Калужский вариант

Александр Левиков
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Герои книги — люди увлеченные, искатели, экспериментаторы, ставящие своей целью опытным путем проверить некоторые новые формы демократизации управления производством и коллективом. Автор рассказывает об их поисках, в том числе и об утверждении бригадного подряда в промышленности, ставке на доверие, ресурсах личности. Александр Левиков работает в «Литературной газете». «Калужский вариант» — его шестая книга. Она написана в жанре художественно-публицистического исследования и рассчитана на массового читателя. Книга получила высокую оценку в печати, литературной критике и вызвала одобрительные письма читателей. По их многочисленным просьбам она выходит вторым изданием.

Книга добавлена:
8-01-2024, 11:23
0
258
67
Калужский вариант
Содержание

Читать книгу "Калужский вариант"



— Как это подбирать работающих? А они уже подобрались, работают. Сортировать их, что ли, машина будет?

— Видите ли...

Я включил диктофон, положил рядом блокнот для контроля и сказал психологу: «Давайте-ка все по порядку, если можно. Это что-то любопытное».

— Мы предварительно провели ряд исследований, выяснили, какие факторы влияют на взаимоотношения людей. Применяли хорошие тесты, отечественные и зарубежные. Проверили примерно пятьсот человек, свыше двухсот пар. Проводилось изучение и по другим методикам — с помощью приборов, без тестов...

Мой собеседник спокоен, рассудителен. Высокий, худой, в роговых очках, с черной бородкой. Психолог профессиональный, воспитанник факультета психологии Ленинградского университета. Работает уже лет шесть, на «Коммутаторе» — с семьдесят седьмого. О нем рассказывали мне: психолог хороший, умный. Читал в заводской газете и статью Махмудова о причинах конфликтов, скрытых в нас самих, в нашей духовной организации, темпераменте, способности слушать и воспринимать чужие мнения, даже голос чужой, особых свойствах нашего ума, глухого нередко к уму другого, в качествах характера, определяющих человеческую коммуникабельность или некоммуникабельность. Думаю, многие, как и я, прочитали с интересом.

— В коллективе бригады, отдела, цеха уже существуют сложившиеся отношения, положительные или отрицательные. В научном плане любопытная задача — попытаться переформировать коллективы так, чтобы отношения стали лучше.

— Извините, Баходыр, я хочу еще раз уточнить: вы не разрабатываете свою систему только для вновь поступающих? Хотите переделывать уже имеющиеся коллективы?

— Да... Если мы, допустим, берем вновь поступающего, обследуем его по психологическим тестам, что с ним после этого делать? Посылать в коллектив, который не подвергся, простите за грубое сравнение, «переработке»? Нет смысла. Мы даже не будем знать, куда его послать. Поэтому мы берем за исходное сложившийся коллектив, где отношения сформировались. Двое хотят друг с другом работать, не желали бы расставаться. Другие двое не желают быть вместе. Возможны случаи, когда оценка их взаимоотношений не совпадает с прогнозом, полученным при тестировании. Тестовые прогнозы опираются на статистический материал, общие закономерности. А личность индивидуальна. Я, допустим, работаю с вами в одном коллективе, и по всем тестам выходит, что наши отношения должны складываться неблагоприятно. Но мы отдыхали как-то на море, я тонул, и вы мне спасли жизнь. Мое отношение к вам окрашено благодарностью.

— А так не может быть? Я наушничаю, угодничаю перед начальством. А вам это противно. Хотя по тестам...

— Да, именно про то и говорю. Есть масса характеристик человека, которые мы никакими тестами уловить не можем. Они вообще слишком сложны для научного анализа, научного описания. Понимаете?

Рядом сидел и слушал нас Леон Иванович, его непосредственный начальник, и у меня, помнится, мелькнула мысль: хорошо, что слушает, мотает на ус. Одно было мне непонятно: чем же при таких взглядах на вещи занимается здесь чернобородый смуглый психолог?

