Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков

Леонид Млечин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Почему за трагическими январскими событиями 2022 года в Казахстане с волнением следили во всем мире и прежде всего ближайшие соседи — Россия и Китай?

Книга добавлена:
5-08-2023, 11:35
0
364
75
Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков

Читать книгу "Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков"



Пандемия ломает все планы

Новый президент Касым-Жомарт Токаев занялся политической трансформацией страны. Он выдвинул концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на нужды граждан. Это когда чиновники отвечают перед народом, политики — перед избирателями. Это развитие местного самоуправления. Это плюрализм мнений и различных точек зрения, это политический диалог и конкуренция.

Вскоре после выборов он выступил с первым посланием к народу Казахстана — на казахском и русском языках:

— Успешные экономические реформы уже невозможны без трансформации общественно-политической жизни страны. Если митинги не преследуют цель нарушения покоя граждан и нарушения закона, надо идти навстречу и выделять места для их проведения, причем не на окраинах городов. Но антиконституционные акции и хулиганство будут пресекаться. Земля иностранцам продаваться не будет. Земля должна принадлежать тем, кто на ней трудится. Малый бизнес освобождается от уплаты подоходного налога на три года. Разрешается использовать накопления в пенсионном фонде до выхода на пенсию на получение образования и приобретение жилья.

Президентом двигало желание избавить людей от равнодушия, черствости и профессионального цинизма чиновников:

— Как глава государства, вижу свою задачу в том, чтобы содействовать развитию многопартийности, политической конкуренции и плюрализма мнений в стране.

Токаев давно в высших эшелонах власти, но ясно и четко представлял себе жизнь людей, их заботы и проблемы. Понимал, что нужно стране и чего от него ждет народ. Люди вправе выражать несогласие с теми или иными действиями властей, и к этому надо прислушиваться. Новый президент хотел сделать прозрачной систему власти — от министров до акимов, местных руководителей.

Я спрашивал президента:

— Концепция «Слышащего государства» противоречит традиционным установкам. Что вас заставило проводить ее в жизнь?

— Я работал в парламенте. В течение девяти лет — с перерывом — возглавлял сенат. Конечно, я знакомился с письмами наших граждан, видел ситуацию на местах. Люди не всегда были довольны, а если сказать более объективно, были недовольны тем, как к ним относится власть, органы управления, акиматы.

Поэтому я поставил задачу внедрения концепции «Слышащего государства» — государство должно слышать заботы, тревоги своих граждан. Оно не должно устраняться от решения проблем. Некоторые считают, что государство отдельно, а граждане — отдельно. Возможно, такая практика существует в целом ряде стран, которые достигли очень больших успехов в развитии малого и среднего бизнеса, где в принципе предпринимателю все равно, кто находится у власти. Наши же граждане по-прежнему политизированы, потому что они ждут заботы и опеки со стороны государства. Поэтому им не все равно, кто президент в этой стране, кто премьер-министр.

— Я вижу, что вы, с одной стороны, избавляете бизнес от безумных проверок. С другой стороны, возлагаете на людей ответственность, когда стали выбирать акимов, а не назначать их. Это серьезные перемены.

— Да, в первом послании я сказал, что на три года мы освобождаем малый бизнес от всех налогов и проверок. Конечно, были жалобы со стороны проверяющих, контрольных органов, что, дескать, бизнесмены злоупотребляют этим поручением и добрым отношением к бизнесу. Но я сказал, что это ответственность предпринимателей. Если они, как сейчас принято говорить, «переходят за красную черту», мы должны принимать меры, в том числе и в плане обеспечения пожарной или санитарной безопасности. Если речь идет, допустим, о ресторанах, кафе.

Но я почувствовал, что им надо дать возможность немного «подняться на ноги» и развиваться свободно. Я подумаю, продолжить ли эту практику. Во всяком случае, малый и средний бизнес находится в фокусе моего приоритетного внимания.

Избрание сельских, поселковых акимов — это очень важная часть моих политических реформ. Им нужно дать самостоятельность и политическую, и, самое главное, финансовую. Поскольку выборы обязательно сопровождаются принятием законов о том, что они должны иметь надлежащий бюджет в своем распоряжении. И выборы, несмотря на опасения некоторых граждан, прошли довольно организованно, демократично. Получили хорошую оценку со стороны зарубежных наблюдателей.

По закону акимы (губернаторы и мэры) областей, городов республиканского значения и столицы назначались президентом с согласия маслихатов, представительных органов. Акимы районов, сельских округов, поселков утверждались местными депутатами.

Токаев принял принципиальное решение: местных руководителей будут избирать местные жители.

— Мне подсказывали, что не надо увлекаться выборами, что, мол, районные акимы — это опорная сила областных акимов, правительства, и что там надо контролировать, то есть, по сути дела, назначать. Но мы перешли и к выборам районных акимов…

— Вы изменили законодательство о митингах с разрешительного на уведомительное. Наверное, вам говорили: зачем это нужно? Теперь люди будут собираться и вас тоже критиковать. Вас это не пугает?

— Абсолютно не пугает, более того, считаю, что мы приняли очень хороший закон. То есть в каждом крупном городе мы определили три места, причем не где-то на окраине, а в центре. Это было мое требование. И порядок уведомления — вы уведомляете за неделю местные муниципальные власти (акиматы) о том, что проводите митинги на такую-то тему. Вступает взаимная ответственность за безопасность митингующих, за сохранение порядка в общественных местах, и чтобы эти митинги не беспокоили людей, которые не хотят участвовать в них. Но мы и не допускаем, чтобы во время этих митингов звучали антиконституционные лозунги, призывы к проявлениям экстремизма и тем более терроризма. Все остальное — согласно заявленной теме.

Впервые в казахстанское законодательство вошло понятие института парламентской оппозиции, а это важная часть политической жизни развитых стран. Оппозиционным партиям, представленным в парламенте, гарантируются должности председателя (одного) и секретарей двух постоянных комитетов палаты. Они также получили право инициировать проведение парламентских слушаний и определять повестку дня правительственных часов.

Токаев:

— Институт парламентской оппозиции значительно усиливает роль всех политических сил. Таким образом, мы содействуем развитию многопартийности и укреплению парламентаризма в стране.

Некоторым партиям не хватило голосов, чтобы пройти в мажилис и маслихаты. В каждой партии есть знающие, квалифицированные граждане. Они поднимают многие актуальные вопросы, которые должны быть озвучены с высокой трибуны парламента. Если представители этих партий пройдут в парламент, дискуссии станут более продуктивными и полезными. Они внесут существенный вклад в повышение качества законотворческой работы. Это позволит учесть мнение максимально широких слоев населения при выработке государственной политики.

Токаев снизил порог прохождения в парламент для политических партий с семи процентов до пяти. Ввели графу «Против всех» в бюллетенях на выборах всех уровней.

Токаев:

— В мировой практике закреплено право человека легитимно выражать свое несогласие с выборами или голосовать против всех кандидатов. По сути, и для нас нормальным явлением должно стать альтернативное мнение и голосование против. Поэтому в избирательные бюллетени всех уровней следует ввести графу «против всех». Эта инициатива создаст условия для защиты избирательных прав граждан.

Вот какие законы инициировал Токаев:

«При распределении депутатских мандатов количество представителей трех категорий: женщин, лиц, не достигших 29-летнего возраста, лиц с инвалидностью — должно составлять не менее 30 процентов от общего числа полученных партией депутатских мандатов».

Токаев подписал закон, который ввел 30-процентную квоту для женщин и представителей молодежи в избирательных партийных списках.

На сей счет есть разные мнения. Но это возможность сделать так, чтобы назначение женщин на высшие посты стало реальностью. Во многих странах женщины становятся министрами обороны. Занимают должности, прежде зарезервированные за мужчинами. Женщины набирают вес в парламентах. Сейчас в мире женщины-депутаты составляют почти четверть всех парламентариев, в два раза больше, чем два десятилетия назад. Они изменили привычный образ женщины-политика, которой положено заниматься лишь здравоохранением или образованием.

Я спросил президента:

— Довольны ли вы квотированием депутатских мест для молодежи? Это очень важная проблема. Молодежь не имеет возможности участвовать в политической жизни и поэтому сама тянется к радикализму. Вы явно как раз об этом задумались.

Токаев:

— Считаю, что молодежь нужно привлекать к политике. Я создал президентский молодежный кадровый резерв. Там триста человек, из них сто девяносто занимают достаточно важные государственные должности. Эту политику я буду продолжать, потому что мы не будем вечно у власти. В конце концов, нужно позаботиться о том, кто придет к рулю управления государством. Это очень серьезный вопрос. Я ввел квоты и для женщин, между прочим. А сейчас я заявил о том, что нужно позаботиться и о людях с ограниченными возможностями.

Решением президента Токаева не только для молодежи и женщин, но и для людей с ограниченными возможностями выделяются квоты в представительных органах власти, это позволяет им быть услышанными и добиваться принятия необходимых законов.

Его политика понятна: казахстанцы должны знать, что происходит во власти, и исходить из того, что облеченные властью люди — отнюдь не сакральные персонажи, а ответственные за свои поступки чиновники.

— Одной из самых актуальных задач остается полноценная реформа правоохранительной системы, — сказал президент Токаев. — Образ полиции как силового инструмента государства будет постепенно уходить в прошлое, она станет органом по оказанию услуг гражданам для обеспечения их безопасности.

Следует модернизировать и юридическую сферу, добиться независимости суда.

Кого взять за образец?

Страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющую наиболее развитые государства.

Он говорит очень откровенно:

— Оперативные сотрудники, выявляющие преступления, и следователи, принимающие процессуальные решения, работают в подчинении у одних и тех же начальников, для которых главной задачей является раскрытие преступления и направление дела в суд. Но права и свободы граждан не должны страдать в угоду показателям. Что касается прокурорского надзора, то он носит запоздалый характер. Прокуроры знакомятся с обстоятельствами дел только перед направлением в суд.

Следует модернизировать уголовную сферу по примеру развитых стран ОЭСР. Нам нужна модель, обеспечивающая своевременную защиту прав граждан и отвечающая высоким международным стандартам. Считаю необходимым внедрить в Казахстане трехзвенную модель с четким разделением полномочий.


Скачать книгу "Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков" - Леонид Млечин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Публицистика » Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков
Внимание