85 дней Славянска

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Первый и единственный подробный разбор легендарной Славянской эпопеи от участников. От первого до последнего дня, в живых воспоминаниях, фактах, фотографиях и схемах событий.

Книга добавлена:
27-03-2023, 09:20
0
757
88
85 дней Славянска
Содержание

Читать книгу "85 дней Славянска"



10. РЕФЕРЕНДУМ

11 мая на территориях Донбасса, подконтрольных силам народного ополчения (в административных границах Донецкой и Луганской областей Украины), были проведены референдумы о государственной самостоятельности Донецкой и Луганской Народных Республик. По официальным данным, на территории ДНР в голосовании участвовало 75 % граждан, за независимость республики проголосовало 89 % избирателей. На территории ЛНР участвовало также 75 %, за независимость республики проголосовало 96 % избирателей.

В Славянске, несмотря на сложную и тревожную обстановку, также прошёл референдум о независимости ДНР. В городе было организовано около шестидесяти участков для голосования. Явка славянцев составила около 80 %, около 98 % из них проголосовало за независимость ДНР.

Вот что тогда писал военкор Александр Коц:

„День тишины“ в Славянске накануне референдума завершился многочасовым артобстрелом окраин города. В полвосьмого вечера прозвучали первые залпы с горы Карачун — господствующей высоты над Славянском. Именно здесь украинская армия расположила свою главную ударную силу — две батареи „Град“, две батареи самоходных артиллерийских установок, гаубицы. С этой высоты крупным калибром простреливается практически весь город и подъезды к нему. Взрывы, очереди, всполохи на горизонте — похоже, украинские войска пытались сделать всё, чтобы накануне референдума запугать местных жителей. И сорвать плебисцит. А в час ночи канонаду как рубильником выключило. К утру выяснилось, что силы самообороны, оказывается, в эту ночь преподали урок артиллеристам. Казалось бы, после такого „светошумового шоу“ наутро люди должны были сидеть по домам, испуганно поглядывая в окна. Но как стало модно говорить в среде журналистов в последние дни: „Страха нет“. Очереди на участках образовались под самое открытие — к восьми утра».

Голосуя за независимость Донецкой Республики, местные жители всё же надеялись, что это некий переходный период и после провозглашения независимости ДНР власти смогут официально обратиться к России с просьбой о присоединении и провести ещё один референдум о вхождении в состав РФ.

Но у РФ на этот счёт было другое мнение. Игорь Стрелков это уже тогда понимал. Первым тревожным звонком для него была команда снять маску 26 апреля. А перед 11 мая до него уже прямо донесли, что «пора сворачивать лавочку».

До 26 апреля я был уверен, что всё развивалось по сценарию Крыма, — говорит Стрелков. — Команда на снятие маски тогда полностью дезавуировала эту уверенность и эти ожидания. Когда проводили референдум, я уже точно знал, что что-то пошло не так, что нас предали. Ещё накануне референдума, 10 числа, я говорил с главой Крыма Сергеем Аксёновым, и он рекомендовал мне возвращаться в Крым. На мой вопрос — что будет со всеми нашими людьми, он ответил, чтобы людей я брал с собой. Поступить я так, конечно, не мог. Понял, что дальше придётся действовать самому, своими силами. Продолжал, насколько это возможно, блефовать, чтобы поддерживать уверенность противника в „российских полчищах“ в Славянске. Расчёт был на то, что в итоге мы заставим РФ реально поддержать Донбасс. В конце концов, заставили, через три месяца, но Славянск к тому времени пришлось оставить».

Накануне референдума Сергей Аксёнов позвонил и Павлу Губареву. Попросил убедить руководство ДНР отложить референдум на неделю. 7 мая даже Путин призвал перенести референдумы, но республики на это не пошли. Отказ ЛДНР отменить референдумы 11 мая был ещё одним свидетельством того, что до середины августа 2014 года события на Донбассе развивались самостоятельно, без помощи РФ. Более того — иногда даже наперекор Москве. Фактически, ополчение своими жёсткими действиями против Украины, после разворачивания масштабной войны летом 2014 года, заставило РФ прийти на помощь, о чём и говорил процитированный выше Стрелков.

Особенно поразило то, что Москва рекомендовала нам не спешить с референдумом о самоопределении, — вспоминает Губарев. — Что это? Намёк на то, что мы не будем признаны? Но референдум остановить было невозможно. Тогда ещё многие в ДНР были убеждены в том, что после референдума Москва примет Донбасс в состав РФ, как и Крым. Был ли у меня тогда неприятный осадок в душе от случившегося, от этих просьб Москвы? Нет. Тогда казалось, что это — какая-то дипломатическая игра, какой-то хитрый кремлёвский план, а не явное нежелание руководства РФ ввязываться в борьбу за Донбасс через прямое военное вмешательство. Не ведали мы ещё, что дело покатится в совершенно ином направлении. После референдума мне пришлось признаться себе: присоединять Донбасс к себе Российская Федерация не будет. На это рассчитывать больше нельзя. Я понимал, что к середине мая 2014 года у Москвы было более чем достаточно поводов для ввода войск. Менее чем шестью годами ранее Кремлю хватило всего двух суток боёв в Южной Осетии и убийств её мирных граждан, чтобы начать операцию против Грузии и принудить её к миру. А здесь, несмотря на самые откровенные зверства хунты и начавшиеся обстрелы городов, Москва бездействовала, ограничиваясь только возмущёнными словами».

Через неделю после референдума Стрелков писал:

Я свою задачу (как её себе поставил) выполнил на 100 % — люди смогли провести референдум и реально высказать мнение о будущем. А теперь осталось выполнить вторую часть задачи — не опозориться и сражаться как положено, до конца. И дать возможность тем, кто свою задачу ещё не выполнил, вступить в дело».

