Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире

Нэйт Педерсен
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: Правда ли, что Христофор Колумб завез новую разновидность сифилиса в Европу? Что общего у ребенка супругов Льюисов и одиннадцатого президента США? Связаны ли туберкулез и вампиры? Книга Лидии Канг и Нэйта Педерсена – увлекательная иллюстрированная история эпидемий инфекционных заболеваний: как они появляются, как распространяются, что позволяет их диагностировать, и как мы спешим уничтожить их, прежде чем они уничтожат нас. Чума, оспа, проказа, тиф, бешенство, корь, сибирская язва, гепатит, лихорадка Эбола, ВИЧ, коронавирус – насколько успешно человечество справляется с этими болезнями и есть ли шансы победить их раз и навсегда?

Книга добавлена:
23-07-2023, 07:56
0
363
197
Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире
Содержание

Читать книгу "Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире"



♦♦♦

Несмотря на весь ужас филадельфийской вспышки 1793 года, в 1878 году в Мемфисе происходило нечто еще более страшное. В тот год желтая лихорадка прибыла в Америку на торговых судах, пришедших из кубинской Гаваны. В Новом Орлеане – первом очаге эпидемии – заразилось около двадцати тысяч жителей. Лишь в октябре, когда похолодание уничтожило часть комаров, эпидемия наконец отступила, успев отправить на тот свет около четырех тысяч человек – уровень смертности составил приблизительно 20 %. Погибших могло быть еще больше, если бы среди зажиточных южан не появилось новое модное веяние: проводить жаркие месяцы в летнем доме за городом. Благодаря этому целая треть жителей во время эпидемии попросту отсутствовала.

После Нового Орлеана вирус отправился вверх по реке Миссисипи и ударил по городу Виксберг в штате Миссисипи, а затем добрался до Мемфиса, где вызвал настоящий взрыв заболеваемости. В дальнейшем инфекция распространилась еще выше по течению рек Миссисипи и Огайо, и ею заразилось по меньшей мере сто тысяч человек, из которых 20 % погибли – столь жуткий уровень смертности, однако, бледнеет на фоне тех 70 %, что стали жертвами болезни в Мемфисе летом 1878 года.

Если бы вы посетили Мемфис тем летом, представшая перед вашим взором картина немногим отличалась бы от средневековой деревни XIV века, охваченной эпидемией чумы. На улицах было неестественно тихо и малолюдно, если не считать изредка попадавшихся горожан, которые спешили по неотложным делам, прикрыв губками рот. Вдоль главной улицы штабелями лежали гробы. Дома заболевших были отмечены желтыми картонками – на некоторых была нацарапана надпись «Купим гроб» и примерные размеры тела. Температура не опускалась ниже 37 градусов, из-за чего, вероятно, стоял нестерпимый смрад. Несмотря на жару, окна были наглухо заколочены, а горожанам советовали постоянно поддерживать огонь в каминах в бессмысленной попытке «очистить воздух». Улицы ежедневно патрулировал экипаж гробовщиков, выкрикивавших страшную фразу «выносите умерших».

Карета скорой помощи, на которой перевозили больных желтой лихорадкой. Новый Орлеан, 1905 г.

Такими были обычные будни оставшихся в Мемфисе девятнадцати тысяч жителей на протяжении трех жутких, бесконечно тянувшихся месяцев, пока в октябре не ударили первые заморозки, сулившие гибель комарам, разносившим инфекцию. Болезнь выкосила целые семьи. Одним из примеров тогдашних трагичных событий стала судьба некой миссис Флэк – вдовы, вместе с которой скончались и семеро ее детей в возрасте от трех до двадцати восьми лет.

Желтая лихорадка не щадила и зажиточных горожан, решивших покинуть город. Особенно чудовищным, но, к сожалению, весьма распространенным зрелищем в окрестностях Мемфиса стали дома с заколоченными окнами, в которых после долгожданного окончания эпидемии стали находить разлагающиеся трупы. Вот одна из таких историй: в самом начале эпидемии члены семьи Анжевин бежали из города в свою загородную усадьбу площадью 4 000 акров, расположенную в Гренаде в штате Миссисипи. Отец семейства, служивший в Мемфисе адвокатом, не собирался полагаться на волю случая, ведь годом раньше желтая лихорадка забрала жизнь его супруги. Уехав в загородный дом, он заколотил окна и стал молиться о том, чтобы болезнь обошла его семью стороной.

Но желтая лихорадка все равно их настигла: один за другим заразились все члены семейства, так что ухаживать за больными стало некому. Когда из Мемфиса приехал старый слуга – бывший раб, оставшийся работать на семью после Гражданской войны, его взору предстала трагичная картина. Увидев, что дом заперт, окна – заколочены, а обитатели не подают никаких признаков жизни, он выломал ставни и разбил окно. На улицу вырвался омерзительный запах разлагающейся плоти, усилившийся из-за чудовищной летней жары.

Зная, что ему предстоит увидеть, слуга все же забрался в дом. Одно за другим он отыскал в разных комнатах заколоченного дома тела всех членов семейства Анжевин на разных стадиях разложения. Однако в последней комнате его ждал сюрприз. Девятилетняя Лина Анжевин – самая младшая в семье – лежала на полу, а вокруг ее головы кружились мухи. Но тело еще не начало разлагаться. Слуга вынес ее из дома и положил ей на губы кусок сырого бекона. К его изумлению, девочка начала посасывать мясо – должно быть, перед этим она много дней ничего не ела. Она была в шаге от смерти, но он нашел ее как раз вовремя, и в течение нескольких недель она полностью оправилась от болезни.

Судьба сложилась поэтично: позднее Лина, отныне обладавшая иммунитетом против желтой лихорадки, стала медсестрой. В 1900 году она откликнулась на объявление, в котором сообщалось, что американскому военному врачу Уолтеру Риду, занимавшемуся расследованием вспышки желтой лихорадки на Кубе во время испано-американской войны, требовалась помощь медсестер, невосприимчивых к этой болезни. Во время конфликта от лихорадки гибло больше американских солдат, чем на поле боя, и американское правительство очень надеялось, что Риду удастся разгадать тайну этого недуга. Отправившись на Кубу в сопровождении Лины, Рид смог найти неоспоримые доказательства тому, что переносчиками желтой лихорадки являются комары, а именно вид Aedes aegypti. После этого открытия, благодаря согласованным усилиям городских властей по истреблению комаров, число вспышек желтой лихорадки резко сократилось, и с 1905 года в США не бывало крупных эпидемий.

Американский военный врач Уолтер Рид, выяснивший, что переносчиками желтой лихорадки являются комары.

О вирусной природе желтой лихорадки стало известно в 1930-х годах, и в том же десятилетии появилась вакцина, созданная благодаря революционному открытию южноафриканского врача-вирусолога Макса Тейлера, который в последствии получил за него Нобелевскую премию. (На момент написания данной книги Тейлер остается единственным человеком, удостоившимся Нобелевской премии за разработку противовирусной вакцины.) Хотя в развитых странах желтую лихорадку удалось полностью искоренить, она все еще остается эндемическим заболеванием в Африке, Южной Америке и на нескольких островах Карибского бассейна, где в больших количествах водятся комары, а программам вакцинации и уничтожению этих насекомых препятствует нехватка ресурсов и быстрая урбанизация.

Что касается Мемфиса – когда с наступлением холодов эпидемия 1878 года угасла, власти значительно усилили санитарные меры. И хотя поддержание чистоты было нацелено на борьбу с ложным источником болезни, потому что на тот момент медики рассматривали вариант передачи возбудителя желтой лихорадки от человека к человеку без участия живого переносчика, а самостоятельно, через элементы неживой природы, например воды или воздуха, в целом его эффект оказался благоприятным, ведь чистые улицы и свежая питьевая вода меньше привлекают комаров.

Как оказалось, если не оставлять гниющие трупы животных посреди улицы, можно добиться множества положительных результатов.


Скачать книгу "Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире" - Нэйт Педерсен бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Исторические приключения » Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире
Внимание