Мусульманская дипломатия в России. История и современность

Роман Силантьев
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга доцента Московского государственного лингвистического университета, кандидата исторических наук Романа Анатольевича Силантьева посвящена внешней политике мусульманских организаций России и охватывает период с конца XVIII до начала XXI вв. В ней рассматриваются становление мусульманских централизованных организаций, особенности их отношений с государством, политическими и общественными движениями, зарубежными единоверцами, а также другими религиозными традициями. Особое внимание уделяется экспансии в Россию нетрадиционных для нее течений ислама и предпринимавшимся контрмерам.

Книга добавлена:
3-07-2023, 15:11
0
391
117
Мусульманская дипломатия в России. История и современность
Содержание

Читать книгу "Мусульманская дипломатия в России. История и современность"



Организация Исламской конференции, Международный гуманитарный призыв, Комиссия по научным знакам в Коране и Сунне, Исламское агентство помощи и спасения, Всемирная ассамблея исламской молодежи, Всемирный исламский конгресс, Всемирная организация «Исламский призыв» и пакистанский «Таблиг» работали со многими мусульманскими центрами, предпочитая, правда, оппозиционные ДУМЕС-ЦДУМ организации.

«Терроризм в России финансируют 60 исламских экстремистских организаций, около ста коммерческих фирм за пределами РФ и 10 банковских групп». Эти данные привел заместитель начальника центра общественных связей ФСБ Николай Захаров в ходе круглого стола «Международный терроризм — взгляд из России», который организован РИА «Новости» и Российским институтом культуры1“'.

Среди таких организаций назывались, в частности, «Аль-Ха- рамейн», «Исламик релиф», «Тайба», «Аль-Игаса», «Ассамблея мусульманской молодежи», «Организация исламского спасения Чечни», «Возрождение исламского наследия», «Общество социальных реформ», «Благотворительное общество Катара», «Общество исправления» и «Всемирная организация исламского спасения»107.

О масштабах вкладываемых в боевиков денег можно судить по цифрам, приводимым в статье «Деньги едут на войну», опубликованной в журнале «Коммерсант-Власть».

«В Дагестане до последнего времени действовал филиал саудовского международного благотворительного общества «Катар». Летом 1999 года руководство «Катара» из зарубежных источников получило и передало боевикам, воевавшим в Ботлихском, Цумадинском и Новолакском райнах республики, около полумиллиона долларов. В августе МВД Дагестана возбудило против главы фонда уголовное дело, обвинив его в мошенничестве.

Саудовские благотворительные организации «Хаятуль- Игаса» и «Исламский конгресс» собрали в Саудовской Аравии, Кувейте и ОАЭ несколько миллионов долларов и также переправили на Северный Кавказ. «Хаятуль-Игаса», или «Международная исламская организация спасения», штаб-квартира которой находится в городе Джидда в Саудовской Аравии, официально спонсирует исламские учебные заведения, ее миссионеры проповедуют по всему мира идеи ваххабизма. Однако деятельность организации этим не ограничивается. Ее представители воевали в Боснии, Афганистане, Таджикистане, Косово и Чечне.

Иорданское отделение международной террористической организации «Братья мусульмане» в начале 1999 г. собрало для Чечни около $20 млн. Координирует эту работу глава чеченского шариатского суда Абу-Умар, иорданец по происхождению. Деньги поступают в Баку, в офис неправительственного фонда «Аль-Харамейн», а затем в Чечню. За один раз перевозится примерно $100 тыс. До войны в Чечне было налажено вертолетное сообщение с Азербайджаном. В распоряжении Басаева было несколько экипажей вертолетчиков, прошедших подготовку в Пакистане. Сейчас курьеры доставляют валюту горными тропами через Грузию»108.

Среди отдельных спонсоров экстремистов выделялся египтянин Саад Эддин Эль-Лабан. С 1992 г. он находился в международном розыске за аферу с организацией паломничества в Мекку, в ходе которой он украл 8 млн долл. США. В 1995 г. эль-Лабан появился в Москве, где организовал корпорацию «Развитие», которая торговала конфетами и макаронными изделиями, а в 1996 г. создал благотворительный фонд «Зам-Зам». В декабре 1998 г. на конференции Конгресса народов Ичкерии и Дагестана Эль-Лабан передал чеченским боевикам 200 тыс. долл. США. Эти деньги были проведены по документам как «пожертвование в поддержку постящихся мусульман». После взрывов в Москве египтянин был объявлен в розыск и скрылся109.

Следует заметить, что особого соперничества за внешние источники финансирования не возникало — благодаря обширной сети осведомителей зарубежные спонсоры неплохо представляли, в кого действительно следует вкладывать деньги[18]. Так, при саудовском посольстве был создан целый отдел, который занимался фундаментальными исследованиями российской уммы, а также формировал из ученых и журналистов просаудовское лобби, предоставляя им гранты и оплачивая зарубежные поездки110.

После вооруженного конфликта в Дагестане спецслужбы начали активно пресекать деятельность «благотворительных» фондов, после чего доля зарубежных вложений в бюджеты российских муфтиятов заметно снизилась. В первую очередь это коснулось официальных ДУМов, в то время как джамааты ваххабитского подполья сохранили прежний объем финансирования, которое осуществлялось теперь более сложными путями. В настоящее время самые крупные мусульманские организации России стараются изыскивать источники финансирования внутри страны, однако до сих пор зарубежные вливания составляют заметную часть бюджета ДУМЕР, ДУМ «Ассоциация мечетей России», ДУМАЧР, ИКЦ России и ДУМ Карачаево-Черкесской Республики и Ставрополья.

На основании имеющихся данных, общий объем зарубежных средств, вложенный в российский ислам, можно оценить в несколько млрд долл. США. Так, известно, что только ДУМ РТ получило от арабских спонсоров около 200 млн долл. США (из них 70 — за 2002-2004 гг.)ш. «В середине 90-х гг. XX в. только саудовские фонды, официально не имеющие отношения к семье короля и госструктурам КСА, ежегодно выделяли до 40 млн долл. США на финансирование развала официального традиционного Ислама в России», — отмечалось в аналитическом материале сайта «Muslim.su»112.

После создания в конце 2006 г. Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования российские власти стали постепенно брать под свой контроль либо блокировать каналы зарубежной помощи российским мусульманам. Иностранным спонсорам теперь предлагалось либо перечислять средства через Фонд, либо делать свои траншы максимально целевыми и прозрачными. Несмотря на серьезное сопротивление руководства Совета муфтиев России, эта схема стала последовательно воплощаться в жизнь.

В настоящее время основная легальная помощь российским мусульманам оказывается в основном по линии Исламского банка развития, охотно выделяющего гранты на различные проекты — от строительных до образовательных. В 2008 г.[19] Совет муфтиев России подписал соглашение о сотрудничестве: с Исламским банком развития, который, в частности, согласился предоставлять беспроцентные кредиты для обучения мусульманских студентов из России113. Годом ранее аналогичное соглашение Исламский банк развития подписал с правительством Республики Татарстан114.

В 2009 г., находясь под впечатлением разразившегося мирового экономического кризиса, лидеры Совета муфтиев России заявили о начатой совместно с ОИК и Исламским банком развития программе по изучению возможностей исламского банкинга и предложили внедрить элементы исламских финансовых институтов в практическую деятельность российских банков115. 4 марта 2009 г. российская делегации во главе с представителем России при ОИК Камилем Исхаковым впервые приняла участие во Всемирном исламском экономическом форуме (ВИЭФ) в Джакарте, где провела переговоры с руководством оргкомитета ВИЭФ и Исламского банка развития116. 25-26 июня 2009 г. по при активном посредничестве Камиля Исхакова в Казани прошел Международный саммит исламского бизнеса и финансов, по итогам которого было принято решение создать в России инвестиционную финансовую компанию, работающую по законам шариата117.

С другой стороны, российская банковская система уже имела опыт работы с исламскими банками — долгое время в России действовал «Бадр-Форте Банк» (Первый исламский банк), чья история печально закончилась в конце 2006 г. — приказом Банка России у него была отозвана лицензия на осуществление банковских операций за неоднократные нарушения Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»118. Обещания же ряда мусульманских лидеров — Нафигуллы Аширова, Мукаддаса Бибарсова и Абдул-Вахеда Ниязова — привлечь в Россию серьезные арабские инвестиции, так и остались обещаниями — ни одного случая инвестирования в российскую экономику «мусульманских» денег, осуществленного при непосредственном лоббировании духовных лиц, пока не зафиксировано119.

Муфтий Гусман Исхаков об арабских деньгах

«И еще: в свое время мусульманские организации арабского Востока щедро финансировали возглавляемый Таджуддином ДУМЕС. Потом, видимо, не получив точного отчета, на что их доллары были потрачены, предпочли помогать тем, чья отчетность более прозрачна:

Значит, ДУМ РТ все-таки строит на арабские деньги?

Представьте себе, меня об этом и Президент России Владимир Путин спрашивал, когда собирал в Кремле российских муфтиев. Я ему сказал: «Да, строим, и что? Эти мечети и медресе в Татарстане останутся. И проповедовать в них будут наши татарстанские священнослужители, и учиться будут татарские парни. И не чему-нибудь — нашему исконному Исламу суннитского толка. Что в этом плохого?» И он со мной согласился. «А ведь верно», — говорит. В конце концов, и Россия берет в долг у МВФ, не следует же из этого, что наше правительство обязуется работать в интересах Запада»120.

За последние три года Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) получило от зарубежных благотворителей около 70 млн долл. США, сообщил его председатель муфтий Гусман Исхаков на пресс-конференции 28 июля в Казани.

При этом муфтий уточнил, что духовное управление принимает не всякие пожертвования, а только те, которые спонсор не оговаривает идеологическими или другими предварительными условиями.

Несмотря на это, как он утверждает, объемы иностранной помощи по сравнению с прошлыми годами возросли почти в два раза, что говорит об искренности и бескорыстии благотворителей. Данные средства направляются главным образом на строительство студенческого городка Российского исламского университета.

По словам Гусмана Исхакова, собственный бюджет ДУМ РТ составляет 1,5 млн рублей в год. На содержание университета требуется ежегодно 12 млн рублей; половину из них предоставляет правительство Татарстана, остальное — спонсоры121.

Как правило, конкуренция за внешние источники финансирования не приводила к публичным конфликтам между мусульманскими структурами, однако использование уже полученных средств нередко становилось мощным деструктивным фактором. Действительно, сам механизм внесения денег изначально имел серьезные изъяны, что позволяло духовным лидерам получать крупные суммы под простые расписки.

Так, М.Тульский утверждает, что часть денег из Саудовской Аравии и других стран поступала «черным налом» и приводит следующие слова Нафигуллы Аширова: «Я лично писал расписку (Талгат сперва ее написал, а потом сказал мне переписать) о том, что в 1992 г. Таджуддин получил 200-250 тыс. долл. США от генерального секретаря Лиги исламского мира Омара Насыра. Заключен договор на строительство мечети «Кул-Шариф» в Казани и соборной мечети в Уфе, взносы на эти цели привезли наличными, естественно, эти мечети так и не были построены[20]. Потом он эти деньги отдал на раскрутку московским бизнесменам — часть из них Талгат не смог вернуть, его фактически «кинули»122. Впрочем, впоследствии гораздо большие суммы по той же схеме передавались и самому Аширову, а также его ближайшему сподвижнику Абдул-Вахеду Ниязову. «Так, вышвырнутый из “Медведя” депутат Ниязов совершал поступки, достойные «сына лейтенанта Шмидта». По словам «медвежьих» аппаратчиков, Ниязов разъезжал по арабским странам в качестве «спецпредставителя Путина и его фракции» и выпрашивал финансовые пожертвования. Получить таким образом удалось не один миллион долларов» — такую оценку получила деятельность генерального директора ИКЦ России в статье «Порка после вотума», опубликованной в марте 2001 г. в «Московском комсомольце»123.


Скачать книгу "Мусульманская дипломатия в России. История и современность" - Роман Силантьев бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Религия и духовность: прочее » Мусульманская дипломатия в России. История и современность
Внимание