Молодой Александр

Алекс Роусон
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Великий завоеватель, просвещенный правитель или безумец с манией величия? Александр Македонский – одна из самых противоречивых фигур в мировой истории. Каждое поколение видело своего Александра. О его юности до недавнего времени и вовсе было известно очень мало. Но последние археологические находки позволяют нам по-новому взглянуть на становление его личности.

Книга добавлена:
26-10-2023, 17:54
0
228
82
Молодой Александр
Содержание

Читать книгу "Молодой Александр"



ИЛЛИРИЙСКАЯ СТАЛЬ

Иллирийцы на протяжении всего правления Филиппа оставались постоянной угрозой. Вероятно, Александр уже имел какой-то опыт борьбы с ними и мог лично знать некоторых царей – именно в Иллирию он отправился во время добровольного изгнания в 337–336 годах до н. э. Столкновение с ними в битве было еще одним обрядом посвящения, который должен пройти каждый македонский царь. Он двинулся на запад через Пеонию и прошел вдоль реки Эригон (то есть «Черная река», сегодня известна как Црна), которая, изгибаясь, протекала через обширную Пелагонскую равнину, когда-то входившую в состав Верхней Македонии[890]. У Арриана эта река является единственной топографической привязкой в походе на иллирийцев, зато он точно называет конечный пункт назначения – твердыню Пеллион.

Его местонахождение точно не установлено, хотя существует несколько версий. По одной из них, он находился где-то в окрестностях города Ресен в Северной Македонии, между городом Битола и Охридским озером, непосредственно на пути вторжения в Иллирию из Верхней Македонии через перевал, или даже в гористых окраинах Пелагонской равнины. Но самым оптимальным вариантом кажется, что Пеллион находился южнее, на территории современной Албании[891]. В 2002 году британский историк Т. Дж. Уиннифрит предположил, что Пеллион следует отождествлять с горными высотами над деревней Дзвезда, где на холме сохранились остатки укрепленного поселения[892]. Их еще предстоит раскопать, но уже сейчас вполне можно разглядеть контуры акрополя на вершине треугольной скалы, по западному склону которой спускаются террасы, земля там усеяна керамикой и черепицей. Это поселение занимало ключевое стратегическое положение, что позволяло контролировать дорогу через равнину Корча к важнейшему в этих местах перевалу Кангондж, а также еще один маршрут с севера на юг, пролегающий между Охридским озером и Преспой, который ранее охранялся доисторической стеной. Топография хорошо соответствует описанию поля битвы и дает возможность задуматься о том, что за ней последовало.

Александр прибыл в эти края в августе, урожай с полей был уже собран, но на деревьях еще созревали плоды. Согласно Арриану, он разбил лагерь у реки Эордайк (скорее всего, сейчас это река Деволи, протекающая через юго-восточную Албанию), недалеко от Пеллиона[893]. Вражеские силы возглавлял Клит, сын бывшего иллирийского вождя Бардилы. Его войска занимали город и окружающие его лесистые возвышенности. Здесь он мог оставаться на границе Македонии, ожидая подкрепления от Главкия, царя тавлантиев (еще одного иллирийского народа, проживавшего на северо-востоке), прежде чем начать вторжение. Александр не мог позволить двум силам объединиться и отдал приказ штурмовать городскую стену на следующий день после прибытия.

С первыми лучами солнца иллирийцы выстроились вокруг Пеллиона. Перед битвой они приобрели у местного населения трех мальчиков, трех девочек и трех черных баранов. Всех их принесли в жертву на глазах у македонской армии – страшное подношение иллирийскому богу войны. Александр и македоняне давно привыкли к подобной тактике запугивания, и им было что ответить. Они шли на гору, издавая боевой клич и размахивая руками. Началась битва, и их превосходная дисциплина, подготовка и оружие быстро сыграли решающую роль. Иллирийцы отступили, укрывшись за крепкими стенами Пеллиона. Македоняне продвинулись вперед и нашли безжизненно лежащие на земле тела жертв, оставшиеся после ужасного военного ритуала врага. Теперь сражение превратилось в осаду. Александр расположился лагерем у стен и начал окружать город рвом и частоколом. План, вероятно, сработал бы, но ему помешало оперативное прибытие Главкия и его войска. Ситуация внезапно обернулась против македонян.

