Конституционное развитие Сирии: между децентрализацией и авторитаризмом

Марина Сапронова
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Монография посвящена проблемам политико-конституционного развития Сирийской Арабской Республики (1920—2012 гг.). Рассмотрены этапы государственного развития страны с момента принятия первой конституции в 1920 г.; эволюция партийной системы; внутренние и внешние факторы, влияющие на конституционное строительство; современный этап конституционной реформы; дан анализ политических трансформаций, начавшихся после протестных выступлений 2011 года и Конституции 2012 года.

Книга добавлена:
4-12-2023, 09:09
0
155
57
Конституционное развитие Сирии: между децентрализацией и авторитаризмом
Содержание

Читать книгу "Конституционное развитие Сирии: между децентрализацией и авторитаризмом"



2.1. Новая конституция, одобренная на референдуме 26 февраля 2012 года

Начавшись с локального инцидента, сирийский конфликт затем неуклонно расширялся в пространстве, охватив почти всю территорию страны, так же, как и менялся в качественном отношении, трансформировавшись в многолетнюю войну. Сложная структура интересов и целей сражавшихся на сирийской земле «лагерей» значительно затруднила поиск путей урегулирования конфликта. Появилось множество вооруженных группировок, практически полностью спонсируемых и снабжаемых из-за рубежа, которые стали претендовать на контроль над захваченными участками территории и природными ресурсами, воюя как против вооруженных сил республики, так и против подобных им «оппозиционеров».

Несмотря на имеющиеся в Сирии внутренние проблемы, основным фактором, дестабилизировавшим обстановку в стране, был внешний. Предложенный сирийским президентом национальный диалог, в котором могли участвовать различные политические силы, представлялся достаточно позитивным шагом. Более того, под давлением митингующих и Запада Башар Асад пошел на серьезные уступки оппозиции.

В июле-августе 2011 г. сирийским руководством был принят целый ряд важных законов: о политических партиях, о всеобщих выборах, о средствах массовой информации, о местном самоуправлении; отменен также режим чрезвычайного положения. Предполагалось внести изменения в действующую конституцию, продолжилась дискуссия об изменении статьи конституции, провозглашающей руководящую роль правящей Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ). Таким образом, были выполнены практически все основные требования конструктивной оппозиции. Однако радикальные оппозиционеры отвергли любые предложения, направленные на достижение национального консенсуса, и призвали к свержению режима.

Президент в интервью сирийскому телевидению 22 августа 2011 г. предложил программу выхода страны из кризиса, меры по дальнейшему экономическому развитию, воплощению в жизнь принятых законов, расширению национального диалога, углублению демократизации с учетом интересов всех сирийских граждан, в том числе курдов, назвав курдскую общину в Сирии «частью сирийской арабской общественной ткани». В то же время президент заявил, что «Сирия отвергает любой диктат и иностранное вмешательство, посягающее на ее суверенитет», подтвердив, что «каждый, кто покусится на жизнь сирийских граждан, понесет самое суровое наказание».

Силы, оппозиционные правящему сирийскому режиму, сначала были представлены фактически тремя структурами, а именно:

1. Сирийская освободительная армия (СОА), которая выступала за всевозможное расширение вооруженной борьбы и свержение режима Башара Асада, а такая позиция подразумевала поддержку иностранного военного вмешательства;

2. Координационный Совет (КС) который действовал внутри страны и выступал за мирный диалог с правительством и постепенную трансформацию режима путем его реформирования;

3. Сирийский национальный совет (СНС) самый крупный альянс оппозиции (в основном зарубежной), который базировался в Стамбуле во главе с Бурканом Ганьюном, профессором Сорбонны, сирийцем французского происхождения. Эта была весьма разношерстная оппозиция, состоявшая из различных по своим целям группировок.

После принятия нового Закона о политических партиях в Сирии начался активный процесс их создания. Сирийскую патриотическую оппозицию условно можно было разделить на три главные направления, это:

1. Демократическое крыло, наиболее влиятельной партией которого была старейшая Национальная социальная партия (НСП), основанная в 1932 г. Как заявил Илия Саман, член политбюро НСП, ее программа более консервативна по сравнению с программой правящей ПАСВ. Тем не менее между двумя партиями не было принципиальных разногласий;

2. Либеральное направление, к которому относилось зарегистрированное светское Демократическое социальное движение, возглавляемое Набилем Фейсалом, представителем сирийской светской интеллигенции, писателем и переводчиком, противником исламского фундаментализма. Целью его движения было превратить Сирию в «ближневосточную Данию»;

3. Левое крыло, наиболее влиятельной составляющей которого стал Комитет по объединению сирийских коммунистов — «Народная воля», которую возглавил Кадри Джамиль, видный сирийский экономист, профессор Дамасского университета. Он был единственным представителем оппозиции, вошедшим в комитет по созданию новой сирийской конституции.

В августе 2011 г. сирийской оппозицией было объявлено о формировании в Стамбуле Сирийского национального совета (СНС), в который, по различным данным, вошли 140 представителей от внутрисирийской и зарубежной оппозиции. Как заявила в Стамбуле Басма Кадмани, представляющая сирийскую оппозицию, СНС «является своего рода национальной ассамблеей, которая будет исполнительным органом и в то же время органом, осуществляющим контакты с иностранными правительствами».

События в Ливии, безусловно, активизировали деятельность сирийской оппозиции, но судьба М. Каддафи, естественно, не могла способствовать смягчению позиции Башара Асада в плане ее жесткого вооруженного подавления. По данным ООН, за пять месяцев массовых протестов (с мая по сентябрь 2011 г.) было убито более 2200 человек. По официальным данным сирийских властей, число погибших за тот же период не превысило 1400, причем 700 из них составляли военнослужащие и сотрудники полиции.

В дальнейшем стало очевидно, что за повстанцами стоит мощная сила, которая не только уверенно контролирует ход событий, но и финансирует их, а призванные стабилизировать ситуацию политические реформы уже не могли сыграть никакой позитивной роли.

15 февраля 2012 г. президент Сирии подписал указ, определяющий сроки проведения референдума по проекту новой Конституции страны, разработкой которой еще с осени 2011 г. занимался специально созданный президентом Национальный комитет.

26 февраля 2012 г. состоялся всенародный референдум о принятии нового Основного закона Сирии, в соответствии с которым через 90 дней должны были пройти парламентские выборы. Сирийское правительство подготовило к референдуму 13 тысяч избирательных участков для 14,6 млн избирателей.

Основной закон был одобрен 89,4% граждан (около 7,49 млн граждан), несмотря на осуждение режима Башара Асада со стороны международного сообщества в лице Генеральной Ассамблеи ООН. Явка избирателей составила 57,4%. Против проекта Конституции высказались 9% избирателей. Министр информации Сирии Аднан Махмуд отметил, что голосование в рамках референдума прошло в спокойной обстановке, однако Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что голосование нельзя считать заслуживающим доверия, поскольку оно проходило в обстановке насилия и устрашения со стороны властей[69]. МИД Российской Федерации оценил итоги референдума по проекту Конституции как свидетельство поддержки народом курса правительства на политические преобразования.

Конституция 2012 года[70], представленная на референдум, стала девятой по счету конституцией этого государства (включая Конституцию 1920 года, которая была выработана Сирийским Конгрессом в период, предшествовавший французской оккупации). Этот проект Основного закона был подготовлен специальным комитетом, состоящим из 29 членов, назначенных Башаром Асадом, и, как сообщалось, в ходе своей работы сотрудники комитета изучили несколько вариантов конституций, в том числе французскую и марокканскую (все предшествующие сирийские конституции, кроме Конституции 1973 года, были подготовлены избираемой Конституционной ассамблеей).

Основные изменения конституции сводились к нескольким моментам. Во-первых, в новом Основном законе отсутствуют любые упоминания о баасизме, отменяется статья 8 Конституции, так же, как и статья 7, обязывающая президента при вступлении в должность использовать партийную триаду «единство, свобода, социализм». Президент по-прежнему избирается на семилетний срок, однако теперь может находиться в должности не более двух сроков подряд. Конституция поднимает минимальный возраст президента с 34 до 40 лет, при этом кандидат на эту должность должен быть «женат на гражданке Сирии и проживать в Сирии не менее 10 лет» (это положение отсекает всех возможных кандидатов от оппозиции, проживающих за рубежом).

Кандидат на пост президента теперь может быть выдвинут 25% состава парламента (ранее кандидатура президента могла быть предложена только региональным руководством правящей партии. На этом основании Народная ассамблея принимала по инициативе своего председателя решение о проведении всеобщего референдума по этой кандидатуре). При этом выборы не могут проводиться до тех пор, пока не будет выдвинуто два или более кандидатов на этот пост.

Удалены все статьи (в прежней конституции их было 12), в той или иной степени относящиеся к «социалистическому государству» — о «плановой социалистической экономике, преследующей цель ликвидировать все формы эксплуатации» (статья 13), о «системе образования, нацеленной на создание социалистического национального арабского поколения» (статья 21), о «социалистической национальной культуре» (статья 23), о научных исследованиях и достижениях, которые являются «основными элементами прогресса социалистического арабского общества» (статья 24), о том, что государство устраняет ограничения, препятствующие «участию женщины в построении социалистического арабского общества» (статья 46) и др. Вместо социализма основной упор в новой конституции сделан на концепцию прав человека.

Официально закрепляя многопартийную систему, конституция вводит запрет на деятельность партий, базирующихся на религиозной или этнической основе. Политические партии в Сирии сразу начали формироваться, при этом комитет (состоящий из семи судей), в обязанность которого входила регистрация политических партий, возглавил Министр внутренних дел.

Конституция по-прежнему предоставляет президенту довольно значительные полномочия. Так, статья 95 оставляет за президентом право назначать премьер-министра и министров и освобождать их от занимаемой должности. Президент может созвать заседание кабинета министров под своим председательством и потребовать отчета от министров, которые несут ответственность перед главой государства.

Осталась и статья 91, в соответствии с которой Президент Республики не может быть привлечен к ответственности «за действия, непосредственно вытекающие из его полномочий, за исключением случаев обвинения в государственной измене». Петиция с предъявлением обвинения Президенту должна быть подписана не менее 1/3 депутатов Народного совета, а решение об отрешении Президента от должности принимается Народным советом путем открытого голосования большинством в 2/3 голосов на специальной закрытой сессии совета. Последующее судебное преследование Президента может осуществляться только Верховным конституционным судом.

В сфере судебной власти Президент назначает судей Верховного конституционного суда, которые приносят перед ним присягу (без утверждения их кандидатур Народным советом), возглавляет Высший судебный совет и совместно с ним гарантирует независимость судебной власти (статья 131).


Скачать книгу "Конституционное развитие Сирии: между децентрализацией и авторитаризмом" - Марина Сапронова бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Юриспруденция » Конституционное развитие Сирии: между децентрализацией и авторитаризмом
Внимание