Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков

Леонид Млечин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Почему за трагическими январскими событиями 2022 года в Казахстане с волнением следили во всем мире и прежде всего ближайшие соседи — Россия и Китай?

Книга добавлена:
5-08-2023, 11:35
0
364
75
Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков

Читать книгу "Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков"



Кланы и династии. Власть и деньги только своим?

Люди не могут забыть январь.

1-й заместитель начальника полиции Алматы полковник Нурлан Алмасбеков:

— Нам повезло, что не было связи в тот день. Действительно, не объяснить словами переживания родственников. Тебе звонит ребенок и говорит: «Папа, ты где? Пожалуйста, поговори со мной»… Я благодарен близким родственникам, что они нас, конечно, поддержали в эту трудную минуту. Нас не было около 4–5 дней, мы находились на службе. Но благодаря слаженности действий нашего личного состава, координации действий мы смогли отстоять наш город, нашу свободу. Наш город вернулся к обычной повседневной жизни. Ну, будем дальше работать во благо нашего государства.

Пока Комитет национальной безопасности и Генеральная прокуратура ведут следствие, люди, пытаясь разобраться, строят свои версии.

Вот что говорят в Нур-Султане, что обсуждается в социальных сетях: «В ближайшее время появятся новые дополнительные доказательства того, что все произошедшее было именно попыткой государственного переворота».

Среди арестованных в январе криминальный авторитет по кличке Дикий Арман (Арман Джумагельдиев), который со своими подручными во время беспорядков в Алматы сформировал несколько вооруженных групп.

Начальник службы уголовного преследования Генеральной прокуратуры Серик Шалабаев сообщил журналистам, что Дикий Арман и его сообщники похитили 24 человека и держали их как заложников. А также раздавали пистолеты «Glock» и «Макаров» преступникам, прибывавшим в гостиницу «Казахстан».

Дикого Армана арестовали и обвинили в попытке насильственного захвата власти. Рядом с ним находился и депутат Алматинского маслихата, который тоже арестован и лишился мандата.

Известный адвокат Абзал Куспан неожиданно заявил, что Дикого Армана доставили в Казахстан из Турции спецбортом правоохранительных органов: «Он не мог сам купить билет на обычный рейс и прилететь в Алматы. Он же в розыске, на него выставили “красные флажки”, на границе и в пограничных пунктах задержали бы… Дикий Арман был лишь исполнителем и выполнял чьи-то указания».

Кто-то верит в такие истории, кто-то не верит, но очень многие уверены, что это был настоящий заговор.

Генерал Ерлан Тургумбаев:

— Это была попытка захвата власти. Поэтому во всех регионах организованно нападали на акиматы. Не на банки, а именно на акиматы. А что такое акимат? Это власть на местах, где принимаются решения. В зданиях акиматов находятся основные документы инфраструктуры региона. Захват акимата — это шаг к переходу власти. Поэтому основной акцент был сделан именно на акиматы. А второе — это нападения на подразделения полиции. Конечно, с целью деморализации полицейских, которых призывали переходить на другую сторону…

Почему заговорщики проиграли?

Во-первых, люди выступили против истеблишмента, против тех, у кого в руках все богатства, а вовсе не против Токаева.

Во-вторых, президент повел себя не так, как от него ожидали.

Токаев проявил себя решительным, смелым и не боящимся ответственности руководителем. При том, что он не жаждал власти и не стремился стать главой государства…

— Это была террористическая атака, направленная на подрыв государственного строя, — твердо сказал Токаев. — Операция против государства носила четко спланированный характер, ею руководили хорошо подготовленные профессионалы.

Вначале было удивление: как можно такое организовать в масштабе всей страны? Работая в правоохранительных органах, мы прекрасно понимаем, что спонтанно все это не происходит. Во многих регионах никаких призывов не было, ни социального характера, ни в поддержку снижения цены на газ. А был просто настрой на захват власти. То есть это была хорошая организация. Были руководители, были исполнители. И сейчас в ходе следствия, я думаю, все это прояснится.

Почему государство «проспало» подпольную подготовку терактов? Акции боевиков показали наличие четкого плана атак на военные, административные и социальные объекты практически во всех областях, слаженную координацию действий, высокую боеготовность и жестокость…

Похоже, план государственного переворота строился давно. А в январе — очень удачно! — случилась история с ценами на газ. И заговорщики попытались использовать массовые выступления недовольных повышением цен людей для того, чтобы заставить Токаева уйти.

Такая версия многое объясняет — в частности почему в те январские дни без сопротивления сдали боевикам здание Управления национальной безопасности в Алматы и международный аэропорт, для защиты которых сил было предостаточно. И откуда у боевиков столько оружия и боеприпасов, чтобы несколько дней вести настоящие бои со спецподразделениями полиции и вооруженных сил.

Несколько раз боевики пытались захватить телевизионную вышку в Алматы, чтобы выйти в эфир и заявить о себе. Телебашню отстояли пограничники. Съемочная бригада телеканала «Алматы» попала под обстрел. Погиб водитель группы, журналист был ранен. Атаковали и сожгли филиал телерадиокорпорации «Казахстан».

Сауле Жиреншина, директор филиала, рассказывала мне:

— 5 января, где-то в четыре дня, группа протестующих сломала ворота и ворвалась. Я вышла и сказала: «Я директор этого филиала. С какой целью вы сюда пришли? Почему вы сломали наши ворота? Чего вы хотите?». Пыталась с ними вести переговоры. Эти люди стали требовать: «Дайте нам прямой эфир!» Мы попытались им объяснить, что так как мы являемся филиалом, то у нас нет доступа к прямому эфиру. Все, что мы можем сделать, это записать их требования на камеру. А затем это выйдет в эфир в столице. И мы записали на камеру их интервью… Затем мы их вывели на улицу. Думали, что уйдут. В семь я поехала домой, и тут мне позвонили и сообщили, что какая-то другая группа ломает главный вход, бьет окна, прорывается в здание.

Муратбек Сагымбайулы, начальник службы контроля режима в Алматинском филиале телерадиокорпорации «Казахстан»:

— Снова потребовали предоставить им прямой эфир. Я им ответил, что у нас таких возможностей нет. Они поинтересовались, где есть прямой эфир? Я сказал, что прямой эфир ведется из другой студии, назвал адрес. Одни поверили мне, другие нет. Я отвел туда 2–3 парней, а когда вернулся, в здании уже шел погром. На вид этим парням лет 25–30. Они были одеты в бронежилеты, на некоторых каски. Потом уже, когда мы посмотрели видеозапись, заметили, что некоторые даже были вооружены пистолетами. В руках у них были пожарные топорики. Они ничего не объясняли. Просто все громили и крушили.

Айдын Бекбосынов, руководитель Управления хозяйственного обеспечения Алматинского городского филиала телерадиокомплекса:

— Навстречу мне вышли два парня с пистолетами. Они были в масках… Они вошли в отдел телевизионных журналистских комплексов, здесь находились камеры, оборудование, спецтехника. Я встретил нашего юриста. Он был весь в крови, особенно голова и лицо. Помог ему выбраться на улицу. В течение получаса мародеры разграбили все и подожгли здание… Мы старались потушить огонь, но у нас ничего не получилось.

Сауле Жиреншина, директор филиала телерадиокомплекса:

— Огонь был такой силы, что даже цемент очень сильно пострадал, буквально превратился в месиво. Это большая трагедия для нас. Когда мы видим, что они сделали с этим зданием, нам становится плохо. Ведь это наша история. Это первое здание в Казахстане, из которого велся телевизионный эфир. Казахское телевидение начало здесь первое вещание 8 марта 1958 года. Они собственными руками разрушили нашу историю.

Во имя своих целей заговорщики устроили в стране хаос, отдали города на разграбление бандитам и мародерам.

Президент Токаев: «Масштаб разрушений, который произвели бандиты и террористы, не может не ужасать, потому что 1,6 тысячи зданий были повреждены, около 1 тысячи единиц автотранспорта были сожжены, 3000 единиц оружия было похищено, и, конечно же, много погибших, среди которых, кстати, есть бандиты и террористы».

Кто же ополчился на Токаева?

Готовятся несколько процессов, судебные решения должны все объяснить. Но вот о чем говорят в республике: заговорщикам не нравилось, пожалуй, все, что делал Токаев, став президентом.

Вообще-то он не революционер. Цитировал известную восточную мудрость: «Переходя бурную реку, нужно знать, что ногой нащупываешь дно».

Говорил, что в политической сфере шоковая терапия неуместна:

— В сложнейших геополитических условиях она может привести к разрушительным последствиям, деградации и даже утрате государственности. Нам надо идти по этому тернистому пути осмысленно, уверенно, выверяя каждый шаг.

Токаев — сторонник спокойных и хорошо продуманных реформ. Но он считает, что действовать надо строго по закону. А многие привыкли жить не по закону. И хорошо жить! Не понравилась его идея «Слышащего государства», потому что президент требовал от чиновников заниматься нуждами народа. Токаев точно заметил:

— Проблема — тотальная бюрократия. Она справедливо формирует у граждан представление о государственном аппарате как медлительной, равнодушной машине.

Но главное — власть и деньги имущие почувствовали угрозу своему особому положению. Целые кланы, которые при первом президенте стали очень богатыми, были недовольны Токаевым.

В Советском Союзе утверждалось, что средства производства — да и вообще всё в стране — общенародная собственность, то есть принадлежащая всем членам общества. Эти слова повторялись так часто, что люди поверили, потому и рассчитывали в ходе приватизации получить свою долю, какие-то ценности или источник дохода.

Однако же понятие «общенародная собственность» — фикция. Единственным собственником было государство. Точнее — руководители партии и правительства, которые всем единолично и бесконтрольно распоряжались. Чиновники получали прибавочный продукт в форме разнообразных привилегий, имея доступ к спецраспределителям, спецмагазинам, спецбуфетам, спецбольницам. Этот прибавочный продукт в своем кругу цинично именовался «корытом».

Все было ориентировано на максимально комфортное устройство жизни высших чиновников государства, извлечение из своей должности максимальных благ. А необходимость по долгу службы произносить ритуальные речи о высоких идеалах, поучать других только усиливала привычку к двоемыслию и воспитывала безграничный цинизм. Барство властителей, возмущающее общество, зародилось именно тогда.

Старая система распределения благ, основанная на личных связях, легко приспособилась к новым условиям. Чиновники быстро осознали, как выгодно помогать бизнесу, который щедро расплачивался за оказанные ему услуги. Вместо жесткого соблюдения единых правил игры, соблюдения налогового и таможенного кодекса постоянно делались исключения, выносились решения о льготах. Руководители крупнейших государственных предприятий перекачивали в свои банки бюджетные деньги, которыми распоряжались.

Именно Токаев впервые заявил о диктате олигополии в его стране. Сформировался особый, клановый капитализм. Характерные черты олигополии — непрозрачность и тесное сращивание с государственным аппаратом. В такой системе чиновники распоряжаются бюджетными средствами в пользу определенных экономических кланов. Такие кланы контролируют все основные сектора экономики и не позволяют появиться конкурентам. И даже силовики подчиняются «семейным» олигархам. Бюрократия превратилась в касту, неэффективную и развращенную невероятными возможностями личного обогащения.


Скачать книгу "Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков" - Леонид Млечин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков
Внимание