Александр понимал, что оказался в опасности. Запасы заканчивались. Филота и избранный отряд кавалерии были отправлены в окрестные земли вместе со всеми вьючными животными на поиски пищи. Противник не мог не заметить этот шаг. Люди Главкия бросились в погоню и сумели занять возвышенность, окружавшую македонян. Александр забеспокоился, что с наступлением сумерек враг перекроет все пути отступления и нападет. Он немедленно вышел из лагеря с Щитоносцами, лучниками, агрианцами и четырьмя сотнями всадников, в то время как остальная часть армии оставалась под Пеллионом как гарантия того, что два иллирийских войска не смогут соединиться. Это был разумный шаг, и спасательная операция увенчалась успехом, но общее положение его армии не улучшилось. Враг все еще занимал высоту вокруг города – сотни, если не тысячи метателей дротиков, пращников, пехотинцев и кавалеристов, готовых атаковать македонян. Это был один из немногих случаев в жизни, когда Александр решил отступить, но позади уже оказались отряды Главкия, занявшие позиции на холмах над рекой Эордайк и над узким проходом, который вел к Македонии и безопасности. Александр совершил ошибку, когда не оставил никого охранять этот путь к перевалу, – редкая для него оплошность. Обдумав все, он решился на рискованную уловку: психологическую атаку.

Александр любил представления и решил поставить спектакль для зрителей, расположившихся в амфитеатре окрестных гор. Его люди хорошо знали сценарий, который разыгрывали бесчисленное количество раз, пока готовились к кампании. Они приняли боевой порядок, фаланга выстроилась на 120 человек в глубину. На каждом крыле свои позиции заняли по 200 всадников. Заинтриговав публику, Александр начал отдавать команды. Пехота в полном молчании подняла сарисы вертикально, затем, повинуясь другому приказу, опустила их, как будто готовая к атаке. Затем воины взмахнули копьями вправо, влево, раскачиваясь, как пшеничное поле на легком летнем ветру. Иллирийцы с недоверием наблюдали, как македоняне двигались вперед, идеально сохраняя строй, поворачивали то в одну, то в другую сторону. Дисциплина, практика и координация поражали, воины действовали так, словно составляли одно тело, один разум. Заключительная часть представления была самой впечатляющей. Внезапно пехота слева превратилась в клин, концы их сарис нацелились на ближайших к ним иллирийцев в предгорьях. Возглавляющий ее Александр приказал атаковать. Растерянный противник не стал задерживаться и покинул позиции. Македоняне прервали молчание. Ударяя копьями о щиты, они теперь издавали пронзительный боевой клич: «Алалалалай!» Остальные иллирийцы отреагировали вполне ожидаемо, поспешно отступив к городским стенам. Блеф Александра сработал. Затем он обратил внимание на перевал позади него. Некоторые тавлантии все еще занимали холм на пути к перевалу. Александр собрал царскую охрану и кавалеристов-Спутников и атаковал противника. При приближении македонян тавлантии рассеялись, отступив в горы. Александр со своими товарищами занял эту передовую позицию для прикрытия, затем послал за агрианцами и лучниками и приступил к организации отступления.