Последняя фраза, очевидно, была адресована российским военным.

После референдума Игорь Стрелков принял должность министра обороны Донецкой Народной Республики.

12 мая был обнародован «Приказ командующего Вооружёнными силами ДНР». В этом документе Стрелков объявил о введении на территории республики режима «контртеррористической операции» (КТО) и приказал переподчинить себе все воинские формирования и силовые структуры в республике.

В последнем пункте «Приказа» Стрелков обратился к РФ:

Принимая во внимание чрезвычайный характер ситуации в стране, развязанный киевской хунтой геноцид донецкого населения и угрозу интервенции со стороны вооружённых сил, подчиняющихся Киеву, и стран НАТО, обращаюсь к Российской Федерации принять адекватные ситуации меры к защите населения ДНР, включая возможность ввода Контингента Миротворческих сил со стороны восточной границы».

Ответа на это обращение ни от кого в РФ не последовало.

По завершении референдума Игорь Стрелков отправил в Донецк группу ополченцев во главе со своим заместителем Сергеем Здрилюком (Абвером) с целью объединить отряды полевых командиров, покончить с атаманщиной в Донецке и начать там реальные вооружённые действия, как в Славянске.

Впрочем, активного противостояния с украинцами на остальной территории в течение мая — июня так и не возникло. Отчасти потому, что двоевластие в Донецке прекратить так и не удалось, отчасти из-за амбиций многих командиров ополчения и потому, что основные силы украинцы всё-таки сконцентрировали вокруг Славянска и не подходили вплотную к столице ДНР.

Группа Абвера собирала разведывательные данные по перемещению и расположению сил противника под Донецком. Когда Абвер передавал эти данные в штаб Славянского гарнизона, Игорь Стрелков отвечал, что эти сведения ему в блокированном Славянске не нужны и бесполезны, ведь он отправил их в Донецк не информацию о противнике собирать, а бить противника, насколько это возможно.

Они не сумели построить тут второй Славянск, — говорит Сергей Цыплаков, находившийся тогда ещё в Донецке, — во-первых, не тем людям раздали оружие, во-вторых, просто не сумели взять под себя разрозненные отряды ополчения. „Взять под себя“ — это был ключевой тезис в те дни, когда командиры стремились собрать вокруг себя больше оружия и людей. Оружие рождает власть. Только властью тогда многие донецкие „атаманы“ пользовались не для совместной борьбы с противником, а в собственных целях, далёких от идеалов Донбасского восстания».

Сергей Здрилюк был одним из пятидесяти двух ополченцев, которые приехали из Крыма в Славянск 12 апреля. Сергей родом из Винницы, закончил военное училище в Симферополе. С 1996 по 2001 год служил в СБУ. Позывной Абвер51 получил из-за службы в военной контрразведке Украины. Из-за опыта работы в СБУ Здрилюк и был назначен Стрелковым на должность своего заместителя и начальника контрразведки. В Славянске Абвер занимался выявлением и нейтрализацией агентов СБУ и «Правого сектора», разработкой и проведением ряда разведывательных операций.

Сергей Здрилюк, Абвер

В 2014–16 годах украинские СМИ не раз писали о том, что Сергей Здрилюк ликвидирован. Впрочем, так писали о многих известных командирах ополчения, которые были для Украины как кость в горле. Здрилюк покинул Славянск вместе со всем гарнизоном 5 июля, до осени возглавлял службу контрразведки в ДНР, после чего уехал в Крым, где проживает до сих пор.

В середине мая Стрелков отправил Абвера в Донецк для установления там подчинённого ему (Стрелкову) военного единоначалия. В подписанном Приказе говорится, что Сергей Здрилюк «назначается заместителем командующего Народным ополчением Донбасса и командируется в Донецк для решения вопросов военного и организационного характера».

По приведённому выше мнению Сергея Цыплакова, Здрилюк с этой задачей не справился. Сам же Абвер считает, что поставленные задачи выполнил. Вот что он рассказал в беседе с автором книги:

Моей задачей в Донецке было сведение разрозненных отрядов ополчения в одну организованную военную силу. Объединить „Оплот“, „Восток“, „Русскую православную армию“, СВД „Беркут“, „Кальмиус“, различные казачьи подразделения. По прибытию в столицу ДНР мной, как старшим военачальником в Донецке, был создан Координационный центр, в который вошло по одному командиру от каждого подразделения. Мы координировали все действия по распределению оружия и материальных средств, обустройства оборонительных сооружений в Донецке и тому подобное. Конечно, не всё было гладко, многие командиры тянули одеяло на себя, например, уклонялся от взаимодействия батальон „Восток“ Александра Ходаковского. Да и с главой правительства Александром Бородаем были достаточно напряжённые отношения. Но всё равно, в целом организованную работу и координацию сил ополчения наладить удалось за две-три недели.

Кроме военной работы приходилось регулировать и внутренние проблемы в ДНР. Я не давал всяким предприимчивым дельцам пилить шахты, отжимать предприятия, автомобили. Поэтому быстро нажил себе в Донецке немало врагов. Некоторые тыловые отцы-командиры начали на меня обижаться, жаловаться Бородаю и Стрелкову, из-за этого выполнение моих задач сильно затруднилось.

Из Славянска в Донецк я уезжал всего с двумя людьми и без оружия, так как в Славянске на счету был каждый ствол. Оружие и людей я по сусекам собирал в Донецке, Горловке. Стволы покупались, получались в обмен на машины и другие ценности. В итоге удалось собрать под своим началом до пятисот бойцов ополчения и получить около двухсот единиц различного оружия, которое распределялось на ответственные участки обороны.


Скачать книгу "85 дней Славянска" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » 85 дней Славянска
Внимание