Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире

Нэйт Педерсен
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: Правда ли, что Христофор Колумб завез новую разновидность сифилиса в Европу? Что общего у ребенка супругов Льюисов и одиннадцатого президента США? Связаны ли туберкулез и вампиры? Книга Лидии Канг и Нэйта Педерсена – увлекательная иллюстрированная история эпидемий инфекционных заболеваний: как они появляются, как распространяются, что позволяет их диагностировать, и как мы спешим уничтожить их, прежде чем они уничтожат нас. Чума, оспа, проказа, тиф, бешенство, корь, сибирская язва, гепатит, лихорадка Эбола, ВИЧ, коронавирус – насколько успешно человечество справляется с этими болезнями и есть ли шансы победить их раз и навсегда?

Книга добавлена:
23-07-2023, 07:56
0
356
197
Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире
Содержание

Читать книгу "Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире"



Брюшной тиф

Нулевой пациент: «Тифозная Мэри» Маллон (1869–1938)

Возбудитель: Salmonella typhi (бактерия).

Где: г. Нью-Йорк, США.

Симптомы: устойчивая лихорадка, красные пятна на шее и груди, слабость, боль в животе, головная боль, проблемы с пищеварением, кашель, потеря аппетита.

Способы передачи: попадание частиц фекальных масс в организм через рот из-за немытых рук, зараженной еды или питьевой воды.

Малоизвестный факт: до сих пор точно не известно, страдала ли Мэри Маллон психическим расстройством, но она почти до конца жизни не верила, что заразна.

Мэри Маллон стала олицетворением бессимптомного распространителя инфекции.

Летом 1906 года зажиточный нью-йоркский банкир Чарльз Генри Уоррен арендовал для своей семьи летний дом в Ойстер-Бей, на берегу Лонг-Айленда. Четверо Уорренов поселились в коттедже вместе с семью слугами. Среди них была и тридцатисемилетняя кухарка из Ирландии по имени Мэри Маллон. Уоррены радовались, что им повезло нанять Мэри. Хоть она и была не слишком общительна, зато готовила прекрасно – всем особенно нравилось ее коронное блюдо: мороженое с персиками.

Без сомнения, семейству Уорренов пришлось довольствоваться менее вкусной едой, когда Мэри внезапно и без видимой на то причины решила уволиться и уехала искать новую работу. И хотя Уоррены наверняка скучали по ее мороженому с персиками до конца лета, нехватка кулинарных изысков вскоре стала самой незначительной из их проблем.

В течение нескольких недель после отъезда Маллон, шестеро из десяти оставшихся в доме Уорренов человек слегли с одной из самых страшных болезней того времени – брюшным тифом.

Это не какой-нибудь «кишечный грипп». Брюшной тиф вызывает ряд симптомов, в том числе боль в животе, головную боль, сыпь и высокую температуру.

В прошлом эпидемии брюшного тифа часто возникали в результате попадания зараженных испражнений в источники питьевой воды.

Здоровые больные

Хоть Мэри Маллон и стала первым зарегистрированным бессимптомным (здоровым) носителем брюшного тифа, она была не единственная, у кого встречалась подобная клиническая форма заболевания. Когда Маллон впервые насильно поместили в карантин в 1906 году, департамент здравоохранения Нью-Йорка принял особые меры по поиску других здоровых носителей. И их нашлось немало, причем настораживало то, что многие из них тоже работали в сфере питания. К 1908 году было выявлено пять бессимптомных носителей, включая Мал-лон. Двенадцать лет спустя, в 1920 году, под наблюдением находилось восемьдесят пять здоровых носителей, а к моменту смерти Мэри Маллон в 1938 году в городе насчитывалось почти четыреста бессимптомных больных брюшным тифом.

Капли жидкости, попадающие в воздух при чихании.

Департамент здравоохранения вычислял здоровых носителей, отслеживая людей, которые заражались тифом, по мере их выздоровления. Тех, чьи тесты все еще были положительными спустя три или более месяца после выздоровления, записывали в список бессимптомных носителей, запрещая им работать в сфере общественного питания. Как и Маллон, не все они оставались довольны такими предписаниями. В 1922 году выяснилось, что носитель, предположительно спровоцировавший в Нью-Йорке эпидемию, в результате которой заболело восемьдесят семь человек и умерло трое, вновь устроился на работу, связанную с приготовлением пищи в Нью-Джерси. Его заставили сменить работу и еженедельно отмечаться в департаменте здравоохранения, но не стали насильно помещать на карантин, как Маллон.

Печально известное прозвище Маллон – «Тифозная Мэри» – также вошло в общепринятый лексикон и стало обозначать любого человека, обладающего иммунитетом к заболеванию, носителем которого он становится. Пресса наградила Мэри этим прозвищем, когда у нее впервые возникли разногласия с законом в 1906 году. Затем эта фраза стала использоваться в подобных ситуациях и в отношении других здоровых носителей. В 1910 году на базе отдыха в горах Адирондак разразилась вспышка брюшного тифа, в ходе которой заболело тридцать шесть человек и умерло двое: когда выяснилось, что ее источником был здоровый лагерный гид, журналисты из газеты New York Times прозвали его «Тифозным Джоном». В 1913 году во французском регионе Эльзас в газетные заголовки попала еще одна «Тифозная Мэри»: как выяснилось, вспышка брюшного тифа, во время которой заразилось четырнадцать человек, началась с Майль Янсен – секретарши одного бизнесмена из города Кольмар, которая казалась вполне здоровой. Впоследствии Янсен отвезли в Институт Пастера для проведения дальнейших исследований, где подтвердилось, что она действительно являлась бессимптомным носителем… после чего ей предложили постоянное трудоустройство в качестве ассистента библиотекаря.

Без должного лечения смертность от него составляет от 10 до 30 %. Его провоцируют бактерии Salmonella typhi, которые часто появляются в воде или еде, загрязненной следами человеческих фекалий.

На самом деле нормы санитарии и безопасное водоснабжение, которые мы сегодня принимаем как должное, появились относительно недавно. Поскольку брюшной тиф появился раньше большинства этих нововведений, он веками мучил человечество. От него и сейчас страдают жители развивающихся стран, где недостаточно развита санитария, в том числе некоторых регионов Африки, Азии, Ближнего Востока, Центральной и Южной Америки. Даже в наши дни это заболевание ежегодно уносит свыше двухсот тысяч жизней, и от одиннадцати до двадцати одного миллиона человек заражаются инфекцией.

Эпидемии брюшного тифа, как правило, начинаются в бедных регионах с нехваткой чистой питьевой воды и, как показывает история, в районах, жители которых либо вовсе не знают о нормах санитарии, либо не понимают их. И хотя очагами крупных эпидемий, как правило, становятся бедные городские районы, иногда все же случаются аномальные вспышки – как та, что возникла в летнем доме семейства Уоррен на острове Лонг-Айленд.

Когда Уоррены уехали обратно в Нью-Йорк, хозяйка летнего дома, который они арендовали, столкнулась с проблемой. Как ей снова найти съемщиков следующим летом, если теперь все считают ее дом рассадником брюшного тифа? Слухи среди нью-йоркских богачей разлетались быстро и повсеместно. Ей нужно было доказать, что дом больше не был опасен, поэтому она наняла санитарного врача по имени Джордж Соупер, чтобы тот провел инспекцию.

Сперва подозрения Соупера относительно возможного источника инфекции пали на партию испорченных моллюсков. Однако беглая проверка выявила, что их ели не все члены семьи. Тогда Соупер тщательно осмотрел весь участок, но все, казалось, было в полном порядке. Он знал, что брюшной тиф распространяется при заражении источников воды, и поэтому решил особенно внимательно проверить все места внутри дома и за его пределами, где его обитатели могли иметь доступ к воде – колодец, водонапорную башню, выгребную яму, уборную, запасы еды в кладовке, навоз для удобрения лужайки. Он даже осмотрел соседскую канализацию. И вновь никаких проблем не обнаружилось.

Бактерии Salmonella typhi – возбудители брюшного тифа – на паразитическом черве трематоде.

Соупер предположил, что в доме побывал больной – переносчик инфекции. К 1906 году исследователи из Германии успели доказать, что люди могли выступать в роли бессимптомных носителей бактерий Salmonella typhi, не выказывая при этом никаких симптомов. Однако возбудителей тифа можно было обнаружить в их моче и фекалиях, поэтому они могли ненамеренно распространять болезнь в зависимости от того, насколько строго соблюдали правила личной гигиены. И хотя Соуперу было известно об этих исследованиях, бессимптомного носителя в США еще только предстояло отыскать.

Вскоре его подозрения сошлись на кухарке, которая внезапно уехала прямо посреди лета. Хотя нагревание пищи во время готовки, как правило, служит надежным способом уничтожения бактерий Salmonella typhi, та повариха, как выяснил Соупер, готовила одно особенное блюдо, обожаемое всеми членами семейства и не требовавшее термической обработки: мороженое с персиками.

Позднее он писал об этой догадке: «Я, однако, обнаружил, что однажды в воскресенье Мэри приготовила десерт, которым остались чрезвычайно довольны все присутствующие. Это было мороженое с кусочками свежих персиков. Полагаю, ни одна кухарка не смогла бы найти более подходящего способа очистить руки от микробов и заразить всю семью».

Казалось, дело раскрыто: Уоррены заболели брюшным тифом, потому что их кухарка сходила в туалет и, не помыв руки, пошла готовить им мороженое с персиками.


Скачать книгу "Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире" - Нэйт Педерсен бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Исторические приключения » Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире
Внимание