Без Отечества…

Василий Панфилов
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: Российскую Империю трясёт лихорадка Гражданской Войны, и Алексей, не желая участвовать в братоубийстве, уезжает из страны. Какого чёрта он должен убивать людей ради чужих барышей и идеалов, вызывающих у него отторжение!

Книга добавлена:
10-03-2023, 12:58
0
1 015
77
Без Отечества…

Читать книгу "Без Отечества…"



Раскол с самого начала был сильнейший, вплоть до того, что сторонники «Единой и Неделимой» могли спокойно наблюдать, как красные войска громят сторонников «Казакии», даже не думая оказывать донцам хоть какую-то помощь. Злорадствовали!

Да и между собой «Неделимые» собачились только так! Важнее было подсидеть соперника, а не победить красных. Всё-то казалось, что им, представляющим законную власть (а на законность своей власти претендовали решительно все, включая некоторых «батек»), должно оказывать всестороннюю помощь международное сообщество, ну и разумеется — народ.

А международное сообщество просто не понимало — с кем, чёрт подери, им вести переговоры?! Это притом, что оно, сообщество, никогда не было единым…

Ну и народ, разумеется, подкачал. Нет тот у нас народ… не тот! Неправильный.

Общим для Белого Движения, пожалуй, был только градус идиотизма.

Помню, среди сторонников коммунистической Идеи была популярна теория, что красные-де победили в Гражданской потому, что за ними пошёл народ. Но как я вижу сейчас, народу важнее, чтобы его просто оставили в покое[31]!

А социально активные граждане стоят скорее на позициях эсеров и Временного Правительства, а никак не большевиков. Да и Международное Сообщество, как бы к нему не относится, в принципе не видит в большевиках законной власти!

Условные «Белые» и такие же условные «Красные» ни черта не однородны, притом что кандидатов в Наполеоны явный переизбыток. Но кандидатов-то у Белых полно…

… а вот гениальность, как у Великого Корсиканца, что-то не наблюдается!

Ошибок — будь то военных, логистических, идеологических или политических — невероятное множество!

У Белых — целая плеяда ярких личностей, парламентариев и мыслителей, но в том и беда, что все эти яркие личности, трибуны и витии, основные усилия тратят на борьбу друг с другом, а не с Красными. А вот настоящих Лидеров негусто…

Верх у Белых взяли генералы, славные скорее выслугой лет и былым монаршим благоволением, нежели военными талантами. Как это принято в военной среде — ни черта не разбирающиеся в политике, что в условиях Гражданской Войны — преступление!

Каждый метит в Наполеоны, в Диктаторы, в Верховные Правители, больше сил прикладывая для борьбы с конкурентами, а не с большевиками. И никто из генералов не пытается понять, а что же, чёрт возьми, хочет народ!? Ему, генералу, виднее, на то он и генерал!

В пристяжку к Белым Генералам — гражданские чиновники, парламентарии и политики, призванные легитимизировать их диктатуру, но лишённые, как правило, настоящей власти. В лучшем случае — полностью подконтрольные, послушные и безопасные. Не конкуренты!

Парламентарии и политики Белого Движения, имеющие собственное мнение, как правило, страшно далеки от народа. Даже предлагая хорошие, здравые идеи, они, как правило, не умеют говорить на языке народа.

А народ, скотинка серая, не понимает аллюзий и аллегорий, и почему-то (вот удивительно!) не разбирается ни в политике, ни в экономике, ни в международных отношениях. Ему бы, народу, попроще чего…

Чья земля-то будет, барин? Ах, после победы, всенародным… чем? Чем-чем? Плебисцитом? Ты, барин, не ругайся, а то ведь можно и того… в морду!

А воевать? Ах, до победного… А ты, барин, почему не в окопах, ась?! Сколько вас таких, до победного… чужими руками! Всех бы вас, кто до победного воевать желает, да в окопы, и да-авно бы уже до Берлина дотопали!

А ещё сторонники Временного Правительства верят в Демократию — истово, как первые христиане. Не понимают толком, но верят, да…

В разделение Власти верят… В Судебную, Законодательную и Исполнительную!

А пока они верят в Демократию и пропагандируют оную, генералы, наводя свои порядки и борясь за власть, давят ту самую демократию на корню, при этом будучи не в силах навести порядок в собственных войсках, где царит просто невероятный бардак. Не знаю, как будет сейчас, а в той истории, как мне помнится, в штабах было больше народа, чем в строю! А уж грабежи…

Красные же, в отличие от Белых, во главу угла поставили политику, а не военное дело. Поэтому, проигрывая отдельные сражения, они сумели выстроить некое подобие государственности.

Ну и… Бонапарты у них — из настоящих! Хоть Ленина взять, хоть Троцкого… фигуры! Как бы к ним не относиться…

— Вот же… — помотал головой, вытряхивая из ушей государственные размышления, и снова взялся за чтение, не уходя надолго в размышления о Высокой Политике. Люба пишет гладко, округло, как и полагается человеку, получившему гимназическое образование. Но вот анализ…

Приходится выуживать информацию из косвенных данных, а это весьма непросто! К примеру, о недовольстве в офицерской среде французскими союзниками я прочёл между строк, хотя это не новость, и в общем-то, не тайна.

В прессе вещи такого рода обсуждаются с завидным постоянством, хотя точка зрения на происходящее может отличаться очень значительно. Но как это часто бывает, гражданского мужества больше у людей глубоко штатских, пытающихся думать самостоятельно и не заинструктированных до полной потери мышления вне должностных инструкций.

Вообще, чем дальше, тем больше офицерское сообщество вызывает во мне неприятие и даже отвращение своей аморфностью, готовностью убивать и умирать без рассуждений. Причём сейчас, во время потрясений, прекрасно видно, что господа офицеры в своём большинстве готовы убивать и посылать на смерть, но никак не умирать за Родину!

Говорить, что служат Отечеству и притом не думать о его интересах могут только бараны! Ну или приспособленцы, коих, по моему мнению, в офицерском корпусе большинство.

Командование союзников, оккупировав ключевые города Черноморского побережья, ведёт себя, как в Колониях, не слишком интересуясь мнением аборигенов. Ну… может быть, чуть утрирую. Хотя…

… пожалуй, что и нет!

Это хорошо видно на примере Одессы. Сперва многострадальный город заняли войска Австро-Венгрии, ликвидировавшие Одесскую советскую республику. Затем, после капитуляции, австрийские войска покинули Украину, запомнившись горожанам торопливым, каким-то судорожным мародёрством.

Одесса перешла под контроль опереточного гетмана Скоропадского. Вскоре режим Скоропадского пал, не выдержав столкновения с реальностью, и город перешёл под контроль Директории УНР Петлюры.

Но и Петлюра продержался недолго, обиженно удалившись после ультиматума французского командования, объявившего, что берут Одессу и Одесский район «под покровительство Франции».

Одесситы, утомлённые сменой власти и неизбежными при таком раскладе грабежами и «реквизициями», вздохнули было спокойно…

… но рано! Большую часть пятнадцати тысяч французских военных, прибывших в Одессу, составили сенегальцы, марокканцы и алжирцы из французских колоний. Какие они там вояки, мнения расходятся… но по части грабежей и изнасилований колониальные части вне конкуренции! Даже с сугубо французским контингентом.

Дошло до того, что порядок в Одессе помогали наводить польские, румынские, сербские, греческие и британские батальоны. Были перестрелки между союзными войсками, военно-полевые суды и разделение сферы ответственности.

Порядок, какой ни есть, навели, в Одессе оживилась деловая и культурная жизнь. Съехались промышленники, начали снимать кино, снова открываются театры, магазины и рестораны. Всё хорошо!

… если не принимать во внимание реквизиции военного имущества в счёт долгов Российской Империи, трактующееся подчас весьма вольно. В частности, под это определение попали не только склады с принадлежащим армии продовольствием, но и с вполне «гражданской» пшеницей, которую стали вывозить из портов Черноморского побережья. А в стране, на минуточку, голод!

Вывозят также и промышленное оборудование со станками, но якобы только принадлежащее гражданам стран Антанты. Право собственности трактуется весьма широко, и всегда, без исключения, в пользу иностранных граждан.

Ловкие дельцы, пользуясь благожелательным попустительством властей, смотрящих сквозь пальцы на любые несообразности, вывозят порой целые заводы, хотя доля, им принадлежащая, порой не более пяти процентов. Притом, происходит это не только там, где территорию контролируют войска Антанты.

Станки и оборудование вывозят отовсюду, а за взятки это, или по соображениям высокой политики, не суть важно — результат один. Порой вывезти даже не пытаются, а банально демонтируют оборудование, портят его, курочат, лишь бы уничтожить конкурентов!

Рейдерские захваты в условиях Гражданской войны, так вот. Происходит очень много такого, что в мирное время вызвало бы скандал и пересуды по всей стране, а сейчас вроде как и ничего… Можно!

Вооружённые захваты чужой собственности, сомнительные и откровенно мошеннические сделки, диверсии и повсеместный саботаж стали чем-то обыденным. Некоторые дельцы оптимистично называют это «Временем возможностей», отбрасывая тот факт, что для большинства населения это становится возможностью разве что скатиться в полную нищету или сдохнуть от голода и болезней.

В общем, деловая активность в наличии, но явственный оттенок распродажи имущества перед ликвидацией фирмы заставляет меня относиться ко всему происходящему в стране с большим скепсисом и пессимизмом. Все эти договора о поставках, министры многочисленных правительств и подписанные чёрт те кем обязательства только опутывают Россию всё новыми и новыми путами, ничего не давая взамен. Впрочем, нет… а долги?!

Белые берут кредиты под несусветные проценты, под невыполнимые обязательства. Красные, которым кредитов никто не даёт, с неимоверной лёгкостью расплачиваются кусками территории, считая Мировую Революцию неизбежной. Спорят разве только о названиях — Республика Земного Шара, или, к примеру — Советская Республика Земли? Год-два осталось… а потом будет Коммунизм.

В топку… всё в топку Мировой Революции! Даёшь!

А войска Антанты тем временем заняли и продолжают занимать Симферополь, Херсон, Николаев, Керчь, Ялту, Евпаторию и… Севастополь. Последнее, как по мне — оглушительная пощёчина флотскому командованию, не способному самостоятельно навести порядок на Черноморском Флоте. Заслуженная, как по мне.

Ну и отношение, как к Колониям… тоже отчасти заслуженное, как это ни печально. Командование Антанты пыталось найти общий язык со Скоропадским, но его режим пал без боя.

Деникин — британская креатура, что не понравилось французскому командованию, а Антон Иванович, увы, оказался Фигурой, а не Игроком, не сумев отстоять собственной позиции. Неплохой полководец, он оказался скверным управленцем и совершенно никаким политиком.

В Черноморском Флоте безвластие и шатание. Колчак, вскоре после Февральской Революции был переведён на Балтику[32], где и погиб, застреленный одним из революционных матросов.

Назначенный командующим Немитц, весьма быстро сдав должность контр-адмиралу Саблину, выехал на Румынский фронт к Верховному главнокомандующему Щербачёву[33], которому был подчинён. Верховная Морская коллегия заочно приговорила его к расстрелу, но пока адмирал под арестом, а его адвокат подал апелляцию.


Скачать книгу "Без Отечества…" - Василий Панфилов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание