Византийский букварь. Введение в историю Византии

диакон Занемонец
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: «Византийский букварь» – это краткое введение в историю Византийской империи от ее возникновения в IV в. до ее падения в XV в. В книге рассматривается формирование Византии как преемницы Римской империи, хранящей и развивающей традиции ее государственности, в условиях – в первую очередь – греческоязычной культуры и христианской веры. Существуя более тысячи лет, византийское государство не могло не меняться. В книге описываются основные этапы этой трансформации, как государственной, так и культурной. Поскольку Византия была одним из главных центров формирования христианского вероучения и церкви как института – на ее территории собирались все Вселенские соборы первого тысячелетия – истории византийского христианства также уделено внимание. Страны и народы, принявшие православное христианство от Византии, составляли своего рода «византийское содружество». К ним относилась и Древняя Русь. Развитие их отношений также рассматривается в книге. Александр Занемонец – выпускник МГУ. Преподаватель византийской истории и истории христианства в израильских университетах. Автор ряда книг по истории Византии и русского присутствия на Святой Земле. Православный диакон, клирик Храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Книга добавлена:
12-11-2022, 19:20
0
293
71
Византийский букварь. Введение в историю Византии
Содержание

Читать книгу "Византийский букварь. Введение в историю Византии"



1. Персидское завоевание и реконкиста (610–630 гг.)

Сразу после прихода к власти в 610 г. императора Ираклия – сына Карфагенского экзарха Ираклия – начался последний и, быть может, самый устрашающий этап древнего противостояния двух сверхдержав Античного мира – Рима и Парфии, место которых теперь заняли их преемники – Византия и Сасанидская Персия. Как не раз бывало и раньше – одно из государств (в данном случае Персия) попыталось нарушить сложившийся баланс сил, достигло решительного успеха, но затем потерпело сокрушительное поражение. В результате было восстановлено довоенное status quo. Эта история могла бы повториться еще не один раз, если бы обе сверхдержавы заметили невиданную до того опасность: арабский мир, исповедующий новую религию – ислам. Столкновение с этим миром через несколько лет положило конец персидскому государству и стало причиной серьезных изменений в Византийской империи.

Войны Ираклия с Персией нашли отражение в Коране, создававшемся вскоре после этих событий. «Побеждены Румы в ближайшей земле, – читаем мы в XXX суре, – но они после победы над ними победят через несколько лет». Это описание вполне точно отражает реальные события этой последней византийско-персидской войны. В течение веков спорными территориями между двумя сверхдержавами были прибрежные страны Ближнего Востока – Сирия, Палестина, отчасти Египет, а также северные районы Месопотамии и некоторые области Закавказья. Все эти страны не составляли исторического ядра обеих империй, однако при соседстве сверхдержав они не могли рассчитывать на подлинную самостоятельность. Перемещение границы между империями или сферами влияния внутри этих областей и становилось результатом многовековых войн. При этом ни одно из двух великих государств не было в состоянии провести границу раз и навсегда. По крайней мере, до времени Ираклия, когда уже было слишком поздно… Причиной такого паритета было как объективное сходство «мощностей» двух империй, так и переменчивость настроений достаточно пестрого населения «плодородного полумесяца», как страны этого неспокойного региона называли в древности.

В начале правления Ираклия инициатива начала войны была за персидским шахом Хосровом II Парвезом (590– 628). Учитывая настроения в Византийской империи перед восшествием на престол Ираклия, равно как и насильственный характер его воцарения, надежды шаха на легкую победу казались вполне обоснованными. Персия хотела в новой, удобной для себя ситуации исправить тот перевес, который Византия получила в начале правления Хосрова. Тогда император Маврикий поддержал его по ходу внутриперсидской борьбы за власть, но за это Византия по договору 591 г. перестала платить Персии ежегодную дань, и к тому же Персия отказывалась от восточной Месопотамии с городом Дара и от большей части персидской Армении. Но с тех пор ситуация изменилась: Хосров давно уже укрепился на престоле, а в Византии только что завершилось весьма тяжелое правление императора Фоки. Война началась в первый же год правления Ираклия – в 610 г.

Уже в 610 г. персы захватили Апамею и Эдессу в византийской Сирии. В следующем 611 г. пала Антиохия – главный город византийского востока. Попытка императорской армии нанести поражение персам у стен завоеванной Антиохии в 613 г. не дала результата. Напротив, после этого уже ничто не могло помешать продвижению персов по Ближнему Востоку. К югу от Антиохии Хосров взял Дамаск, на севере – Тарс в малоазийской области Киликия (родной город апостола Павла) и затем изгнал византийцев из Армении. Однако самым болезненным для византийцев, как и для христианского мира вообще, оказался захват персами Палестины и Иерусалима: после трехнедельной осады Иерусалим пал в 614 г.

После взятия и разрушения римлянами Иерусалима в 70 г. н. э. Святой Город больше не переживал подобных катастроф. Он постепенно отстраивался и заселялся, а со времени легализации христианства при императоре Константине в начале IV в. стал обстраиваться замечательными базиликами и монастырями, превращаясь в центр паломничества всех христиан. Иудейская пустыня (или, как ее иначе называли, пустыня Святого Града) стала одним из главных монашеских центров, и в период с IV по VII в. в ней было около 90 больших монастырей, а число монахов достигало нескольких тысяч. Иерусалим не был важным административным или экономическим центром, однако это компенсировалось религиозным значением города: главной святыней для христианского мира являлся Храм Воскресения (он же Храм Гроба Господня), выстроенный в Иерусалиме императором Константином в IV в., а также хранившийся в нем в то время Крест Господень.

В 614 г. вся христианская Палестина и Иерусалим с его святынями подверглись ужасающему персидскому разгрому. Еще на пути к Иерусалиму персами были разрушены почти все монастыри Иудейской пустыни, а многие монахи стали мучениками. И сегодня почти в каждом монастыре этого региона сохраняются мощи монахов, погибших в 614 г. при персидском нашествии. После этого монашеству Святой Земли уже не суждено было возродиться в прежнем количестве и значении. Помимо монастырей персы разрушали города и ирригационные системы, вырубали деревья, что наносило урон всей системе земледелия и положило начало превращению страны в пустыню после многих веков тщательного возделывания. Вскоре это будет только усилено арабским завоеванием.

Иерусалим также подвергся разгрому. Были разрушены христианские храмы, в том числе и Храм Воскресения. Число жертв достигло нескольких десятков тысяч, и в первую очередь это было именно христианское население города. Крест Господень и множество святынь были увезены персами в их столицу Ктесифон, что должно было подчеркивать победу зороастрийской Персии над христианским миром. Это дает возможность предполагать, что для Хосрова вся эта война имела определенный религиозный смысл, что, в свою очередь, придало религиозную окраску предприятиям Ираклия, которые во многом стали прообразом будущих крестовых походов.

Важным в этой войне было и то, что многие группы населения византийского Ближнего Востока приняли сторону персов. В первую очередь это были монофизиты, испытывавшие серьезные притеснения со времен Юстиниана, и евреи, основной религиозный и культурный центр которых находился в то время не в Палестине или Европе, а в Месопотамии, то есть как раз в пределах Персидской империи.

По словам русского византиниста Н. П. Кондакова, «это было бедствие, неслыханное после взятия Иерусалима при Тите и на этот раз непоправимое: для этого города уже не было потом эры, подобной временам Константина, и великолепные сооружения в его стенах, подобно так называемой Омаровой мечети, уже не составят эпохи в истории; отныне город и его здания приходят в упадок, со ступеньки на ступеньку, и самые крестовые походы, изобилующие всякого рода результатами и, пожалуй, всякой добычей для самой Европы, отзовутся только смутой, путаницей и разложением в жизни самого Иерусалима. Персидское нашествие разом снесло наносную, искусственную грекоримскую культуру Палестины, разорило земледелие, обезлюдило города, уничтожило или на время, или навсегда монастыри и лавры, прекратило торговлю. Этим нашествием освободились от прежних уз и страха грабительские племена арабов, и они приготовились к сплочению в будущем и повсеместному наступлению. Отныне период культурного развития страны кончен»[1].

Из Палестины персидская армия двинулась в Египет. В 619 г. пала Александрия, и весь Египет со своим по преимуществу монофизитским населением оказался в руках персов. Завоевание Египта имело для империи тяжелые экономические последствия, так как эта процветающая провинция в течение многих веков являлась житницей империи, снабжая зерном сам Константинополь. По замечанию Георгия Острогорского: «Можно было подумать, что возрождается древняя империя Ахеменидов, хотя еще совсем недавно казалось, что Юстиниан почти что восстановил древний imperium romanum»[2].

Однако персы не ограничились одним Ближним Востоком. Еще до завоевания Египта, в 615 г., они двинулись в Малую Азию, не встречая серьезного сопротивления еще ранее разгромленной византийской армии. Их войско дошло до самого Босфора и встало около византийской столицы, захватив Халкидон.

Помимо персов, другими серьезными врагами византийцев (а соответственно, союзником персов) были славяне и авары, угрожавшие византийцам с севера. Во главе с аварским ханом они дошли до самого Константинополя, разоряя на своем пути балканские области империи. Во время встречи с ханом в городе Гераклее в июне 617 г. сам император Ираклий чуть не пал жертвой их коварства. Однако от варваров удалось откупиться богатыми дарами, и блокада Константинополя была прорвана с одной из сторон. Оставались персы, но, лишившись союзников в лице аваров и славян, они решили отойти от столицы. Примерно в эти же годы (начало 20-х гг.) на западе вестготы захватили у империи остававшиеся у нее владения в Испании, не сумев добраться лишь до Балеарских островов, на которых под охраной флота сохранилась римская власть.

Оказавшись в столь тяжелой ситуации, Византия в очередной раз смогла выжить и даже вскоре полностью разгромить своего давнего врага – Персидское государство, которое уже было готово праздновать окончательную победу над Новым христианским Римом. Это удалось отчасти из-за разлада между персами и аварами, что помогло спасти столицу, но в первую очередь из-за внутренней перестройки империи, произведенной императором Ираклием на краю гибели государства. А ведь при этом в начале своего нелегкого правления Ираклий всерьез думал о том, чтобы уехать из Константинополя и перенести столицу в родной для него Карфаген, пытаясь превратить северную Африку в основу и центр Римского государства. В то время он удержался от этого благодаря харизматической личности константинопольского патриарха Сергия. История подтвердила правильность этого решения, дав Константинополю и Византийской империи еще восьмивековую историю.

Освобождая Константинополь от осады аваров и славян, с одной стороны, и персов – с другой, византийцы применили свой испытанный способ, у которого и дальше было большое будущее в их истории, – разъединение врагов и подкуп одного из них. На деньги покупались обычно варвары, как произошло в этот раз с аварами. По большому счету это было серьезным успехом византийской дипломатии, столь часто приходившей на помощь византийскому оружию. С персами в данном случае это бы не прошло, особенно учитывая религиозную заинтересованность Хосрова в борьбе с христианской Византией. Но перед тем, как начать «реконкисту» Ближнего Востока, византийцы добились еще одного успеха своей дипломатии и религиозной харизмы: в Константинополе в 619 г. принял крещение болгарский хан Куврат, который позже станет основателем государства Великая Болгария. Болгарские племена, кочевавшие в то время в степях к северу от Черного и Каспийского морей, после дипломатического поражения аваров у стен Константинополя сочли возможным избавиться от зависимости от них. Неудивительно, что в этом они нашли поддержку императора Ираклия. После успешного освобождения от аваров Куврат прибыл во главе болгарского посольства в Константинополь, принял крещение и получил чин патрикия, что вводило его в круг цивилизованных государей, так или иначе находящихся в сфере византийского влияния. Для славянских племен поражение аваров также привело к серьезным последствиям и миграциям, но об этом ниже.


Скачать книгу "Византийский букварь. Введение в историю Византии" - диакон Занемонец бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Христианство » Византийский букварь. Введение в историю Византии
Внимание