Молодой Александр

Алекс Роусон
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Великий завоеватель, просвещенный правитель или безумец с манией величия? Александр Македонский – одна из самых противоречивых фигур в мировой истории. Каждое поколение видело своего Александра. О его юности до недавнего времени и вовсе было известно очень мало. Но последние археологические находки позволяют нам по-новому взглянуть на становление его личности.

Книга добавлена:
26-10-2023, 17:54
0
228
82
Молодой Александр
Содержание

Читать книгу "Молодой Александр"



ФРАКИЯ – ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ

Национальный исторический музей Болгарии находится в пригороде Софии – Бояне. Первоначально он строился как роскошная резиденция для Государственного совета Народной Республики Болгария, когда страна была однопартийным социалистическим государством. Типичный памятник тоталитарной архитектуры с приземистым коричневым фасадом был спроектирован так, чтобы вписаться в окружающий национальный парк Витоша. Осенью яркие рыжие и желтые краски леса, как золотое руно, окутывают весь комплекс. Интерьер сохранил былое величие: полированные каменные полы, люстры, словно ледяные гирлянды, свисающие с деревянных кессонных потолков, а лестницы напоминают каскады водопадов; огромные задние окна обрамляют горные пейзажи, впуская мир природы в церемониальные помещения первого этажа. Рядом располагается уникальный выставочный зал – не столько в плане архитектуры (в здании есть более впечатляющие пространства), сколько по своему содержимому. В узком, продолговатом помещении теснятся многочисленные шкафы-витрины. Экспонаты сверкают в свете подвешенных над ними галогенных ламп. Это Фракийский зал, здесь хранится одна из самых необычных в мире коллекций древних металлических артефактов.

Общая картина в сознании посетителей складывается не сразу: каждая витрина является продолжением предыдущей. Позолоченные серебряные накладки с рельефными изображениями охоты, забытых мифов, сражений между дикими зверями; изящные серебряные чаши с вогнутыми «пупками»; серебряные рога для питья, оканчивающиеся то передней частью скачущей лошади, то мордой оленя; сосуды с широко поставленными ручками и каплевидные кувшины; изысканные ожерелья и золотые нагрудные бляшки. Одну серьгу в виде крошечной фигурки Ники на колеснице лучше рассматривать с помощью лупы – так можно будет оценить ее изящество. Накал этого художественного великолепия достигает пика в центре зала, где находится невероятное сокровище Панагюриште – девять искусно украшенных пиршественных сосудов из золота высшей пробы, не потускневшего за тысячелетия, проведенные под землей.

Предметы, извлеченные из зарытых кладов и неразграбленных гробниц, свидетельствуют о мастерстве фракийцев в области декоративной обработки металла, особенно торевтики – искусства резьбы или чеканки рельефных рисунков. В зале представлены артефакты, в которых чувствуется влияние окружающих регионов: Скифии, Греции, Македонии и Персии. Скорее всего, это произведения царских мастерских. Сегодня их истинная ценность заключается вовсе не в весе или качестве металла, а в самих изображениях. Фракийцы были бесписьменным народом и не оставили ни историй, ни повествований на своем языке, теперь они продолжают жить в нашей памяти прежде всего благодаря искусству и археологии. В этом музейном зале, среди сверкающего множества древних сокровищ, можно ощутить пульс фракийской жизни.

Фракия

Древняя Фракия включала территорию современной Болгарии и части Румынии, Восточную Грецию и европейскую часть Турции. На севере она простиралась за Дунай до Карпат, на юге – до побережья Эгейского моря; горизонтальные линии Родоп и Стара-Планины, или Балканского горного хребта (древний Гем), делят внутреннюю часть, а между ними лежит Фракийская равнина. Суровая зимой и душная летом, эта страна была описана путешественником Патриком Ли Фермором как «полная мух и пыли»[437]. Мир фракийцев состоял из священных гор с вырубленными в скалах святилищами, влажных туманных лесов и открытых лугов. Население жило по большей части в разбросанных тут и там деревнях с домами-землянками, а многочисленные цари – в надежных башнях. Это был излюбленный край бога войны Ареса и родина холодного северного ветра Борея[438].

Фракийцев нельзя назвать нацией в современном смысле этого слова, скорее, лоскутным одеялом различных племен, число которых могло доходить до 40. Геродот полагал, что фракийцы были самым многочисленным «народом» в мире после индийцев[439]. Древние авторы утверждают, что они напоминали своих богов голубыми глазами и рыжими волосами. Знатные люди украшали себя татуировками, а самыми уважаемыми в обществе были те, кто жил войной и набегами[440].

Фракийцы во многом походили на македонян – как структурой общества, выстроенного вокруг наследственной монархии, так и культурой ведения войны, пиршества, охоты и дарения подарков, хотя во Фракии было принято, чтобы царь принимал, а не преподносил дары[441]. Некогда фракийцы населяли значительную часть Македонии, затем ранние цари династии Аргеадов оттеснили их на восток. В военном отношении они были грозной силой, но хроническое отсутствие сплоченности помешало им стать непобедимыми. Такое мнение высказал в «Истории» Геродот[442]. Эта идея оказалась пророческой, поскольку в 429 году до н. э. царь Одриссы Ситалк добился, казалось бы, невозможного и объединил множество разрозненных племен. Его армия, согласно античным авторам, насчитывала 150 тысяч человек, треть из которых составляла кавалерия. Войска Ситалка вторглись в Македонию и опустошили ее, а затем вернулись в свои земли с богатой добычей. Это была явная демонстрация силы и могущества, исторический урок, который должны были хорошо усвоить все последующие македонские правители. В середине IV века до н. э. Одрисса оставалась доминирующей державой в регионе[443]. Ее цари сформировали надплеменное государство, контролировавшее основную часть Фракии к югу от гор Гема. Одна особенно богатая группа курганов, принадлежащих одрисским царям и знати, была обнаружена в долине между Средна-Горой и Стара-Планиной, неподалеку от современного города Казанлык. Небольшое количество гробниц открыто для публики, их облицованные гранитом входы ведут в небольшие, хорошо построенные каменные склепы, многие из которых напоминают куполообразные ульи. По оценкам специалистов, в окрестностях находится около 1500 курганов, их округлые очертания контрастируют с пастбищами и полями розовых кустов, составляющими основу аграрного хозяйства этого региона. Как и в Египте, в Болгарии есть своя долина царей.

Филипп приступил к ликвидации одрисских владений в ходе военных кампаний 356, 352 и 347–346 годов до н. э. Начиная с прибрежных территорий, македонское влияние, как дикая виноградная лоза, постепенно продвигалось на восток. Керсоблепт, один из одрисских царей, был покорен, но ненадолго. Вскоре он снова начал создавать проблемы, нападая на греческие города и опустошая окрестные земли. Диодор сообщает, что Филипп двинулся на восток в 342 году до н. э., чтобы защитить эти города, но, несомненно, у него были и другие мотивы[444]. Фракия, с ее значительными природными ресурсами и положением на перекрестке дорог Европы и Азии, была ценным призом для любого желающего стать завоевателем. Множество золотых и серебряных предметов в музейном зале свидетельствуют о богатствах, которыми обладала Фракия. Однако одрисы не собирались легко отказываться от власти.

