Когда жизнь сбивает с ног

Расс Хэррис
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Расс Хэррис делится инструментами, основанными на терапии принятия и ответственности (АСТ), помогающими преодолеть боль и отчаяние, не поддаться страданиям и построить счастливую жизнь и идти вперед несмотря ни на что.

Книга добавлена:
11-10-2023, 16:27
0
1 239
47
Когда жизнь сбивает с ног

Читать книгу "Когда жизнь сбивает с ног"



Глава 10

Взгляд, полный интереса

На вас накатывают волны тошноты. Перед глазами все плывет, словно в тумане, а через несколько секунд вы полностью утрачиваете способность видеть. Мгновенно парализует горло, вы не можете ни говорить, ни глотать. А еще через несколько минут паралич охватывает все тело, и вы лишаетесь способности дышать. Вот так бы закончилась ваша жизнь, если бы вас ужалил смертельно ядовитый синекольчатый осьминог, хотя он размером всего с теннисный мяч.

Мой друг Пэдди Спрюс любит спрашивать: «Если бы вы, плавая, увидели рядом синекольчатого осьминога, что бы вы сделали? Взяли его в руки, прогнали, проигнорировали или просто наблюдали за ним?» Разумеется, нам доступны все четыре варианта, хотя первые два представляют смертельную опасность. Несмотря на то что осьминог обычно неагрессивен, если вы попробуете взять его в руки или прогнать, он может ужалить. (Прямо перед тем, как он нападет, вы увидите, что голубые кольца на его щупальцах неожиданно станут ярче.) Что же касается третьего варианта — игнорировать, — сделать это будет достаточно сложно, учитывая, какой смертельной опасности вы подвергаетесь. Кроме того, не следя за осьминогом, вы можете случайно столкнуться с ним.

Очевидно, что оптимальный вариант — наблюдать. «Погодите-ка, — скажете вы. — Ведь есть еще один выход. Я могу удрать от осьминога». Можете. Но синекольчатые осьминоги предпочитают не плавать в море, а прятаться под камнями. Если вы замрете и проследите за ним, то увидите, как он в конце концов покинет укрытие и отправится прочь. И даже если вы решите уплыть от него, не стоит ли для начала хорошенько рассмотреть этого осьминога, зная, что он не представляет опасности, если вы не пытаетесь взять в руки или испугать его?

Этот небольшой морской обитатель прекрасно иллюстрирует наши болезненные эмоции: если вы пытаетесь уцепиться за них, отогнать их прочь или проигнорировать, результаты обычно плачевны. К сожалению, многие из нас обращаются со своими эмоциями так, словно это ядовитые животные. Мы хотим избавиться или уклониться от них. Нам непросто, когда они рядом. Мы постоянно пытаемся придумать, как бы сделать так, чтобы они куда-нибудь делись. К сожалению, подобное поведение забирает много энергии и жизненной силы. Но так не должно быть. Почему? Потому что, в отличие от осьминога, наши мысли не опасны. Если мы спокойно и с любопытством понаблюдаем за ними, они не причинят нам вред и, как и синекольчатый осьминог, рано или поздно нас покинут.

Теперь представьте себе, что вы морской биолог. Вы заплатили кучу денег за возможность наблюдать за синекольчатым осьминогом в его естественной среде обитания. В таком случае, понимая, что вы в безопасности, вы смотрите на это создание с истинным восхищением. Вы с любопытством следите за каждым его движением. Отмечаете, как ритмично двигаются его щупальца и как красив узор на теле. Вы проникаетесь уважением к великолепному творению природы. Именно искреннее внимание и любопытство помогают нам ослабить силу наших эмоций.

Другими словами, как только вас охватывают неприятные чувства, не стоит увязать в них, бороться или избегать. Вместо этого мы можем наблюдать за ними, освобождать для них пространство, позволять им приходить, оставаться и уходить, когда они пожелают. Если вашему разуму не особенно нравится это предложение и он готов протестовать, угрожать, беспокоиться, осуждать или сопротивляться в любой форме — что ж, позвольте ему сделать это и продолжайте чтение.

Чувства, эмоции и ощущения

Поскольку многие люди путают чувства, эмоции и ощущения, пора прояснить, что означают эти понятия. Сложнее всего с чувствами, потому что этот термин употребляется во многих значениях. Часто его используют как синоним для слова «эмоции» — так делаю и я в этой книге. Но «чувство» также применяется для описаний физического состояния: жажды, голода, усталости. Чаще всего оно выступает в роли синонима к слову «ощущение», обозначая все, что испытывает наше тело, будь то сдавленность в груди, если вы волнуетесь, или жжение в пальцах, когда вы коснулись горячей плиты, или оцепенение, которое охватывает вас в режиме «замри».

Со словом «эмоции» тоже не все так просто, потому что большинство экспертов не могут договориться, что конкретно можно отнести к этой категории. Но в некоторых пунктах они сходятся. Например, все придерживаются мнения, что эмоции помогают общаться, мотивировать и проливать свет на истину. Кроме того, на физическом уровне эмоции связаны с неврологическими реакциями (с участием мозга и нервной системы), изменениями в сердечно-сосудистой системе (с участием сердца и кровеносной системы), а также гормональными изменениями (с участием «химических посланников» в крови). Но хотя для измерения реакций организма используются научные методы, эмоции мы переживаем совсем не так. Пристально и с любопытством присмотревшись к собственным эмоциям, мы заметим лишь свои мысли и ощущения. (Помните: мысли — это слова и образы в голове, ощущения — то, что чувствует тело.)

Лучший способ удостовериться в этом — проверить на себе. С интересом понаблюдайте за эмоциями. В процессе вы обнаружите нечто состоящее из ощущений или нечто состоящее из слов и образов. Вы можете сосредоточиться на конкретных мыслях или ощущениях либо отстраниться и взглянуть на картину целиком.

Чтобы вам стало понятнее, рассмотрим ситуацию на примере вашего любимого фильма. Если бы вам показали всего одну секунду из него, вы бы вычленили только звуки и слова. Их нельзя назвать фильмом, как и нельзя утверждать, что фильм — это всего лишь звуки и слова. Но если вы хотите поставить опыт и изучить каждую секунду кинокартины в отдельности, то обнаружите только звуки и слова. Точно так же, если вы решите пристально рассмотреть эмоцию, то найдете сложное, интригующее и многогранное нечто, сотканное из множества переплетающихся мыслей и ощущений.

Когда мы обращаем внимание на пугающие, неприятные или болезненные грани своего состояния — на все эти мысли и чувства, от которых привыкли отворачиваться, — когда мы хотим встретиться с ними искренне и любознательно, можно обнаружить нечто полезное. Мы осознаём, что наш опыт не столь всеобъемлющ, как кажется. Мы понимаем, что он неспособен навредить, хоть и неприятен нам. Мы обнаруживаем, что, хотя эмоции и заставляют нас содрогаться, они неспособны управлять нашими руками и ногами. Мы узнаём, что нет смысла убегать и прятаться от собственных чувств, равно как и бороться с ними. В результате у нас появляются время и энергия, чтобы улучшать свою жизнь, так как мы не тратим их на то, чтобы контролировать чувства. Если мы не проявим искреннее любопытство, то вряд ли сделаем подобное открытие.

Обычно мы не готовы прислушиваться к неприятным ощущениям, рассматривать, из чего они состоят. Мы не горим желанием извлекать из них уроки. По большому счету мы вообще не хотели бы знакомиться с ними. Мы желаем забыть о неприятных ощущениях, отвлечься или как можно быстрее избавиться от них. Мы инстинктивно отстраняемся. Подобным образом мы отводим взгляд от увечного тела. И хотя такое поведение возникает автоматически, со временем мы можем его изменить.

Я врач, поэтому знаю многое об обезображенном человеческом теле: заболевания кожи, чудовищные волдыри, ужасные шрамы от ожогов, безжалостные свидетельства рака и СПИДа, деформированные и отекшие суставы, отсутствующие конечности — результат ампутации, изуродованные черепа и позвоночники — последствия редких генетических заболеваний, вздутые животы и пожелтевшая кожа — результат болезни печени. А еще миллиард различных тяжелых физических нарушений, вызванных старостью, болезнью или смертью.

До того как я решил стать врачом, я тоже испытывал шок, страх, отвращение и омерзение. Но шли годы, и за неприглядной внешностью я научился видеть человека. Я научился тепло, искренне и с любопытством относиться к таким людям, и страх и отвращение уступили место доброте и сочувствию. Но это случилось лишь потому, что я был готов открыться и вернуться к реальности, освободить место для своих автоматических эмоциональных реакций, но не позволять им контролировать меня. При желании любой человек может преобразиться точно так же.

Хочу остановиться еще кое на чем. Существуют два вида любопытства. Первый — отстраненное, холодное равнодушие наподобие тому, которое испытывает ученый, ставящий эксперименты на крысах и обезьянах. Второй — проникнутое теплотой и заботой внимание, которое, например, проявляет ветеринар, пытающийся вылечить заболевшее животное. Возможно, вам встречались такие доктора, равнодушные и отстраненные, которых интересовали только симптомы, диагноз и лечение. Похоже, им нет никакого дела до человека, заключенного в этом страдающем теле. Вероятно, попадались вам и другие врачи, заботливые и заинтересованные. Они лечили вас, а не болезнь. Так к какому врачу вы предпочтете обратиться?

Любопытство второго типа равнозначно заботе. Когда мы сострадаем себе, мы заботимся о себе. Нам не все равно, что мы чувствуем и как реагируем на свои ощущения. Избегать собственных эмоций — значит, напротив, проявлять равнодушие к себе. Мы так усиленно стараемся избавиться от своих чувств, что вредим себе или сужаем границы своей жизни. Любопытство играет важную роль в эмоциональном восстановлении: вместо того, чтобы пытаться убежать от своей боли, мы поворачиваемся к ней лицом, внимательно изучаем и исследуем ее и находим ей место внутри. Это и есть забота о себе, которая помогает выйти на путь исцеления.

Итак, когда в следующий раз вы почувствуете себя одиноким или виноватым, обидитесь, загрустите, разозлитесь или испугаетесь, попробуйте проявить искреннее любопытство к своему состоянию. Попытайтесь исследовать и изучить свои чувства, словно это прекрасный экспонат на выставке.

Если мы пристально приглядимся к любому стрессу или дискомфорту, то обнаружим, что он состоит из двух основных компонентов. Первый — собственно история наших несчастий, слова и образы в нашем сознании, убеждения, идеи, предположения, причины, правила, суждения, впечатления, интерпретации и воспоминания. Второй — физические ощущения, все то, что мы чувствуем и испытываем. Именно на них мы остановимся подробнее.

Освобождаем место

Да, вы угадали: настал черед очередного упражнения. Мы научимся освобождать место для таких неприятных чувств, как злость, грусть, вина, страх, одиночество, оцепенение и опустошенность, и впускать их в себя. Но для начала возьмите паузу и прислушайтесь к своему разуму. Встретил ли он это предложение с энтузиазмом, любопытством и воодушевлением? Или начал протестовать: «Нет! Я хочу избавиться от этих чувств, я не готов освободить пространство для них»?

Если второй вариант, то ваше сознание, возможно, забыло, почему мы должны заняться этой важной работой. Помните, в четвертой главе мы обсуждали, что предпринимает человек, чтобы уклониться от своих эмоций и как эти методы работают в краткосрочной, но не в долгосрочной перспективе? Чем больше энергии и усилий вы тратите, чтобы избавиться от встречи со своими чувствами и от них самих, тем сильнее истощение и усталость и тем сложнее вам действовать эффективно в сложной ситуации и сосредоточиться на реальной жизни. Вспомните также предыдущую главу, где мы рассматривали, чего вам стоит решение отгородиться от эмоций. Умение прекратить борьбу с чувствами и позволить им спокойно существовать внутри — это проявление доброты к себе. Такую работу вы делаете не для того, чтобы просто поставить галочку, — благодаря ей вы сможете перестроить свою жизнь.


Скачать книгу "Когда жизнь сбивает с ног" - Расс Хэррис бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Старинная литература » Когда жизнь сбивает с ног
Внимание