Сказки Исфахана

Народное творчество
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: «Сказки Исфахана» собраны в окрестностях одного из старинных иранских городов, древней столицы Ирана г. Исфахана. Как и в других персидских сказках, причудливая фантазия, неистощимая выдумка сочетаются в них с юмором, придавая сказкам неповторимый национальный колорит.

Книга добавлена:
7-03-2023, 10:27
0
712
47
Сказки Исфахана

Читать книгу "Сказки Исфахана"



Сказка про шахзаде Мохаммеда

Было так, а может, не было, жил на свете падишах и было у него три сына — Джамшид, Хоршид и Мохаммед. Долго жил падишах, но вот настало время вручить богу душу. Он занемог и призвал к себе сыновей.

— Слушайте меня, — сказал он им, — дети мои, мои наследники, и запомните мой наказ! В нашем городе семь ворот. Одни из них я велел запереть и замазать глиной, чтобы вы не открывали их и не выходили через них из города. В какой бы стороне вы ни надумали погулять или поохотиться, все равно не выходите через те ворота, даже не глядите на них.

Прошло после этого несколько дней, и падишах умер. Старший шахзаде, Джамшид, занял престол отца и правил целый год, не ведая горя и не обижая подданных. Однако надоела Джамшиду беспечальная жизнь, и однажды он созвал своих везиров и повелел им открыть наглухо закрытые ворота, захотелось ему выехать через них из города, посмотреть, что за ними скрывается.

Везиры пали ниц и стали отговаривать Джамшида.

— Да будем мы жертвой за тебя, шах! Не перечь обычаю предков — никогда ни один падишах не проходил через те ворота, не изволь и ты нарушать обычай.

— Твердо мое решение, едино мое слово, не перечьте мне и возражать не смейте! Поживей приготовьте все для охоты и отоприте ворота.

Везиры, увидев, что их слова не возымели действия, открыли ворота, и падишах выехал через них на охоту. А перед тем, как покинуть город, он написал везиру правой руки, что, если через сорок дней он не вернется с охоты, пусть падишахом станет его брат Хоршид.

Джамшид и его охотники в первый день ничего не поймали и уже собирались вернуться в город, как вдруг увидели вдали красивую стройную газель. Падишах велел загонщикам окружить ее, да пригрозил, что, если упустят зверя, не сносить им головы.

Охотники тесным кольцом окружили газель. Бедняжка глянула в одну сторону, глянула в другую — все пути отрезаны, люди стеной стоят. Тогда газель перепрыгнула через голову падишаха и ускакала прочь.

Падишах сказал:

— Раз газель перескочила через мою голову, я сам ее поймаю. Возвращайтесь назад, пусть никто за мной не едет!

Все спутники Джамшида вернулись в город, только один его гулям — негр, служивший Джамшиду с детства, сказал:

— Я тебя не оставлю, мой падишах, пойду за тобой повсюду, дай мне на это разрешение.

— Хорошо, — согласился Джамшид. — Оставайся со мной.

Падишах и гулям вскочили на коней, вдели ноги в стремена и вихрем понеслись по степи за газелью. Мчались они долго, а газель никак не догонят — все дальше убегает, а потом у степной речушки и совсем скрылась из глаз, будто вода, в землю ушла. Как ни старались они найти газель, ничего не вышло.

— Давай спешимся, переведем дух, посмотрим, куда нас занесло, что это за место! — предложил падишах.

Они сошли с коней, уселись на бережку, освежились холодной водой. А вокруг пустыня, ни одной живой души не видно. Передохнув немного, Джамшид сказал гуляму:

— Иди сними хурджин[61] и принеси сюда, посмотрим, что там поесть найдется.

Черный гулям снял с коня хурджин со снедью, и они хорошенько поели. А когда утолили голод, захотели попить. Падишах хотел было горстью зачерпнуть воду, как вдруг увидел серебряную чашу и протянул к ней руку.

Едва он дотронулся до чаши, как раздался голос: «Прочь отсюда!» — и тотчас из речушки вышла девушка, прекрасная, словно луч солнца, с дубинкой в руках. Она быстро ударила ею падишаха по плечу, приговаривая: «Стань камнем!» То же самое проделала девушка с гулямом. Джамшид и его черный слуга тут же превратились в камни и скатились в воду.

Прошло сорок дней. Жители города, где правил Джамшид, не дождавшись возвращения своего падишаха, облачились в черные одежды и объявили траур, как если бы падишах их умер. Когда прошло семь дней траура, по завету Джамшида падишахом стал шахзаде Хоршид.

Год правил Хоршид своим царством тихо и мирно, а через год велел открыть загадочные ворота и принести себе охотничью одежду. Как ни просили везиры, как ни молили его не выезжать через те ворота, падишах упрямо стоял на своем.

— Не смейте мне прекословить. Я должен ехать и выеду из города только через те ворота.

Волей-неволей принесли падишаху охотничье платье, и Хоршид с несколькими охотниками покинул город.

Он тоже наказал своему везиру правой руки объявить падишахом шахзаде Мохаммеда, если сам не вернется домой через сорок дней.

Проехал Хоршид некоторое расстояние и тоже увидел прекрасную газель, пленившую его взор.

— Окружите эту газель, не дайте ей убежать. Кто упустит ее, тому голову снесу! — крикнул он.

Окружили люди газель, глянула она направо, глянула налево, — все пути отрезаны, тогда она перепрыгнула через голову самого падишаха и стрелой понеслась через степь.

Падишах задумался, потом сказал:

— Никто, кроме меня, не должен преследовать эту газель. Я сам поймаю ее и расправлюсь с ней.

Хоршид поскакал за газелью, и только один его гулям, брат гуляма, поехавшего с Джамшидом, последовал за ним.

Падишах и гулям с утра до полудня гнали коней за газелью, пока не достигли речушки, где газель вдруг пропала из виду, словно вода, ушла сквозь землю.

Хоршид, расстроенный и усталый, спешился, чтобы передохнуть и поразмыслить, как быть дальше.

Гулям привязал коней, расстелил скатерть и разложил на ней припасы, которые захватил с собой. Поели они, захотели пить.

Подошли к воде и тут увидели у воды серебряную чашу.

— Откуда тут серебряная чаша? — воскликнул удивленный гулям, а Хоршид протянул к ней руку, но едва дотронулся до нее, как послышался голос: «Прочь отсюда!» — и тут же из воды вышла девушка с дубинкой в руках. Она ударила ею Хоршида по плечу, приговаривая: «Стань камнем!» Так же поступила она с гулямом.

Падишах и гулям оба превратились в камни и скатились в речушку.

И на этот раз подданные Хоршида сорок дней прождали возвращения своего падишаха, а потом семь дней носили по нему траур. После этого падишахом объявили шахзаде Мохаммеда, стали чеканить монеты с его именем и молиться за него в мечетях.

Прошел год. Падишах Мохаммед по примеру своих братьев велел принести все нужное для охоты и распорядился открыть злополучные ворота. Везиры и на этот раз пали ниц и молили падишаха не следовать примеру братьев.

— Да будем мы жертвой за тебя, не выезжай через эти проклятые ворота, послушайся доброго совета!

Но падишах был непреклонен.

— Не тратьте зря слов, мои братья пропали, уехав через эти ворота. Я должен найти их, вот почему мне надо последовать за ними.

С этими словами Мохаммед вручил своему главному везиру бумагу, в которой было написано:

«Если через сорок дней я не вернусь, падишахом вместо меня станешь ты, садразам! Я же около того места, где погибну или исчезну, воткну в землю свой меч. Поезжайте вслед за мной и где найдете меч, воткнутый в землю, там и ищите меня».

Мохаммед один выехал из города.

Как и его братьям, ему тоже вскоре попалась в степи газель. Он погнался за ней, но так и не настиг. Вскоре она исчезла из глаз у мелкой речушки. Мохаммед сошел с коня, привязал его к дереву, потом умылся и, немного освежившись, прилег отдохнуть под деревом. Мохаммед задремал, глаза у него слипались, но разум еще бодрствовал.

В это время прилетели три голубки и уселись на ветке над самой головой Мохаммеда.

Одна голубка сказала:

— Сестрица, посмотри-ка вниз, знаешь ли ты юношу, что спит под этим деревом?

— Нет, не знаю, — ответила ей другая.

— Это сын падишаха Ахмеда, — сказала ей первая. — У шаха Ахмеда было три сына — Джамшид, Хоршид и Мохаммед. Первые два сына не послушались наказа отца и выехали через ворота, что были крепко заперты и обмазаны глиной. Оба они стали пленниками дочери царя Искандера Фереште. Теперь настала очередь его третьего сына — вот этого юноши. Вот так и бывает всегда, поделом им: кто не слушается отца, попадает в ловушку и расплачивается.

Третья голубка сказала:

— Думаю я, этот юноша не спит и слышит наши слова. Он должен встать, положить в карман три камня, залезть на дерево и отсюда кинуть один камень в ту серебряную чашу, которая валяется вон там, тогда из нее раздастся голос: «Уходи прочь!» — и из воды выйдет девушка. Она увидит, что никого нет, и снова войдет в воду. Юноша кинет в чашу второй камень, из чаши снова послышится: «Уходи прочь!» — и из воды опять выйдет девушка и снова никого не увидит. Третий раз юноша кинет камень в чашу, услышит: «Уходи прочь!» — и девушка снова выйдет из воды. На этот раз она рассердится и со злости ударит палкой чашу, говоря: «Молчи, не обманывай меня». Когда она исчезнет, юноша должен сойти с дерева и прорыть землю от чаши к речушке, чтобы вода из-под чаши текла в речушку. Когда вся вода вытечет, надо будет поднять чашу. Под чашей — бронзовая дверь. Он откроет ее и увидит дорогу, она приведет его в длинный проход, в конце которого сияет яркий свет. У выхода оттуда стоит на страже негр. Юноша должен осторожно подкрасться к нему и убить, только тогда он сможет пойти дальше и попасть в сад Фереште. В правой стороне сада — дворец, а перед дворцом — трон из эбенового дерева, украшенный изумрудом и жемчугами. На этом эбеновом троне спит девушка, от ее сияющей красоты светится весь сад. Это царевна Фереште-ханум. У Фереште семь кос, а у эбенового трона — семь ножек. Юноша должен привязать каждую косу Фереште к одной из ножек трона, а потом достать кинжал и приставить к груди девушки. Когда она проснется, то спросит его: «Эй, юноша, кто тебя провел сюда, кто показал дорогу?» На это надо ответить: «Кто меня и тебя сотворил, тот мне и дорогу показал». Тогда девушка скажет: «А чего ты хочешь, зачем сюда пришел?»

Юноше не следует неразумно говорить, что он влюбился в нее, он должен сказать ей правду: ты, дескать, заколдовала моих братьев, превратила их в камни, и я пришел спасти их. Тогда Фереште скажет: «Хорошо, отведи от моей груди свой кинжал, и я расколдую твоих братьев, а сама стану твоей женой». Только верить ей нельзя, пока она не поклянется отцом с матерью! Если юноша отведет от ее груди кинжал, не услышав ее клятвы, то и его самого, подобно его братьям, Фереште превратит в камень, разве что юноша убьет Фереште, и тогда он освободит и себя, и своих братьев. Хорошо, если он сейчас не спит и слышит мои слова, тогда он сможет поступить, как я сказала, и достичь своей цели.

Падишах Мохаммед быстро встал с земли, и голуби разлетелись, при этом третья голубка сказала:

— Эй, дитя человеческое, потерпел бы ты еще немного и смог бы услышать от меня, как достичь своего желания другим, легким путем!

Короче говоря, шах Мохаммед проделал все, что услышал от голубки, и, когда оказался перед Фереште, привязал ее семь кос к семи ножкам трона, приставил кинжал к ее груди и стал ждать, пока она проснется.

Едва раскрыв глаза, девушка спросила:

— Кто показал тебе дорогу сюда?

— Создатель показал мне дорогу!

— Хорошо. А зачем ты пришел, что тебе надобно?

— Ты колдовством заманила двух моих братьев и превратила их в камни. Я пришел вызволить их!

— Хорошо, я их освобожу, только отведи от моей груди свой кинжал. Я сделаю их снова людьми и отпущу, а за тебя замуж пойду.


Скачать книгу "Сказки Исфахана" - Народное творчество бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Мифы. Легенды. Эпос » Сказки Исфахана
Внимание