Фронт в тылу вермахта

Алексей Асмолов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В этой книге рассказывается о партизанской борьбе советских людей в тылу врага на северо-западе России и юго-западе Украины. Большое место уделено также рассказу о борьбе с фашизмом во время Словацкого национального восстания. Автор воспроизводит малоизвестные страницы минувшей войны, вспоминает о партизанах и подпольщиках, чей массовый героизм и высокое боевое искусство нанесли фашистскому вермахту невосполнимый урон.Читать книгу Фронт в тылу вермахта онлайн от автора Алексей Асмолов можно на нашем сайте.

Книга добавлена:
18-11-2022, 18:24
0
375
71
Фронт в тылу вермахта

Читать книгу "Фронт в тылу вермахта"



Большой опасности подвергался сам Дерновой и его семья, но он твердо и без оговорок дал согласие собирать нужную информацию. Проинструктированный Романовой, Дмитрий Александрович вскоре стал доставлять ценные сведения о воинских перевозках гитлеровцев. А немного спустя он же устроил на работу в железнодорожный цех бывшего трубного завода и Николая Куличенко, познакомив его с мастером этого цеха Иваном Самсоновичем Келембетом, своим старым товарищем по работе. Впоследствии Келембет был тоже привлечен разведчиками к сбору необходимой информации. Пользуясь положением мастера, Келембет частенько отпускал Николая с работы, и тот использовал это для сбора разведданных на железнодорожной станции.

Ценную информацию о войсках противника Романова получала и от своей сестры Марии. Бывший овощной магазин, где она работала, гитлеровцы превратили в продовольственный пункт снабжения своих частей мясом, сахаром, картофелем, жирами и другими продуктами. В нарядах, которые воинские части предъявляли Марии, значились их номера. Это намного облегчало работу разведгруппы. Разведчики ухитрились даже продукты получать из этого же продпункта, пользуясь плохой постановкой учета.

В штаб партизанского движения Юго-Западного фронта стали регулярно поступать радиограммы из Никополя:

«18. IX.43 г. По шоссе Никополь — Кривой Рог с 6 по 15 сентября проследовало около 6500 автомашин с различными эвакуационными грузами. Условный знак на машинах — красная лошадь с подковой».

«20. IX.43 г. Южнее Никополя через реку Днепр на Каменку строится деревянный автотранспортный мост».

«1. Х.43 г. На огородах, что 500 м восточнее ж.-д. станции Никополь, размещено 600 т горючего в бочках по 80—100 шт. Бочки тщательно замаскированы кукурузой».

«6. Х.43 г. В Никополе на территории вагоноремонтного завода, 2 км западнее ж.-д. станции Никополь, находится около 600 автомашин и 27 танков на ремонте, 112 вагонов с боеприпасами (главным образом артиллерийские снаряды), 16 цистерн с горючим и 76 вагонов с различными военными грузами. За время 3 и 4 октября из Запорожья в эвакогоспиталь г. Никополя прибыло 130 вагонов с ранеными немцами».

И так далее. Группа Романовой сообщала о дислокации штабов и войск противника, внимательно следила за всем, что делалось в Николопе и окрест. К разведчикам поступали ценные сведения из других крупных центров юго-запада Украины.

«20. Х.43 г. В г. Кировограде рассредоточена танковая дивизия противника, прибывшая с мелитопольского направления. Опознавательный знак на машине «танцующая обезьяна» с номерами от 740 до 956, всего 200 единиц».

«З.Х1.43 г. Через Никополь в направлении Кривого Рога продолжается отход частей противника. Отступают тылы артиллерийских частей с опознавательным знаком «И» (латинским шрифтом), саперные части и части связи с опознавательным знаком «лошадиная подкова», танковые части типа «тигр» с опознавательными знаками «большой красный квадрат», «красный квадрат» и рядом «желтый прямоугольник» или «желтый снаряд» с вырезом вверху».