— Разрабатываемая нами система АСПТК, да и никакая другая система, не способна улавливать сверхсложные человеческие характеристики. Не зря они довольно точно называются душевными. Есть граница, которую наука не может перешагнуть. Наука по сути своей аналитична. Она останавливается перед сложными целостными синтетическими явлениями. Очень высоких порядков сложности. До них мы не можем добраться. Я в своих исследованиях вижу потолок. Не тот, который лично я — вся наука не может его перейти! Не может, опираясь на доступные ей средства исследований.

Не может? Однако есть уже рекламное описание новой системы.

«В цехах, где проводится перекомплектование бригад, собираются исходные данные на работников: нормативы по профессионально-квалификационному составу бригад, данные о социально-демографических характеристиках, информация о личностных качествах рабочих, собираемая с помощью психологических тестов. Исходная информация вводится в ЭВМ. В соответствии с заданным алгоритмом на ЭВМ формируются пофамильные списки. Списки поступают к администрации цеха для принятия мер по перекомплектованию состава бригад. На втором этапе система будет нацелена на доукомплектование уже сформированных при помощи ЭВМ бригад, т. е. с ЭВМ будут поступать рекомендации о том, в какой коллектив целесообразнее всего направить нового работника в случае возможности выбора... Стадия выполнения работы: экспериментальное внедрение. Технико-экономический эффект (ожидаемый): 60 тысяч рублей в год. Инвентарный номер...».

Передача, говорится далее, возможна на условиях договора о передаче научно-технических достижений и оказании помощи в использовании заимствованного передового опыта... Автор материала — Махмудов Баходыр Хамраевич... Адрес для запроса документации...

Я смотрю на него с изумлением. Администрации цеха для принятия мер? Шестьдесят тысяч ожидаемого в год дохода от того, что за пределами науки? От манипулирования душевными характеристиками? Возможно уже и заимствование опыта? Передового?

Не угольки — костер пылает во мне, но я все еще молчу, жду.

— Понимая границы своих возможностей, мы решили заложить в основу системы принцип доверия, сохранять нетронутыми группы, где существуют положительные отношения. Разбивать лишь тех партнеров, которые откровенно друг друга не переносят. Но опять же это полностью проблемы не решает. Вы правильно сказали: по тестам все хорошо, а сложные нравственные характеристики, не учитываемые тестами, все плюсы переделают на минусы. Разобьем непереносящих друг друга, но когда начнем их определять в другой коллектив, и там могут возникнуть новые узелки вражды. Ибо наши прогнозы не всегда соответствуют реальности. И несоответствие будет в тем большей степени, чем люди в большей степени люди. Я хочу сказать — чем более индивидуальны, чем более ярко выражены личности. Честно сказать, вся эта система рассчитана не на человека...

Слава тебе господи! На робота?

— Не то чтобы на робота, но все же... Она базируется на предпосылке, что человек простое существо, с ним все ясно. А с ним ничего не ясно! И там, где мы сталкиваемся с чисто личностными характеристиками, система сразу пасует. Но поскольку в человеке есть и высокие характеристики и более простые, примитивные, то мы делаем то, что можем.

— Учитываете лишь примитивность? Прямо скажем, ваш «подбор психологически совместимых», мягко выражаясь, как бы выразиться... э...

— Не смущайтесь. Я понял. Да, наш подбор не апеллирует к человеку как к человеку. Он неполный, приближенный, вроде бы имеет дело с частью человеческих характеристик, а не со всей личностью. Но мы хотим попробовать. Один цех добровольно изъявил согласие.

— Весь цех?

— Руководство дало согласие. Там проводятся испытания людей по тестовым методикам. И без тестов тоже исследуем. Выясняем принадлежность человека к одному из четырех возможных психологических типов коллектива. Он отвечает на несколько вопросов, и автоматически видно, какой тип коллектива он предпочитает. Вы поймете по методике, это несложно. На основании этих данных машина сортирует людей, дает пофамильные списки. С учетом требований к специальности, допустим, в бригаде должно быть столько-то токарей. В ЭВМ заранее закладывается вся исходная информация, сколько должно быть бригад, сколько человек в каждой и так далее. И по алгоритму...

