Обычные командировки

Игорь Скорин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Остросюжетные повести, составляющие эту книгу, посвящены будням советской милиции. Автор более тридцати лет проработал в уголовном розыске и мастерски строит занимательный сюжет, рассказывая о разрешении сложнейших детективных коллизий, приковывая внимание читателя до последней страницы. Но повести И. Скорина не только занимательны, они заставляют еще раз задуматься о главном — о воспитании нашей молодежи, о работе с «трудными» подростками, о том, что делается и должно быть сделано для профилактики преступлений.

Книга добавлена:
9-10-2022, 00:43
0
484
55
Обычные командировки

Читать книгу "Обычные командировки"



Михаил Трофимович встретил его участливо:

— Найдутся твои грабители, не журись, куда денутся... Тут тебе Павлов звонил. Мальчишка тот еще не отыскался. Говорит, в адресном по Москве и области несколько тысяч Тюриных. Да может, он и не Тюрин вовсе?

— А не из той же он компании? Как думаешь?

— Не исключено. Возможно, в этом деле кто-нибудь и из моих подопечных замешан. Пустых дач сейчас в нашем Серебряном бору раз-два и обчелся, а они, видимо, знали эту. Я дал команду всех местных парней перепроверить, особенно тех, что у нас уже побывали.

— Ну, будь здоров, я поехал, — Афанасьев крепко пожал руку Михаилу Трофимовичу.

Приехав в отделение, майор направился к старшему инспектору Павлову. Афанасьев застал его за изучением каких-то книг. Тот настолько увлекся, что не заметил даже, как вошел начальник. Афанасьев знал, что Павлов любит и собирает книги, что у него обширная библиотека.

— Нашел время, Кузьмич, книжками любоваться. Что с мальчишкой?

Павлов бережно взял со стола книгу.

— Да ты только взгляни, Саша, это же просто невероятно. Уникальные издания. — Слово «уникальные» Павлов произнес по слогам и с каким-то особым почтением.

— Я у тебя про Тюрина спрашиваю, а ты мне книжками голову морочишь.

— Вот чудак, дослушай до конца. Эти самые книжки продал потерпевшему твой Тюрин. Ни в одну из поликлиник и больниц он не обращался и, видимо, по Киевской дороге не живет, надо сходить туда, на Суворовский бульвар, и поподробнее расспросить потерпевших об этом загадочном Тюрине.

— Не надо никуда ходить. Потерпевшие оба здесь, им вещи сейчас предъявят. Пойдем посмотрим и поговорим. Кстати, объясни, зачем ты взял у них эти книги?

— Очень просто. Книги настолько редкие, что их могут знать букинисты.

— Ну что же, может быть, в этом есть резон.

Потерпевшие рассыпались в благодарностях. Маленькая женщина торопливо осматривала вещи, с опаской взглядывая на дверь. Афанасьев перехватил ее взгляд.

— Чего вы боитесь?

— Бандитов! Их сейчас приведут?

— К сожалению, их еще не поймали. Поймаем — обязательно покажем... Да вы не бойтесь. Здесь они все тихие, просто пай-мальчики. Ищешь чуть ли не громилу, а задержишь — смотреть не на что. И ростом поменьше, и голосок хлипкий. Скажите, Костя, где вы познакомились с Павлом Тюриным? — спросил Афанасьев у потерпевшего.

— А вы его нашли? Что с ним?

— Что с ним и где он, нам пока не известно, поэтому и прошу вас рассказать о нем...

— Перед Маем я получил стипендию и зашел в «Находку» — это букинистический магазин. Книги, смею вам доложить, моя страсть. Там в сквере постоянно толкутся люди с редкими книгами. Смотрю, в сторонке стоит парнишка лет пятнадцати, в руках книга, завернутая в газету. Я спросил, что у него. Он развернул. Я так и ахнул. «География», изданная в 1718 году, еще при жизни Петра Великого. Книга старая, но довольно хорошо сохранилась. Я спросил: сколько стоит? А он мнется: видимо, не знает сам, сколько просить. Наконец называет цену — семьдесят пять рублей. А у меня с собой и пятидесяти не наберется. Я предложил ему пойти ко мне домой. По дороге разговорились. Я поинтересовался, есть ли у него еще какие книги. Он сказал, есть, но, прежде чем продавать, посоветуется с бабушкой. Позже я купил у него восьмитомник Костомарова, изданный в 1908 году... За сто рублей. Два томика Берсеньева «Московский Кремль в старину и теперь» за пятьдесят рублей, и вот сегодня Павлик принес вот эти две книги.