16 октября 1943 года от Романовой пришла радиограмма о скоплении на железнодорожной станции Никополь множества эшелонов с боеприпасами. Этой же радиограммой «Солнышко» сообщало, что группа не слышит нашей приемно-передающей радиостанции, видимо, из-за того, что кончилось радиопитание. Разведчики просили бомбежкой станции подтвердить, что их радиограмма принята. Когда мне доложили об этом, я сразу же поехал в штаб фронта. В ночь на 17 октября наши самолеты подвергли станцию бомбежке. Вся группа выбежала во двор и с великой радостью наблюдала, как от сброшенных бомб на станционных путях вздыбливаются огромные фонтаны красно-бурых разрывов. Часть бомбового груза угодила в цистерны с горючим, от них загорелись стоявшие рядом вагоны с боеприпасами, которые стали поочередно взрываться. И долго после того, как улетели самолеты, на станции продолжались взрывы, полыхало зарево пожаров.

— Ну что ж, ребята, теперь будем поджидать из штаба посланцев, — заметила Романова, укладываясь спать.

Перед ноябрьскими праздниками нам удалось сбросить связника, который благополучно добрался до Никополя. Так как транспортных самолетов у нас к этому времени снова не было, разведчика доставили к месту выброски в бомбовом люке бомбардировщика.

Наш посланец Алексей Потиленко выполнил задание. Рация ожила. После почти трехнедельного перерыва мы приняли очередную радиограмму из Никополя. Поздравляя наших отважных разведчиков с 26-й годовщиной Октября, мы сообщили Романовой, что вся ее группа награждена боевыми орденами, пожелали дальнейших успехов.

Разведчики благополучно дождались прихода в Лапинку передовых частей Красной Армии и тепло распрощались с гостеприимными хозяевами дома, где они прожили пять месяцев.

За время работы в Никополе разведгруппа Романовой передала 25 разведывательных донесений о противнике в полосе действия нашего фронта, которые высоко оценило командование.

Следует отметить, что в этот период наша партизанская разведка добилась значительных успехов. В штаб партизанского движения фронта стекалась многочисленная и разнообразная разведывательная информация о переброске и дислокации войск противника, местонахождении его аэродромов, крупных военных складов, оборонительных сооружений, других военных объектов. Эта информация передавалась практически всеми опергруппами при Военных советах армий, всеми соединениями, бригадами и отрядами, а также связанными с ними многочисленными подпольными организациями и подпольщиками. Сбором разведывательных данных в интересах войск фронта, кроме того, занимались специально подготовленные для этого разведывательные группы, отдельные разведчики, заброшенные в тыл врага. По сути, весь Юго-Запад Украины был охвачен нашей партизанской разведывательной сетью.

Всего за время существования штаба — с января 1943 года по июнь 1944 года — было сформировано, обучено и заслано за линию фронта 12 разведывательно-диверсионных и 13 разведывательных групп, 16 разведчиков-парашютистов. Донесения и радиограммы из тыла противника мы обобщали и систематизировали, составляли обобщающие разведывательные сводки, которые немедленно передавались в Военный совет фронта и Украинский штаб партизанского движения.

Военный совет и наш штаб находились в разных местах, часто меняли свою дислокацию, постоянно передвигаясь вслед за наступающими войсками (за полтора с лишним года мы сделали остановку более чем в десяти населенных пунктах), поэтому была создана оперативная группа, которая постоянно находилась при Военном совете.

Опергруппа имела принимающую и передающую радиостанции, благодаря чему разведывательную информацию удавалось практически сразу доставлять командующему войсками фронта, другим членам Военного совета. Каждые три-четыре дня направлялись в Военный совет, УШПД и, если требовалось, в штабы партизанского движения на других фронтах обстоятельные письменные разведывательные сводки. Всего было составлено 74 обобщающих разведсводки.

Вынужденное, но правильное признание делают буржуазные исследователи Ч. Диксон и О. Гейльбрунн в своей книге «Коммунистические партизанские действия»: «В условиях, когда существует широко разветвленная сеть боеспособных партизанских отрядов, оккупационная армия ни на минуту не может рассчитывать на то, что ей удастся скрыть от разведки противника основные передвижения своих войск; именно в таком положении оказались немецкие армии в России, когда вовсю развивалось партизанское движение… Поскольку партизаны могли следить за противником сразу во многих районах, их данные позволяли русским распознавать главные замыслы врага даже в тех случаях, когда агентуре заранее ничего не удавалось узнать. Поэтому партизаны вправе считать, что не только честь завоевания побед на полях сражений, но и честь достижения успехов в разведке отчасти принадлежит и им».

Август, сентябрь, октябрь и последующие месяцы 1943 года, когда гитлеровцы катились на запад под ударами Красной Армии на всем советско-германском фронте, были, пожалуй, самым боевым временем для украинских партизан, в том числе партизан, действиями которых руководил наш штаб. Именно в этот период было совершено наибольшее количество крушений вражеских эшелонов, больше всего уничтожено гитлеровских солдат и офицеров, выведено из строя вражеской боевой техники. Почти ежедневно партизаны нападали на гарнизоны противника, громили его штабы, совершали дерзкие рейды по тылам врага, словом, наносили удар за ударом по самым чувствительным объектам и местам фашистской армии.

Ведомость итогов боевых действий партизанских сил, находившихся в оперативном подчинении штаба партизанского движения при Военном совете Юго-Западного фронта, хранит объективную, но далеко не полную картину результатов борьбы партизан в тылу фашистской группы армий «Юг». С января по октябрь 1943 года включительно партизаны, с которыми был связан наш штаб, уничтожили свыше 30 тысяч вражеских солдат и офицеров. Они пустили под откос 147 воинских эшелонов, состоявших из 1073 вагонов с живой силой, боевой техникой, другими различными грузами врага. Было разрушено 14 железнодорожных и 36 шоссейных мостов, уничтожено 23 самолета, 52 танка, 598 автомашин. В качестве трофеев партизанам попали 181 автомашина, бронепоезд, 6 барж, пароход, 8 мотолодок, 44 катера и много другой военной техники, оружия, боеприпасов.

Особенно жарким было время, когда вместе с войсками фронта многие наши бригады и отряды включились в битву за Днепр. В ту пору от Военного совета не раз поступали указания о необходимости более четкого взаимодействия партизан с наступающими частями и соединениями.

Еще в начале сентября 1943 года командующий войсками фронта Р. Я. Малиновский вызвал меня и сказал:

— Хорошо бы подтянуть партизан к Днепру. Ставка приказывает форсировать Днепр с ходу. Партизаны могли бы помочь в захвате и обеспечении переправ. В данной ситуации они должны действовать как войска специального назначения.

Подумав немного, Родион Яковлевич добавил:

— Побольше бы сейчас паники в тылу врага. Ох, как нам нужно хотя бы в нескольких местах без задержки перемахнуть через Днепр!

Соответствующие распоряжения были переданы за линию фронта.

Особенно активно в боях на Днепре действовали партизаны, непосредственное военное руководство которыми осуществляла оперативная группа штаба партизанского движения нашего фронта под командованием А. В. Тканко. Посылая Тканко в тыл врага, штаб поручил ему объединить под единым командованием партизанские силы, действовавшие в ряде районов Киевской области, прежде всего в местностях, прилегавших к городу Переяслав-Хмельницкий. И хотя этот район не входил в полосу нашего фронта, забрасывая туда на парашютах оперативную группу во главе с А. В. Тканко, мы рассчитывали, что эти места, богатые лесами, облегчат действия нашей опергруппы на первых порах. Затем оперативная группа А. В. Тканко, имевшая радиостанцию, должна была перейти в полосу войск фронта, координируя по мере возможности действия партизанских сил, выявленных ею и не имевших связи с Большой землей.


Скачать книгу "Фронт в тылу вермахта" - Алексей Асмолов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и мемуары » Фронт в тылу вермахта
Внимание