— Я понял... Первого, двадцать восьмого, сто тринадцатого и двести третьего — в одну бригаду... Второго, семнадцатого и так далее — в другую?

— Да, предстоят переброски из одной бригады в другую.

— А вы не ожидаете протестов, скандалов, слез? Начнете «перебрасывать», а он возмутится: «Извините, я ничего не знаю, хочу работать здесь». — «Вам с Петровым лучше, он вашего типа». — «Какой еще Петров? Это тот, у которого от ног пахнет? Да идите вы...» У вас есть тесты насчет ног? И прочего «неуловимого», не говоря уже о нравственных критериях?

— Системой некоторая страховка предусмотрена. Допустим, в бригаде десять человек, и они заявляют, что каждый с каждым хочет работать. В таком случае бригада не переформировывается. Желание учитываем.

— Желание? Да кто вам скажет — я такого-то не хочу видеть? Вы порасспрашивали и ушли, а ему с ними работать, он не подозревает, чем все это может кончиться. Или другое. Говорит — не терплю, потому что обиделся, а послезавтра помирятся, но вы его уже внесли в списки для переформирования. Я предвижу, когда у вас дойдет до дела, все перегрызутся. Поднимется страшный ералаш. Достигнете противоположного.

— Видите ли... Отодвинемся несколько в сторону от заводских дел. Я психолог. Есть научная проблема совместимости. Для космоса, подводного плавания, длительных полярных экспедиций — разных целей. Это интересная область исследований. Я говорил о границах вторжения, но надо еще изучить в точности, по какой именно черте проходит граница. Люфт выбран далеко не полностью. Для исследователя это работа. Интересная и общественно полезная работа. Реализовать же такие идеи в заводском коллективе очень трудно. Конечно, наша методика описания трудовых коллективов чересчур проста. Чересчур! Она, в сущности, дефектна, совершенно элементарна.

— Это ясно... Но люди, которых вы хотите соединить, не примитивны! Кстати, должны ли они, по вашей методике, обладать одинаковыми качествами? Фигурально выражаясь, «психологически лысых» — в одну бригаду, «кучерявых» — в другую?

— Нет, там подбирают так, чтобы были и одинаковые, и разные. В определенной пропорции. И пол очень важен. Лучше всего создавать такие бригады, где одни женщины или одни мужчины, либо те и другие в равном количестве. Система настроена против бригад, где в женском коллективе работает несколько мужчин, и наоборот.

Милые женщины, берегите мужчин! Берегите своих мужчин, товарищей по бригаде, пока неумолимая АСПТК не растащила их всех до одного по разным углам в соответствии с заложенными в нее алгоритмами. Мужчины, берегите женщин! Люди, берегите друг друга от вторжения в ваши души электронных программ, «рассчитанных не на человека».

— Мы берем, как я уже говорил, далеко не все человеческие характеристики, а только те, которые, по данным экспериментальной проверки, прямо влияют на отношения. Только такие. Из головы не придумываем. В одном цехе начался эксперимент. Мы ходили туда с Леоном Ивановичем. Руководство согласилось, чтобы мы по крайней мере начали. Дальше, говорят, будет видно. Время есть — пока еще данные соберем. Потом мы дадим им рекомендательные списки. Подчеркиваю: рекомендательные! Примут ли они рекомендации ЭВМ или не примут — их дело. Заставлять нельзя.

Передо мной профессиональный психолог. Что думает он в принципе об увлечении автоматизированными системами социального управления, еще шире — о вторжении электроники в душу человеческую, претензиях ее быть поводырем, судьей и учителем? Что думает обо всем этом Баходыр Махмудов, воспитанник известной ленинградской психологической школы? Что Баходыр думает об этом как ученый, как человек?


Скачать книгу "Калужский вариант" - Александр Левиков бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Калужский вариант
Внимание