Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков

Леонид Млечин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Почему за трагическими январскими событиями 2022 года в Казахстане с волнением следили во всем мире и прежде всего ближайшие соседи — Россия и Китай?

Книга добавлена:
5-08-2023, 11:35
0
412
75
Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков

Читать книгу "Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков"



Ни одного выстрела контингент ОДКБ не сделал. И через несколько дней все вернулись домой.

Зачем президент пригласил союзные войска?

На мой взгляд, были три причины.

Чтобы те, кто устроил заговор, кто хотел совершить государственный переворот, увидели: мир считает Токаева законным президентом. Шансов у них нет. Это первое.

Второе — появление десантников явно заставило казахстанских силовиков действовать, как положено в такой ситуации. А то было ощущение, что генералы никак не решат, что им делать.

И третье. Подразделения ОДКБ взяли под охрану стратегически важные объекты, и полицейских, которые несли там службу, сразу вывели на улицы. Это мне министр внутренних дел республики рассказывал. И соотношение сил изменилось.

Генерал Ерлан Тургумбаев:

— Все стратегические объекты, все особо важные объекты, в том числе аэропорт, были переданы под охрану частям ОДКБ, что позволило нам полицейских и военнослужащих освободить и перебросить — патрулировать улицы, защищать другие объекты и, естественно, искать и задерживать преступников.

6 января в стране шли настоящие уличные бои. Совет безопасности Казахстана объявил о проведении антитеррористической операции. Силовикам разрешили пустить в ход оружие. Кто-то возмутился: президент Токаев приказал стрелять, но это жестоко! А многие алматинцы говорили тогда другое: жаль, что сразу не пустили в ход силу, поэтому в конечном счете столько людей погибло…

1-й заместитель начальника полиции Алматы полковник Нурлан Алмасбеков:

— Сейчас много возникает вопросов, почему при нападении сотрудники полиции не применяли оружия. По закону у нас есть такое право. Но наши сотрудники, несмотря на реальную угрозу для своей жизни, не применяли оружия, так как была большая плотность протестующих. Среди них были и люди, которые достаточно случайно оказались на месте событий, но были вовлечены в происходящее. Вокруг здания акимата скопилось 5–6 тысяч человек. У всех находившихся в здании сотрудников полиции — порядка пятидесяти сотрудников — были автоматы. Если бы они все применили оружие — по закону! — численность погибших была бы в сотни раз выше. Во избежание случайных жертв, во избежание массовой гибели людей мы не применяли оружия. Я хочу отметить, что именно сдержанность сотрудников полиции многих спасла.

Толпа быстро становится агрессивной. Толпа страшит. Толпа — сила. И все же полицейские до последнего не хотели браться за оружие: не привыкли стрелять в людей!

Генерал Ерлан Тургумбаев:

— Есть мирные митинги. Они проводятся с разрешения местных исполнительных органов. Есть митинги, собрания, которые носят уведомительный характер. Ни 2-го, ни 3 января практически митинги власть не запрещала. 4 января, даже когда очень большое количество людей собиралось на площади и они агрессивно себя вели, нападали, все равно поговорить с ними выходили и представители акиматов, и полицейские, и прокуроры. Но их уже никто не слушал. Начались нападения на сотрудников полиции. Но у нас есть алгоритм: применять оружие во время митингов нельзя. Поэтому использовали водометы, светошумовые гранаты, травматическое оружие, словом, все спецсредства для недопущения массовых беспорядков. Этот алгоритм был применен 4-го числа. Но уже 5-го числа — после захвата боевиками оружия и после применения ими оружия в отношении мирных граждан и сотрудников полиции — тут включился другой алгоритм: это антитеррористическая операция, режим чрезвычайного положения. При нападении на сотрудников полиции, на охраняемые объекты сотрудник полиции имеет полное право применять оружие, что и было сделано.

Но начальникам отделов полиции приходилось объявлять личному составу: приказываю применять оружие в случае необходимости и всю ответственность беру на себя!

Полковник Нурлан Алмасбеков:

— При нападении на здание Департамента полиции и на здания наших территориальных подразделений мы уже были вынуждены пустить в ход оружие. В первую очередь это было связано с тем, что в наших подразделениях имеется большой арсенал оружия, в том числе автоматического. Если бы мы сдали позиции, они бы этим оружием завладели.

В прежние годы в Казахстане случались и митинги, и демонстрации, и социальные конфликты, и страсти пылали! Скажем, в 2016 году митинговали против нового земельного кодекса, который разрешал продажу земли сельскохозяйственного назначения иностранцам. Боялись, что землю начнут скупать соседи-китайцы. Но никогда еще целый город не оказывался фактически во власти преступников, как это случилось с Алматы.

Президент Токаев распорядился:

— Нам необходимо провести контртеррористическую операцию. Я возглавляю контртеррористический штаб. Бандиты и террористы захватывают здания инфраструктуры и самое главное — захватывают помещения, где находится стрелковое оружие. В настоящее время идет бой под Алматы с воздушно-десантными подразделениями Министерства обороны.

6 января Токаев продолжил кадровые перемены в Комитете национальной безопасности. Заместителя руководителя президентской администрации Мурата Нуртлеу назначил 1-м заместителем председателя Комитета национальной безопасности. Утвердил нового руководителя Службы государственной охраны — командующего Силами особого назначения, которые обеспечивают безопасность президента, других охраняемых лиц, охрану и оборону особо важных объектов. Назначил и нового директора Службы специального назначения «А», и нового начальника Службы охраны президента.

Когда в руководстве появились люди Токаева, силовики словно вышли из летаргии. Начали отбивать город у почти захвативших его боевиков.

А что же военные?

Позже президент скажет:

— Армия должна быть оплотом нашей независимости и стоять на страже интересов государства. Во время январских событий вооруженные силы из-за крайне неуверенного и безынициативного руководства ими не смогли с достоинством выполнить поставленные перед ними задачи. Министр Бектанов не проявил командирских качеств. Имея в своем распоряжении армию, которая показывала хорошие результаты в ходе командно-штабных и военных учений, мы не смогли воспользоваться ее потенциалом в критической ситуации и были вынуждены прибегнуть к помощи извне.

Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Касым-Жомарт Токаев 19 января провел совещание с руководящим составом Министерства обороны. Сообщил, что освободил от должности министра обороны Мурата Бектанова и назначил на этот пост генерала Руслана Жаксылыкова, прежде командовавшего внутренними войсками.

А бывшего министра задержали правоохранители, вменив ему статью 452 (бездействие власти) Уголовного кодекса.

Новый министр — кадровый военный с хорошим образованием: окончил Высшее общевойсковое командное училище в Алматы, Академию им. М. В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.

Президент Токаев потребовал усилить военную разведку, которая обязана обеспечивать руководство страны своевременной и достоверной информацией о внешних и внутренних угрозах. И сформировать Командование Сил специальных операций….

Токаев отметил и необходимость обновить арсеналы:

— В войсках до сих пор большая доля оружия и боеприпасов советского периода, которым уже по 30–50 лет. С учетом темпов выхода сроков службы устаревающей техники надо принять экстренные меры по восполнению парка вооружения. Вооруженные силы должны быть оснащены современными, высокотехнологичными образцами вооружения и военной техники.

В тот же день, 6 января, президент поручил правительству:

— создать специальную следственную группу в составе представителей Генпрокуратуры, МВД, КНБ и других компетентных структур для выявления причин произошедших событий, установления и привлечения к уголовной и административной ответственности всех виновных;

— организовать прямую линию для предоставления гражданам информации о пострадавших и пропавших без вести в результате действий преступных группировок;

— оказать государственную поддержу пострадавшим от преступных действий субъектам малого и среднего бизнеса в Алматы и других регионах;

— принять меры по защите дипломатических представительств, а также субъектов иностранных инвестиций и бизнеса зарубежных компаний.

Ранним утром 7 января президент провел оперативное совещание:

— Конституционный порядок в основном восстановлен во всех регионах страны. Местные органы контролируют ситуацию. Но террористы по-прежнему применяют оружие, наносят ущерб имуществу граждан. Поэтому контртеррористические акции следует продолжать до полного уничтожения боевиков.

Руководители силовых структур доложили, что в Казахстан начали прибывать подразделения объединенного миротворческого контингента ОДКБ.

А уличные бои продолжались. Вот что удивляло: обычно хулиганы и мародеры, видя, что на улицы вышли военные с оружием в руках, исчезают, растворяются. Грабить хочется, но жизнь дороже. А боевики продолжали действовать.

Полковник Нурлан Алмасбеков:

— Были случаи, когда мы с сотрудниками — 5–6 полицейских — оставались внутри толпы в пятьсот человек. Где-то проявляли оперативную смекалку, где-то помогал жизненный опыт. Надо еще было уворачиваться от камней. Иногда вынуждены были отступать… Ну, понятно, что все переживали. Но самое главное: не было трусости, не было предательства. Мы знаем из истории, что в других странах сотрудники полиции переходили на сторону протестующих. Конечно, для нас январь был большой неожиданностью, трагической неожиданностью. Но в конечном итоге мы смогли восстановить порядок в городе.

7 января стало легче. Пожалуй, это был переломный день. Организаторы событий осознали, что ничего не получилось, и ретировались. Мародеры разбегались с награбленным. Боевики пытались покинуть страну. Военные вместе с пограничниками искали их в горах при поддержке армейской авиации.

Ведомство нацбезопасности сообщило, что территориальные подразделения пограничной службы находятся в постоянной боевой готовности, охрана границы осуществляется в усиленном режиме.

Министерство внутренних дел доложило:

«При попытке перехода через государственную границу задержаны около трехсот человек, пытавшихся покинуть страну на автотранспорте и в пешем порядке. У них изъято огнестрельное оружие, похищенные материальные ценности, в том числе сотовые телефоны и крупные суммы денег как в отечественной, так и в иностранной валюте».

А личный состав полиции безумно устал: два дня настоящих боевых действий! Но начали, говоря профессиональным языком, «зачистку».

Некоторых силовиков обвиняли потом в жестокости. Министр внутренних дел поручил тщательно проверять поступающие жалобы граждан на действия сотрудников полиции. Президент высказался ясно: недопустимо сажать мирных демонстрантов. Поручил Генеральной прокуратуре установить степень вины задержанных и «в случае отсутствия отягчающих обстоятельств принять меры по смягчению наказания».


Скачать книгу "Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков" - Леонид Млечин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков
Внимание