Светлейший князь

Михаил Шерр

Аннотация: Человек сложной судьбы, сельский учитель и в прошлом врач, во время грозы переносится в восемнадцатый век и становится предводителем отряда беглых пугачёвцев. Людей, которые хотят только одного: спрятаться и выжить.

2-03-2023, 06:32
Светлейший князь

Читать книгу "Светлейший князь"

Через три-четыре версты упретесь в другой ручей. Он называется Подьемным. Переходите на другой берег и идете вниз по ручью, пока не выйдите на тропу. Как только вы выйдите на нее, разворачиваетесь и назад. Понятно?

— Понятно, — дружно ответили все трое.

— Если выйдя из леса вы не найдете тропу, то просто идете в том же направление через гребень хребта пока не упретесь в Подьемный ручей. — троица внимательно следили за моим палочкой, которой я водил по карте. — Также переходите на другой берег и идете вниз по ручью, пока не выйдите на тропу. Там действуете также, разворот и назад. Этот ручей несет свои воды вниз, сначала в реку Мирскую, а затем и в Ус. Старший Ванча. Вопросы?

Ванча хорошо ориентировался на местности и я был уверен, они не заплутают.

С начала нашего похода прошло ровно пять недель, все устали, я физически ощущал появившееся напряжение, и оно начало стремительно нарастать. Люди стали очень раздражительными, пару раз даже произошли драки.

Ванчи с егерями не было два дня. Их возращение просто потушило готовый вспыхнуть огонь. Наши разведчики прошли по указанному мной маршруту до Мирской тропы и по ней спустились до реки Мирской.

Я предложил на переправе через Большой Тепсель сделать однодневный привал. Но неожиданно меня не поддержали, вернувшиеся разведчики рассказали, что за переправой тропа вполне проходима для нашего каравана, не говоря уже о Мирской тропе. Лесных завалов разведчики не обнаружили, просто ни одного.

И в итоге получился почти марш-бросок к скалам Мирского хребта и вот там мы семнадцатого июня встали на привал. Я кликнул добровольцев и не отваливаясь на привал, следующим утром направился к Мирской тропе. Со мной поехали Ванча, двое егерей, два десятка мужиков и десяток гвардейцев авангарда. Мои опасения перехода через хребет оказались беспочвенными, и мы, нагруженные всякой всячиной, топорами, пилами и оружием в том числе, не без проблем прошли до гребня хребта, а затем и до Мирской тропы, достигнув которой я послал одного из егерей обратно к Петру Сергеевичу.

Через Мирский хребет караван шел целых двадцать дней. В месте выхода на Мирскую тропу, на берегу Подьемного ручья, Ерофей поставил сторожевую заставу. Что бы застава была постоянной, гвардейцы сразу начали валить лес, чтобы на берегу ручья поставить острог.

Переход хребта оказался самой трудной счастью нашего перехода. В иные дни через хребет удавалось провести не больше двух десятков людей. Чуть ли не через день шли кратковременные дожди, часто налетал сильный порывистый ветер, особенно на гребне хребта. Несколько раз, откуда ни возьмись, налетал снег. А вот скотина наша прошла чуть ли не бегом, без каких-либо проблем.

Выходя на Мирскую тропу люди останавливались еще на один привал, последний перед тридцатикилометровым маршем к реке Ус. Гвардейцы Ерофея за несколько дней расчистили большую плошадку для будущего острога и продходящие партии свободно останавливались на привал на этой площадке. Все понимали, что цель нашего похода близка и у людей сразу повышалось настроение. Но все это я узнал позже из рассказов других.

На Мирскую тропу мы вышли поздним вечером 25 июня 1776 года и встали на привал перед последним броском в долину. Настроение всех было радостное и приподнятое. Мужики и гвардейцы нашего отряда расспрашивали меня об Усинской долине. В итоге я всю ночь не спал. И не только из-за расспросов о долине. На душе у меня была просто буря. Еще несколько часов и я вновь увижу ставшие мне родными места. Но там дикая, первозданная природа, нет никого и ничего. Возможно, что там сейчас нет ни одной человеческой души. И уже завтра мне надо будет начать там строить новый мир.

На рассвете мы тронулись в дальнейший путь. Километров через двадцать пять-тридцать мы должны достигнуть долины, а еще через километров пять и реки Ус.

Около полудня мы достигли долины. Мрачная темнохвойная тайга, в которой преобладали кедры, голые стволы которых как колонны античных храмов уходили на большую высоту и там перекрывали кроной небо, постепенно сменилась светлохвойной тайгой. Несколько раз тропа переходила с берега на берег. Броды были не глубокими и мы без труда их преодолевали. В узких долинах ручьев, впадающих в Мирскую рек, появлялись пихты и ели. По старым пожарищам, по площадям ветрового повала к ним примешивались березы и осины.

И вот в полдень воскресения, 26 июня 1776 года, я со своими людьми выехал из леса на берег реки Ус.