Перевал был узкий и поросший лесом, ограниченный с одной стороны рекой, а с другой – высокой горой со скалами, спускавшимися к самой кромке воды. Места не хватало даже для того, чтобы идти вчетвером в ряд. Перевал Кангондж, через который протекает Деволи, может, и напоминает то, что описывает Арриан, но наносы, наводнения и вырубка лесов сильно изменили его внешний вид. Щитоносцы первыми пересекли реку, ступая по мелководью, а батальоны тяжелой пехоты последовали за ними. Рядом с противоположным берегом им приказали построиться и растянуть линию влево, чтобы, как только фаланга выйдет из воды, она выглядела сплошной. Иллирийцы, увидев незащищенный тыл македонской армии, решили, что пришло время атаковать. Александр подождал, пока они не окажутся достаточно близко, и нанес ответный удар с холма, а фаланга внизу, снова подняв боевой клич, начала продвигаться по воде. Под этой совместной атакой иллирийцы были вынуждены отступить. Теперь Александр приказал агрианцам и лучникам занять еще одну оборонительную позицию у реки, чтобы прикрыть отступление остальных частей. Он благополучно переправился через реку, но заметил, что некоторые из отставших снова подверглись нападению иллирийцев, которые преследовали их, как волки атакуют отбившихся от стада. Александр приказал лучникам стрелять с середины реки, чтобы обеспечить прикрытие. Заградительный огонь сработал, и иллирийцы снова рассеялись. Армия одолела перевал, не потеряв ни одного человека. Это был образец оборонительного маневрирования.

Перевал Кангондж

Как только Александр благополучно вывел армию, он сразу же начал планировать возвращение. Атака должна быть внезапной – наиболее эффективная тактика против плохо организованных и недисциплинированных сил. Прошло три дня, прежде чем разведчики сообщили, что оборона иллирийцев достаточно ослабла. Они расположились лагерем за пределами города без защитного частокола или рва, без сторожевых постов, а линия растянулась по предгорьям и равнине. Александр в сопровождении верных агрианцев, Щитоносцев, лучников и двух батальонов тяжелой пехоты ночью переправился через реку, отдав приказ остальным войскам следовать за ними, когда они уже возьмут под контроль переправу. Однако, достигнув неприятельского лагеря, Александр решил не ждать остальные части, а начать штурм теми силами, которыми он уже располагал. Легкие отряды прокрались среди тлеющих костров, палаток и спящих на земле людей. Многих убивали на месте, других брали в заложники. Некоторым удалось собраться: они, полусонные, внезапно оказались лицом к лицу с надвигающейся фалангой, выстроившейся глубоким строем, и с элитным отрядом Щитоносцев, атаковавших с флангов. Это был разгром. Клит покинул Пеллион и, уходя, сжег город дотла. Македоняне преследовали Главкия и его войско до окрестных гор, через которые те сбежали и вернулись на свою территорию. Дальше Александр за ними не пошел, цель была достигнута, и дальнейших угроз ожидать не приходилось. До конца его правления иллирийцы не доставляли проблем.

Это не крупная кавалерийская победа, как в более поздних битвах Александра в Персии, и не результат успешной осады, медленно сокрушавшей врага точильным камнем македонской силы. Это была тайная атака, ночной рейд, проведенный опытными воинами, которые молча подчинялись командам своего лидера. Это пример того, как уже с самых ранних пор Александр глубоко понимал стратегию и умел приспосабливаться к любым обстоятельствам, желая во что бы то ни стало выйти победителем. Для армии это было первое знакомство с грядущими событиями. Под его руководством они не проиграли ни одной битвы.

В заключении к «Анабасису» Арриан останавливается ненадолго, чтобы рассмотреть ключевые составляющие, которые сделали Александра непревзойденным полководцем:

Он обладал исключительной способностью в обстоятельствах темных увидеть то, что нужно: с редкой удачливостью заключал по имеющимся данным о том, какой исход вероятен; прекрасно знал, как построить, вооружить и снабдить всем необходимым войско. Как никто, умел он поднять дух у солдат, обнадежить их, уничтожить страх перед опасностью собственным бесстрашием. С решимостью непоколебимой действовал он в тех случаях, когда действовать приходилось на глазах у всех; ему не было равного в умении обойти врага и предупредить его действия раньше, чем мог возникнуть страх перед ним[894].


Скачать книгу "Молодой Александр" - Алекс Роусон бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание