Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире

Нэйт Педерсен
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: Правда ли, что Христофор Колумб завез новую разновидность сифилиса в Европу? Что общего у ребенка супругов Льюисов и одиннадцатого президента США? Связаны ли туберкулез и вампиры? Книга Лидии Канг и Нэйта Педерсена – увлекательная иллюстрированная история эпидемий инфекционных заболеваний: как они появляются, как распространяются, что позволяет их диагностировать, и как мы спешим уничтожить их, прежде чем они уничтожат нас. Чума, оспа, проказа, тиф, бешенство, корь, сибирская язва, гепатит, лихорадка Эбола, ВИЧ, коронавирус – насколько успешно человечество справляется с этими болезнями и есть ли шансы победить их раз и навсегда?

Книга добавлена:
23-07-2023, 07:56
0
337
197
Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире
Содержание

Читать книгу "Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире"



Аутопсия

От гуморальной теории до разграбления могил

Значение: сыграла огромную роль, заложив основы понимания причин и последствий заболеваний, поражающих человеческий организм.

Когда: практиковалась приблизительно с 300 года до н. э., но широкого распространения не получала до XVI века.

Кто: первый труд об аутопсии принадлежит перу древнегреческого учителя Герофила (335–280 гг. до н. э).

Что было дальше: время от времени вскрытия и вивисекции проводились на телах казненных преступников.

Малоизвестный факт: Микеланджело, обладавший знаниями об аутопсии и страдавший от камней в почках, нарисовал Бога в огромном плаще, напоминающем этот орган, на потолке Сикстинской капеллы.

Крепкий мужчина шестидесяти лет от роду, укушен бешеной собакой за запястье…

С момента укуса прошло три месяца… ему стала свойственна тревожность, странная и беспричинная пугливость, он в страхе вздрагивал от малейшего звука, в любом постороннем видел предателя…

Вскоре после появления первых симптомов он начал бояться света и воды, и его привезли в госпиталь, где он прожил два дня. При попытках глотнуть воды его тело сотрясали судороги…

Невероятный страх – отвращение к воде – а также трудности и неудобства, которые он испытывал, силясь ее проглотить, не прекращались до самой смерти.

Его тело было вскрыто 21 мая 1727 года.

Так начинается история болезни одного больного, описанная Джованни Баттиста Морганьи в его прославленном труде 1761 года «О местонахождении и причинах болезней, выявленных анатомом» (лат. De Sedibus et Causis Morborum per Anatomen Indagatis). Морганьи считается отцом-основателем современной патологической анатомии – науки о причинах заболеваний и их воздействии на организм. Именно благодаря патанатомии мы знаем о том, что сифилис может вызвать разрыв аорты, а рак – разрушить костную ткань. Но один из ее аспектов, незаслуженно обойденный вниманием в наше время, исторически оказался одним из важнейших способов понимания природы жизни и смерти, а также связующих их болезней.

Аутопсия.

Тело умершего хранит в себе уникальную информацию. Не о том, учился ли он в колледже, играл в бейсбол или голосовал за презираемого всеми политика. Это более глубинные сведения, таящиеся в самих жилах его существа, связанные с его генетическим прошлым и выбранным им образом жизни. С предначертанной ему судьбой. В каком-то смысле – это история, написанная еще при зачатии. Правда, при вскрытии распутывать сюжетные хитросплетения приходится кому-то другому.

Аутопсию практикуют вот уже тысячи лет в поисках ответов на вопрос о том, как люди живут и почему умирают. Она может приоткрыть завесу тайны, почему организм человека сдается под напором определенных инфекций или болезней, но справляется с другими. Цель вскрытия – выяснить, почему оркестр нашего организма (вместе с сосудами, по которым бежит кровь, нейронами, которые исправно передают электрические заряды, газами, что поступают в ткани и выводятся из них) меняет свою стройную мелодию на гимн хаотическому разрушению. Ну и наконец, аутопсия проводится для того, чтобы мы могли узнать, как нам самим не погибнуть от тех же недугов.

Рисунок Леонардо да Винчи, изображающий анатомическое строение шеи (ок. 1515 г.).

Сначала мы обратили свой взгляд внутрь звериных, а не человеческих тел. Еще в 3500 году до н. э. в Вавилоне гадание по внутренностям животных считалось способом предсказать будущее. Такая ворожба – так называемая «гаруспиция» – заключалась в разглядывании внутренностей убитых зверей, в частности их печени, где, по тогдашним представлениям, находилась душа: считалось, что в ней можно увидеть предзнаменования и божественные послания. К примеру, древние вавилоняне верили, что повреждение левой печеночной вены предрекало поражение врагам.

Сопутствующим результатом таких верований стали знания о том, какие анатомические особенности животных следовало считать нормой, а какие – нет, которые в будущем стали основой изучения человеческой анатомии. Книга «Второзаконие» предписывает евреям придерживаться следующего правила: «Не ешьте никакой мертвечины [19]». Иными словами, при жертвоприношении и забое надлежало тщательно обследовать внутренности животных и проверять, насколько здоровы их органы, чтобы избежать болезней, которые могли в них таиться.

Другие теории и верования возвышались над миром простых смертных. В «Илиаде» Гомера, датируемой VIII веком до н. э., описывается мор, обрушившийся на греков – якобы в ответ на молитвы Аполлону. И все же некое представление об анатомии, похоже, существовало. Внутренние органы имели свои названия, хоть их функции и оставались загадкой. Воины прекрасно знали, как нанести рану, которая станет смертельной. Копье охотника, нож кухарки, жертвенный кинжал – все эти орудия попадали в конкретные части тел животных, и уж конечно те, кто их использовал, замечали некоторое сходство в устройстве человеческих тел. Однако нет никаких свидетельств того, что в то время практиковалось препарирование или аутопсия.

Аутопсия

Как она проводится?

В наши дни вскрытия проводятся систематически: это нужно, чтобы выявить причину смерти, для чего сперва необходимо получить больше сведений об умершем. Существует два основных вида аутопсии: клиническая и судебно-медицинская. Первая служит для установления причин гибели с точки зрения медицины, а вторая рассматривает возможность насильственной смерти.

Время смерти, сведения о том, где она наступила, кто находился рядом с усопшим, какими заболеваниями он страдал – все это необходимо выяснить, прежде чем приступать к вскрытию.

Оптимальный срок проведения аутопсии – не позднее, чем через двадцать четыре часа после наступления смерти, и начинать ее следует со снятия мерок и взвешивания тела покойного.

Фиксируются и другие отличительные признаки, такие как цвет глаз и волос (природный или искусственный), оттенок кожи и этническая принадлежность. В зависимости от вида аутопсии некоторые детали могут оказаться более весомыми для судебно-медицинской экспертизы – скажем, следы пороха, особенности одежды и пятна от разных веществ, а также образцы волос и ногтей.

Для поиска остатков биологических жидкостей могут применяться ультрафиолетовые лампы.

При проведении больничного вскрытия особенное внимание уделяют хирургическим разрезам, местам проколов для установки капельницы и шрамам. Иногда при подозрении на наличие переломов делают рентгеновские снимки. Кроме того, если имеются примечательные внешние особенности, их фотографируют.

Затем под спину трупа подкладывают подпорку и чаще всего от линии плеч выполняют два косых надреза, которые соединяются в середине груди и уходят к низу живота. Кожу и мягкие ткани оттягивают от стенок грудной клетки, после чего с помощью осцилляторной пилы для костной ткани удаляется грудная клетка. Затем производится обследование внутренних органов in situ, то есть в том месте, где они находились изначально. После этого органы вынимают – иногда все разом (этот метод называется en bloc) – и каждый из них поочередно препарируют, измеряют и взвешивают. В случае клинического вскрытия солидные (*без полостей) органы, такие как печень, разрезают на части для дальнейшего исследования под микроскопом.

Полые внутренние органы, такие как желудок, вскрывают и помещают в раствор формальдегида, а после исследуют на предмет патологических изменений. При необходимости берутся образцы тканей организма, а в некоторых случаях – моча, кровь, мазки из желудка, желчного пузыря, влагалища, ануса, мест порезов или укусов, и даже из глазных яблок (уровень содержания калия в стекловидном теле позволяет определить, сколько времени прошло с момента наступления смерти).

«Подготовительный надрез» – иллюстрация из «Пособия по патологической анатомии и технике посмертного вскрытия» (англ. A Handbook of Morbid Anatomy and Post-Mortem Technique, 1910 г.).

Если требуется исследование мозга, выполняется огибающий затылок надрез от уха до уха, кожу оттягивают вперед и назад, а кости черепа срезают все той же осцилляторной пилой. Мозг всегда помещают в бальзамирующую жидкость наподобие формалина, чтобы исследовать его позднее, потому что он слишком мягок, чтобы с ним можно было работать (до использования формалина его текстура напоминает желе, а после – мякоть незрелого авокадо). Конечности в ходе осмотра, как правило, не разрезают.

Изображение процедуры вскрытия из трактата Ги де Шолиака Chirurgia Magna, 1363 г.

Когда все необходимое сделано, сотрудник морга (в английском языке их называют словом diener, что в переводе с немецкого означает «слуга») завершает процедуру вскрытия. Органы (завернутые в полиэтилен) возвращают на прежние места, или же, как часто бывает при клиническом вскрытии при отсутствии особых требований, обусловленных религиозными взглядами или пожеланиями со стороны родственников, тело умершего набивают ватой или другими материалами. Рассеченные кожные покровы зашивают типичным «бейсбольным» швом. Разрезы на черепе хорошо маскируют, а волосы оставляют, что важно для проведения определенных похоронных мероприятий.

В общей сложности вся процедура занимает не более двух-четырех часов, но на получение окончательных результатов микроскопии и лабораторных исследований может уйти несколько недель. После завершения аутопсии тело умершего отправляют в похоронное бюро, где с помощью грима и одежды его приводят в надлежащий вид, чтобы его можно было вынести в открытом гробу. Что касается цены, это весьма недешево: заказное вскрытие может обойтись в круглую сумму – от трех до пяти тысяч долларов. В конце концов, мертвые не открывают своих секретов всем подряд.

Ну и напоследок: в качестве меры предосторожности патологоанатомы и сотрудники моргов пользуются средствами индивидуальной защиты, а иногда даже специальными «кольчужными» перчатками, призванными обезопасить их от опасных порезов, которые может нанести мощная пила для костей. Известны случаи, когда патологоанатомы и их ассистенты, проводя вскрытие, заражались смертельными стрептококками, туберкулезом, бластомикозом, ВИЧ, гепатитом и даже бешенством.

Труп, может, и мертв, но это еще не значит, что он не способен убить.

Гуморальная теория, предложенная в V–IV вв. до н. э. греческим врачом Гиппократом, так всех очаровала, что более тысячи лет оставалась столпом медицинской науки. Согласно его базовым постулатам, дисбаланс крови, желтой и черной желчи и флегмы, а также холодных, сырых, сухих и горячих элементов мог вызвать заболевание или смерть. Однако изучению внутреннего функционирования организма внимания по-прежнему не уделялось. Раздобыть хоть какие-то сведения врач мог, лишь взглянув на то, что выходило наружу (рвоту, мочу, фекалии, а также всевозможные опухоли, мокроту, кровь или пот). Понадобилась еще почти тысяча лет, чтобы гуморальную теорию вытеснила патологическая анатомия, продемонстрировавшая причины заболеваний и последствия их влияния на организм.


Скачать книгу "Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире" - Нэйт Педерсен бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Исторические приключения » Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире
Внимание