Конституционное развитие Сирии: между децентрализацией и авторитаризмом

Марина Сапронова
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Монография посвящена проблемам политико-конституционного развития Сирийской Арабской Республики (1920—2012 гг.). Рассмотрены этапы государственного развития страны с момента принятия первой конституции в 1920 г.; эволюция партийной системы; внутренние и внешние факторы, влияющие на конституционное строительство; современный этап конституционной реформы; дан анализ политических трансформаций, начавшихся после протестных выступлений 2011 года и Конституции 2012 года.

Книга добавлена:
4-12-2023, 09:09
0
155
57
Конституционное развитие Сирии: между децентрализацией и авторитаризмом
Содержание

Читать книгу "Конституционное развитие Сирии: между децентрализацией и авторитаризмом"



3.5. Антиправительственные организации и движения

После принятия нового Закона о политических партиях в Сирии начался активный процесс их создания. Сирийскую патриотическую оппозицию (внутреннюю) условно можно было разделить на три главных направления, это:

1. Демократическое крыло, наиболее влиятельной партией которого была старейшая Национальная социальная партия (НСП), основанная в 1932 г. Как заявил Илия Саман, член политбюро НСП, ее программа более консервативна по сравнению с программой правящей ПАСВ. Тем не менее между двумя партиями не было принципиальных разногласий. По его мнению, главным дестабилизирующим фактором в Сирии является политика США, Франции и Англии, «действующих в интересах Израиля и имеющих целью разделить Сирию на пять государственных образований по религиозному и этническому признаку»;

2. Либеральное направление, к которому относилось зарегистрированное светское Демократическое социальное движение, возглавляемое Набилем Фейсалом, представителем сирийской светской интеллигенции, писателем и переводчиком, противником исламского фундаментализма. Целью его движения было превратить Сирию в «ближневосточную Данию»;

3. Левое крыло, наиболее влиятельной составляющей которого стал Комитет по объединению сирийских коммунистов, сменивший название на «Народная воля», которую возглавил Кадри Джамиль, видный сирийский экономист, профессор Дамасского университета. Он был единственным представителем оппозиции, вошедшим в комитет по созданию новой сирийской конституции. Кадри Джамиль считал, что единственным путем выхода из кризиса является национальный диалог и создание правительства национального единства, куда вошли бы представители патриотической оппозиции. При этом, по его мнению, необходимо было очищение режима от тех, кто не заинтересован в проведении реформ, а также подавление радикальных элементов, прибегающих к насилию.

Другие партии, которые были легализованы в соответствии с законом, это: Партия солидарности, Арабская демократическая партия солидарности, Сирийская демократическая партия, Партия демократического авангарда, Национальная молодежь за справедливость и развитие, Сирийская национальная партия молодежи, Сирийская партия отечества, Народная партия.

События в Ливии, безусловно, активизировали деятельность сирийской оппозиции. Башар Асад и его сторонники утверждали, что столкнулись с хорошо спланированным вооруженным мятежом, который организовали «салафиты совместно с террористическими группировками». Однако очевидно, что большинство демонстрантов первоначально вышли на улицу не по призыву религиозных деятелей, они действительно хотели смягчения существующего режима и его большей открытости. Но в дальнейшем стало очевидно, что за протестующими стоит мощная сила, которая не только уверенно контролирует ход событий, но и финансирует их, а призванные стабилизировать ситуацию политические реформы уже не могли сыграть никакой позитивной роли. В парламентских выборах 2012 г. политические партии участвовали в рамках двух объединений: Прогрессивного национального фронта (ПНФ) и Народного фронта за перемены и освобождение (НФПО) (См. Приложение 3). Однако легализованная внутренняя оппозиция была недостаточно консолидирована, крайне неоднородна, неспособна сформулировать требования к представителям власти и сформулировать идейно проработанную программу.

Уже к концу 2012 г. силы внутри страны, поддержавшие народные выступления на первом этапе, перестали играть заметную роль в управлении событиями, которое взяли на себя внешние силы. На авансцену противостояния сирийскому правительству вышли финансируемые извне исламистские структуры, идеологическая направленность которых определялась ориентацией на конкретные региональные и внерегиональные державы, которые использовали их как инструменты для проведения своей политики в отношении Сирии. Начали создаваться и эмигрантские оппозиционные структуры, ряды которых пополняли и члены внутрисирийской оппозиции, которые в силу специфики политической системы Сирии не имели ранее возможности играть заметную роль в политическом процессе страны.

Так, еще в августе 2011 г. сирийской оппозицией было объявлено о формировании в Стамбуле Сирийского национального совета (СНС), в который, по различным данным, вошли 140 представителей от внутрисирийской и зарубежной оппозиции. Как заявила в Стамбуле Басма Кадмани, одна из представительниц сирийской оппозиции, СНС «является своего рода национальной ассамблеей, которая будет исполнительным органом и в то же время органом, осуществляющим контакты с иностранными правительствами». Пользуясь поддержкой со стороны западных стран и Турции, СНС располагал значительными финансовыми средствами. На конференции «Группы друзей Сирии» 1 апреля 2012 г. в Стамбуле Совет был признан в качестве «законного представителя всех сирийцев и зонтичной организации сирийской оппозиции»[92]. Там же было решено оказывать ему материальное содействие. Внутренняя политическая оппозиция отказалась войти в состав СНС, объяснив это тем, что структура поддерживает идею иностранного вмешательства в САР. Вскоре стало очевидно, что эта разрозненная структура, с преобладанием там исламистов и агрессивной риторикой не может стать представительной структурой.

Еще одним шагом со стороны внешних сил стало создание «Национальной Коалиции революционных и оппозиционных сил» (НКОРС). Об ее учреждении было объявлено 11 ноября 2012 г. в Дохе так называемой «Группой друзей Сирии». Это объединение состояло из эмигрантов, финансировалось из-за рубежа и было малоизвестно сирийцам. В принятой объединением декларации в качестве приоритета указывались не реформы и защита прав человека, а отказ от диалога с властями и курс на свержение Б. Асада. Данная коалиция, несмотря на усилия спонсоров, также не смогла стать консолидированной политической платформой и оставалась искусственным и зависимым от зарубежных стран объединением.

Начиная с 2014 г. против правительства выступили самые разные силы: светские и исламские, умеренные и радикальные, цели и задачи которых были также различны (этнические, территориальные, конфессиональные), их активно поддерживали внешние силы («Фронт революционеров Сирии», «Движение стойкости», «Армия муджахидов», «Южный фронт», «Курдский фронт», «Исламский фронт освобождения Евфрата», «Армия завоевания» и др.)[93] Все эти оппозиционные группы вступили в конфронтацию с ИГИЛ{9}.

В сирийский конфликт на стороне антиправительственного лагеря оказались вовлечены многие военизированные группировки, поддерживаемые противоборствующими государствами региона (Турцией, Ираном, Саудовской Аравией, Катаром).

В сентябре 2015 г. во время выступления на ГА ООН президент России В. Путин призвал международное сообщество создать международную коалицию для борьбы с терроризмом. А в августе того же года было заключено соглашение между Россией и Сирией о размещении авиационной группы ВС РФ на сирийской территории. 30 сентября 2015 г. Россия по просьбе президента Сирии Башара Асада направила в страну контингент Воздушно-космических сил, что положило начало российской военной операции в этой стране, в результате которой была разгромлена террористическая группировка ИГИЛ (запрещена в РФ) и под контроль Дамаска перешла значительная часть территории страны.

В 2015 г. СБ ООН принял резолюцию, предусматривающую проведение в Сирии конституционной реформы и написание новой конституции с последующим ее одобрением на всенародном референдуме и проведением на ее основе выборов.

В 2016 г. в Сирии был создан Центр по примирению враждующих сторон, главной целью которого стало заключение соглашений о присоединении незаконных вооруженных формирований и отдельных пунктов к режиму прекращения огня. Благодаря его деятельности в течение года к этому режиму присоединились более тысячи населенных пунктов.

Еще одним успехом стало проведение Конгресса сирийского национального диалога в 2018 г. в Сочи, на котором было достигнуто соглашение о формировании Конституционного комитета[94], начавшего свою работу в октябре 2019 г.


Скачать книгу "Конституционное развитие Сирии: между децентрализацией и авторитаризмом" - Марина Сапронова бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Юриспруденция » Конституционное развитие Сирии: между децентрализацией и авторитаризмом
Внимание