— А скажите, сколько они могут, по-вашему, стоить?

— Точно не знаю, — смутился молодой человек.

— Ну, ну... Вы же историк... Книги-то по вашей специальности, — удивился Павлов.

— Ну, примерно представляю, конечно...

— Подороже, чем вы заплатили?

— Ну, я думаю... — неопределенно ответил студент.

— Допустим, знаете, тогда как же вы так, извините, «обжали» бедного мальчика с его бедной бабушкой? — съязвил Афанасьев.

— Это уже из другой оперы... Если не я, так еще кто-нибудь, — пожал плечами Костя.

Разговор зашел в тупик. Уходя, Костя задержался в дверях.

— Может быть... книги с собой забрать?

— Повремените, — ответил Афанасьев.

Утро следующего дня не принесло новостей: засада не имела успеха, обход питейных заведений с шофером такси тоже ничего не дал. Мало того, дежурному позвонила хозяйка ограбленной квартиры. Оказывается, у нее пропали еще облигации трехпроцентного займа на шестьсот рублей. Значит, преступники с деньгами могли и махнуть куда-нибудь...

Афанасьев с Павловым решили с утра навестить букинистов. По пути в «Находку» Павлов вводил Афанасьева в курс дела.

— Директор «Находки» Александр Иванович Фадеев — интереснейшая личность. Ему под семьдесят, а память у него феноменальная. Он буквально набит всевозможными историями о редких книгах. Кстати, отец его тоже был книголюбом. В канун первой мировой войны он купил у князей Гончаровых две рукописные книги с миниатюрами в красках. Одна — пятнадцатого века «Апостол», вторая — «Евангелие» шестнадцатого века. Чтобы приобрести их, продал лавку, заложил дом, залез в долги, но все-таки купил, а после революции подарил их библиотеке имени Ленина. Книги эти хранятся в Государственном фонде и записаны как фадеевские.

В магазине Павлов провел майора по каким-то узким коридорчикам, заваленным книгами, в кабинет директора, где тоже повсюду — в стеллажах, на столе, на стульях — были книги. Пахло здесь как-то особенно — старыми рукописями, бумагой, красками... При виде Павлова пожилой мужчина приветливо улыбнулся.

— Давненько не заглядывали, Иван Кузьмич. Я уж думал, не заболели ли? — он бросил на Павлова зоркий взгляд и решил: — Хотя по виду этого не скажешь, загореть бы вот только не мешало. Видно, на солнце мало бываете.

— Да все дела, все недосуг, дорогой Александр Иванович. Вот привел вам своего начальника, — ответил Иван Кузьмич и представил майора.

— Просьба к вам, Александр Иванович! Оцените вот эти книги, — попросил Афанасьев.

Старый книжник буквально ощупал каждый том и переспросил:

— Вам как нужно их оценить: по каталогу или приблизительно? Хотя, в общем-то, и на память не ошибусь...

Он пощелкал костяшками счетов и сообщил, что в общей сложности книги могут быть куплены магазином за шестьсот двадцать пять рублей.

— Сдаете?..

— Нет, Александр Иванович, — ответил майор. — Нас интересует, не попадались ли они вам раньше?

— Это другой вопрос. Мне думается, что «Географию генеральную» я недавно видел. Минуточку, — он постучал в перегородку: — Зайдите, пожалуйста, Галина Ивановна!

Сейчас же в кабинет вошла белокурая женщина с красивыми серьгами в ушах, кивнула посетителям и подошла к столу.

— Посмотрите, голубушка, не эту ли книгу нам приносил недавно молодой человек?

Женщина тщательно осмотрела книгу, взглянула на последнюю страницу.

— Эту самую. Я еще обратила внимание, что у такой редкой книги разорвана последняя страница. Молодой человек спрашивал, сколько она стоит, и мы оценили ее в 150 рублей. Он наш частый клиент. Сказал, что сам заплатил за нее столько же и продавать не намерен. Если нужна его фамилия, я загляну в картотеку заказов. — Женщина вышла и вскоре вернулась. — Этот парень — студент, жаждет приобрести любые книги Костомарова, Покровского... Живет он на Суворовском бульваре, — и женщина назвала фамилию Кости.

— Скажите, Галина Ивановна, вы все время на приемке книг? — поинтересовался майор.

— Да, постоянно, если не выезжаю по адресам.

— Вы не помните вот такого парнишку, — и Афанасьев описал приметы Павла.

— Нет, не помню. Подростки к нам заходят часто, но книги мы покупаем только у взрослых. Такое наше правило.

Женщина ушла, и Афанасьев, взяв одну из книг, показал на фиолетовый оттиск на титульном листе.

— Посмотрите, пожалуйста, Александр Иванович, на эту печать. Я еще вчера обратил внимание, да забыл спросить у нашего книголюба, — и Афанасьев кивнул в сторону Павлова.

Александр Иванович достал из ящика большую лупу и, разглядывая оттиск, стал рассказывать:

— Это экслибрис. Личный знак владельца, персональная печать, если так можно выразиться. Экслибрисов существует великое множество. Они выполняются на дереве, на металлических клише, печатаются типографским способом. Есть и такие, как здесь, выполненные в виде печати. С латыни «экслибрис» дословно переводится: «из книг такого-то»... Вообще этот знак весьма древний, а у нас в России встречается чуть ли не со времен Ивана Грозного. Их обычно заказывали художникам или граверам, конечно, состоятельные люди, иногда и учреждения. Например, до революции Севастопольское военно-морское училище все книги своей библиотеки помечало экслибрисом. Вот здесь, на этих книгах, экслибрис весьма символичен. На нем изображены высокие горы, река и расположившийся на отдых караван. Можно предположить, что владелец библиотеки любил путешествовать в горах. Одинокий верблюд свидетельствует о том, что он побывал и в пустынях. Река здесь как символ отдыха. Вензель внизу — это инициалы владельца... Покажу-ка я книги нашим девушкам...

Александр Иванович вышел и через несколько минут вернулся со стройной красивой женщиной, которая сразу же воскликнула:

— Знаю я этого верблюда и горы помню, и библиотеку. В прошлом году я ездила на квартиру покупать книги. Помните, Александр Иванович? Еще оттуда вам несколько раз звонила, советовалась. В общем, насчитала примерно на четыре тысячи рублей. Сказала, что на руки они получат три с лишним. Хозяева пообещали привезти книги... И везут до сих пор, — рассмеялась она.

— А у вас не сохранился адрес этого дома? — спросил майор.

— Нет, не сохранился, но дом я помню. Старинный с колоннами, вход из переулка. Недалеко от парка культуры.

— Вы не могли бы, Александр Иванович, разрешить вашей сотруднице съездить к тем людям? Вместе с Павловым.

— Ну, коли нужно, пусть съездит, — согласился директор.

Михаил Трофимович вместо приветствия стал шутливо отчитывать Афанасьева:

— Сейчас двенадцатый час, мы твоих бандитов с самого утра ищем, а ты неизвестно где бродишь. Вот с Танюшей все ее кондуиты перебрали и, понимаешь, не нашли ни одного Тюрина. Подходящего, я имею в виду. Татьяна Александровна Коробочкина, старший лейтенант милиции, наш инспектор по несовершеннолетним, — представил ее подполковник. — Ты не смотри, что она такая молоденькая, у нее дочь уже на голову выше, а характер... О, дай бог другому мужчине.

— Что-то вы уж больно меня расписываете, Михаил Трофимович, перевести куда решили?

— Нет, Танечка. Никуда я тебя не отдам, но помочь коллегам придется. Разбуди нашего шофера, а то он, видно, все бока отлежал. Проверь своих подшефных да съезди к соседям. Посмотри-ка хозяйским глазом, нет ли где этого самого Тюрина.

— Только просьба к вам, Татьяна Александровна, — не выдержал Афанасьев, — не просто Тюрина ищите, а попытайтесь разыскать ту самую группу парней, в которой может оказаться и парнишка, похожий на Тюрина... Приметы их помните?

— Наизусть заучила, — усмехнулась женщина. — Вчера двух подходящих блондинов задержала. Один художником оказался, а другой мотористом из ОСВОДа. Пришлось извиниться. Так я поехала?


Скачать книгу "Обычные командировки" - Игорь Скорин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Полицейский детектив » Обычные командировки
Внимание