Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире

Нэйт Педерсен
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: Правда ли, что Христофор Колумб завез новую разновидность сифилиса в Европу? Что общего у ребенка супругов Льюисов и одиннадцатого президента США? Связаны ли туберкулез и вампиры? Книга Лидии Канг и Нэйта Педерсена – увлекательная иллюстрированная история эпидемий инфекционных заболеваний: как они появляются, как распространяются, что позволяет их диагностировать, и как мы спешим уничтожить их, прежде чем они уничтожат нас. Чума, оспа, проказа, тиф, бешенство, корь, сибирская язва, гепатит, лихорадка Эбола, ВИЧ, коронавирус – насколько успешно человечество справляется с этими болезнями и есть ли шансы победить их раз и навсегда?

Книга добавлена:
23-07-2023, 07:56
0
377
197
Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире
Содержание

Читать книгу "Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире"



♦♦♦

Тремя столетиями ранее похожие события разыгрывались на Мексиканском нагорье.

«В городах и крупных селениях рыли глубокие канавы, и с рассвета до заката священники были заняты лишь тем, что перетаскивали и бросали в них тела умерших», – пишет францисканский монах, ставший свидетелем смертоносной эпидемии, разгоревшейся среди ацтеков в 1576 году.

В 1519 году испанский колонизатор Эрнан Кортес высадился в Мексике вместе с отрядом из нескольких сотен человек, намереваясь завоевать эти земли. Перед европейцами предстала богатая, яркая и высокоразвитая культура ацтеков, создавших огромную империю, население которой насчитывало около двадцати пяти миллионов человек. За сотню лет их численность резко сократилась, и остался лишь миллион жителей, после того как большинство ацтеков пали в бою или стали жертвами нескольких сокрушительных эпидемий инфекционных болезней, привезенных европейцами. В 1520 году в Мексику приехал зараженный натуральной оспой раб с Кубы, а следовавшая за ним по пятам эпидемия унесла жизни почти половины ацтеков, включая и их императора Куитлауака. В немалой степени именно благодаря этому Кортесу удалось одолеть могущественную империю ацтеков, хоть с ним и было всего шесть сотен воинов.

Впереди ждали еще более смертоносные эпидемии. Две самых крупных вспышки в письменных исторических источниках ацтеков получили название «коколицтли», что на языке науатль означает «мор». Одна из них разразилась в 1545 году, вторая – в 1576. В общей сложности они отправили на тот свет от семи до восемнадцати миллионов человек.

Историки медицины долго бились над вопросом о том, что именно послужило причиной эпидемий коколицтли. Это могла быть натуральная оспа, корь, сыпной тиф или другие болезни. Однако в 2017 году исследователи получили результаты анализов ДНК, которые убедительно доказывают, что на самом деле обе вспышки были вызваны особенно заразным и смертоносным штаммом сальмонелл, привезенных европейскими колонизаторами.

Этот ныне очень редкий штамм бактерий под названием Salmonella paratyphi C был распространен в Европе еще до того, как конкистадоры прибыли в Америку.

Человек может быть бактерионосителем этих микроорганизмов, оставаясь совершенно здоровым – а значит, среди солдат из экспедиции Кортеса запросто могли найтись бессимптомные носители. Учитывая, что прежде местное население не сталкивалось с этим смертоносным штаммом сальмонелл, среди ацтеков наверняка начала свирепствовать инфекция. Она передается через фекалии, а крушение привычного общественного порядка, которое повлекла за собой испанская колонизация, могло послужить причиной антисанитарии, благоприятной для размножения бактерий. У больных, подхвативших инфекцию, вероятно, начиналась кишечная лихорадка, сильно напоминающая симптомы брюшного тифа и сопровождающаяся рвотой и кожными высыпаниями – и все это наряду с чрезвычайно высоким уровнем смертности.

Встреча испанского колонизатора Эрнана Кортеса и Монтесумы II, правителя Теночтитлана (территория современной Мексики), 1519 г.

Вполне возможно, что основной причиной краха Ацтекской империи стали две охватившие всю ее территорию вспышки, вызванные сальмонеллой.

А вот Империю инков – крупнейшее государство доколумбовой Америки – подкосила натуральная оспа. К 1532 году, когда Франсиско Писарро прибыл в Перу, грипп, сыпной тиф, корь и главным образом оспа уже успели по торговым путям добраться из Центральной Америки до андских высокогорий, где жили инки. До эпидемий оспы их насчитывалось чуть больше десяти миллионов. Болезнь не только скосила от 60 до 90 % населения инков, но еще и неожиданно отправила на тот свет их императора Уайна Капака, в результате чего некогда могущественная империя погрузилась в междоусобную войну за право престолонаследия. Подобно событиям, произошедшим в Мексике, эта эпидемия позволила Писарро, у которого было сто шестьдесят восемь воинов, двадцать семь лошадей и одна пушка, покорить развитую цивилизацию и занять территорию, по размерам равную Испании и Италии вместе взятым.

Похороны инкского правителя Атауальпа, 1533 г.

Цивилизация майя, однако, пережила резкий упадок еще до прибытия европейцев, что некоторые ученые относят на счет болезней. Истинной причиной краха цивилизации майя классического периода, окончившегося сокращением их численности и запустением высокоразвитых городов, построенных в низменностях Центральной Америки, могла послужить эпидемия.

Со II по VIII век цивилизация майя, населявших этот регион, процветала, но в VIII–IX вв. испытала резкий упадок, что давно приводит в замешательство археологов и историков.

По одной из теорий, на индейцев обрушилась эпидемия болезни Шагаса – паразитарного заболевания, вызываемого простейшим под названием Trypanosoma cruzi, которое передается через укусы насекомых, обитающих в тропических регионах, таких как низменности, где жили майя. Вкупе с быстрым распространением энтеропатогенных микроорганизмов, которые провоцируют заболевания кишечника, вызывая острую диарею, это могло стать для майя серьезной передрягой.

Еще одна гипотеза гласит, что продолжительные периоды сильной засухи привели к вспышкам геморрагической лихорадки, которые в свою очередь значительно сказались на численности населения и в конечном счете привели к опустению городов.

Как бы то ни было, майя тоже пострадали от болезней, завезенных европейцами в 1520 или 1521 году. Описанные современниками симптомы скорее указывают на грипп, чем на оспу, но результат оказался не менее катастрофическим. Какчикели, один из народов майя, оставили описания ужасных последствий эпидемии: «И тогда разлагались тела мертвецов {без погребения}. После того как умерли наши отцы и деды, половина народа бежала в ущелья. Псы и грифы пожирали тела. Ужасной смертью умирали ваши деды».

Вся история Северной и Южной Америки могла бы сложиться совсем иначе, если бы инфекции распространялись в обратном направлении. Если бы на европейских солдат и поселенцев раз за разом обрушивались эпидемии местных болезней, выкашивая их подобно оспе, уничтожавшей от 60 до 90 % коренного населения, они, возможно, и вовсе отказались бы от своих первоначальных попыток обосноваться на этой земле. Вероятно, прошло бы еще одно-два столетия, прежде чем в Америку перебралось бы достаточно обладавших иммунитетом европейцев, чтобы основать хоть какие-то постоянные поселения. И тогда история Нового света наверняка пошла бы по совершенно иному пути.

Триатомовые клопы, потенциальные переносчики микроорганизмов Trypanosoma cruzi – паразитов, вызывающих болезнь Шагаса.

Неконтактные народы

Современным попыткам связаться с немногочисленными, оставшимися в отдаленных уголках земного шара «неконтактными народами» противостоят опасения принести в их беззащитные сообщества всевозможные эпидемии девственных земель. Никто точно не знает, сколько подобных племен существует на сегодняшний день, но в основном догадки сходится на том, что их около сотни и они по большей части разбросаны по территории Амазонии, хотя также встречаются в Новой Гвинее и на отдаленных островах Индийского океана.

В прошлом такие контакты не раз оборачивались катастрофой для аборигенов, которые зачастую теряли до 50 % населения из-за новых патогенов и заболеваний, даже несмотря на помощь современной медицины. В результате правительства стран, на чьей территории живут неконтактные народы, решили придерживаться более просвещенной политики невмешательства.

Некоторые государства, такие как Боливия, Бразилия, Колумбия и Перу, создали заповедники и национальные парки вокруг территорий, где живут известные нам неконтактные народы, чтобы их защитить. Эквадор пошел еще дальше: на правительственном уровне был принят закон, который дарует этим племенам право на самоопределение и равенство и запрещает контакты с ними.

И все же угроз предостаточно, в особенности из-за вторжения компаний, занимающихся незаконной добычей ресурсов и лесозаготовкой в амазонских тропических лесах. Риск возможных контактов также несут христианские миссионеры, которые временами подрывают усилия правительства своими попытками познакомить местные племена со своей религией и обратить их в новую веру.

Риску, однако, подвержены обе стороны. Правительства не только защищают от болезней неконтактные народы, но и оберегают искателей приключений от этих племен. Некоторые из них, мягко говоря, негостеприимно встречают чужаков, и многие считают причиной этому прежние контакты, которые привели к вспышкам заболеваний и массовой гибели. Совсем недавно – в 2018 году – двадцатисемилетний христианский миссионер из США высадился на острове Северный Сентинел в Бенгальском заливе, где живут сентинельцы, яростно охраняющие свой дом. В него тут же попала стрела, после чего его тело закопали неподалеку от лодки, которая доставила его на остров. Намек был ясен: оставьте нас в покое.

Вот такой современный вариант Колумбова обмена.

Молодые сентинельцы готовятся отбиваться от чужеземцев.


Скачать книгу "Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире" - Нэйт Педерсен бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Исторические приключения » Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире
Внимание