В самом конце Фракийского зала есть находка, которая показывает посетителям элитного воина той эпохи, возможно, царя или его родственника, современника Филиппа и Александра, вероятно, одного из многих, кто столкнулся с ними на поле битвы. Останки были обнаружены в 2005 году в погребальном кургане, использовавшемся с доисторических времен, недалеко от сел Маломирово и Златиница на юго-востоке Болгарии[445]. Украшения воина подчеркивали его высокий социальный статус: венок из золотых оливковых листьев и плодов все еще венчал голову покойника, изображение богини Ники было приколото спереди. Двадцать девять золотых накладок, найденных у тела, очевидно, представляют собой остатки диадемы, а на мизинце левой руки он носил массивный золотой перстень с печаткой. Вокруг покойного, наряду с другими ценными вещами, было разложено разнообразное оружие: изогнутый меч, нож, семь копий и две группы стрел, древки которых, колчаны и лук давно истлели. Но что действительно делает это захоронение особенным, так это боевые доспехи. Они были законсервированы, собраны и выставлены на обозрение в прямоугольной стеклянной витрине: бронзовый шлем в халкидском стиле, с гребнем в виде устрашающей трехголовой змеи, нагрудный щиток, надевающийся через шею, новаторский для той эпохи панцирь из железных чешуек, обеспечивающий свободу движения и защиту во время боя. Удивительные позолоченные серебряные поножи (представленные отдельно) украшали левую ногу воина, а на колене было выгравировано лицо суровой богини. Во время раскопок нашли также двух лошадей, принесенных в жертву у могилы.

Облик этого воина напоминает гомеровское описание мифического фракийского царя Реза, который отправился в Трою на снежно-белых конях и в прекрасно выкованных доспехах из чеканного золота, достойных бессмертного бога[446]. Наверняка бок о бок с ним сражались и другие конные воины в великолепных доспехах, представители местной аристократии. Конницу поддерживала одна из лучших легких пехотных армий Древнего мира – этих фракийских воинов называли пельтастами из-за овальных или серповидных щитов пельте. Опытные партизаны, предпочитавшие ночные рейды и засады в горах, они были вооружены изогнутыми кинжалами и разнообразными по форме копьями. Античные авторы утверждают, что они сражались, как дикие звери, распевая перед битвой гимн титанам, а после боя собирали и выставляли напоказ головы убитых. Греки часто приглашали фракийских пехотинцев как наемников, и благодаря своим боевым навыкам они заслужили уважение в македонской армии[447].

Филипп адаптировал свою тактику к фракийскому стилю ведения войны. Вместо того чтобы полагаться на македонскую тяжелую пехоту, вооруженную копьями-сарисами, он сформировал отряды авангарда из легкой пехоты, пращников, лучников, наемников и уделил особое внимание кавалерии[448]. Разделив свои силы на колонны, каждая из которых находилась под командованием опытного военачальника, Филипп мог атаковать несколько племенных территорий одновременно. Он дал ряд сражений, не все из них были успешными. Однажды, когда его преследовали фракийцы, он приказал арьергарду встать и сражаться, в то время как остальная часть его армии бросилась наутек. В другой раз он отправил послов во враждебный фракийский город для переговоров. Как только враги собрались, чтобы выслушать их, Филипп приказал атаковать[449]. Древние источники дают нам лишь часть информации, но археология помогает проникнуть в суть истории.

Недавно в Центральной Болгарии, у подножия пика Кози Грамади («Козьи громады»), на высоте около 1113 метров над уровнем моря, в горах Средна-Гора, была обнаружена ранее неизвестная крепость одрисов[450]. Стены из великолепно обтесанного камня окружают пространство в 3,4 гектара посреди густого лиственного леса, с двух сторон защищенное крутыми ущельями. Доступ контролировался через единственную проездную башню, а внутри крепости были устроены отдельные зоны для жилья и коммерции. В центре располагалось монументальное прямоугольное строение, которое, возможно, использовалось как сокровищница. В окрестностях обнаружили религиозное святилище, небольшое поселение и могильники[451]. Ниже, в предгорьях, у села Старосел, есть более доступная для посещения группа культовых памятников (курганов и храмов). Вся территория когда-то была центром фракийской власти.


Скачать книгу "Молодой Александр" - Алекс Роусон бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание