гитлеровцев, вовлекло в антифашистскую борьбу новые слои румынского населения.

В начале августа 1944 года штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта перебрался в молдавский город Тирасполь. Нам сообщили, что в некоторых румынских тюрьмах содержатся советские партизаны. Особенно много их было в констанцской тюрьме. Надеясь отыскать кого-нибудь из своих десантников, выброшенных в Румынию, я в начале сентября отправился в Констанцу.


Скачать книгу "Фронт в тылу вермахта" - Алексей Асмолов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и мемуары » Фронт в тылу вермахта
Внимание