85 дней Славянска

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Первый и единственный подробный разбор легендарной Славянской эпопеи от участников. От первого до последнего дня, в живых воспоминаниях, фактах, фотографиях и схемах событий.

Книга добавлена:
27-03-2023, 09:20
0
757
88
85 дней Славянска
Содержание

Читать книгу "85 дней Славянска"



14. ГИБЕЛЬ БРОНЕГРУППЫ

Около 23 часов, когда колонны начали движение на Краматорск, к украинскому блокпосту выдвинулась бронегруппа ополчения в составе восьми единиц: двух танков Т-64, двух БМД и четырёх БМП.

За бронемашинами шёл КамАЗ и несколько легковых автомобилей, вдалеке — БТР-Д с установленной на нём ЗУ-23-2, которая также должна была отстреляться по блокпосту и уйти.

Незадолго до подхода бронегруппы к украинским позициям по неизвестной причине выехала машина с двумя ополченцами и тремя женщинами. Скорее всего, они просто опередили колонну и стремились самостоятельно выскочить из города, не зная о расположении вражеского блокпоста. Машина тут же была расстреляна и остановилась. Одному ополченцу с позывным Ромео (не путать с другим Ромео, бойцом службы ПВО) удалось выскочить, перелезть через ограждение и скрыться в полях. Четыре человека было захвачено в плен — водитель и три женщины. Две состояли в ополчении (повар и наводчица БМД с позывным Кошка), третья была журналистом. На следующий день пленных показали по украинскому телевидению.

Расстрелянная машина, выехавшая на блокпост № 5 перед прорывом бронегруппы

На блокпосту у стелы «Славянск» находилось около шести единиц единиц бронетехники (БМП и БМД) и до двух рот бойцов ВСУ и МВД — из 25-й аэромобильной бригады и бывшего «Беркута». Машины были окопаны и вели огонь из прикрытия.

Впереди бронегруппы ополчения шли танки. На них были направлены ослепляющие прожекторы. Первый танк протаранил бетонные блоки, выехал прямо на блокпост и стал стрелять по украинским позициям. Он успел сделать не больше семи выстрелов и подбил БМД противника. По танку был открыт шквальный огонь из пушек БМД, затем танк подбили из ПТУРа, и он загорелся. Через минуту раздался страшный взрыв — рванул боекомплект. Танк буквально разорвало на части. На опубликованных позже снимках видны лежащие отдельно части бронемашины: вырванная башня с орудием, двигатель, гусеница, куски ходовой части.

Остатки взорвавшегося танка ополчения

За полминуты до взрыва трое членов экипажа успели выбраться из нижнего люка. Двое танкистов, позывные Чиф и Череп, остались живы — они отбежали от танка, переползли дорогу и скрылись в посадке (позже они встретились с покинувшим легковую машину Ромео и вместе вышли к Краматорску). Третий танкист пропал без вести — скорее всего, погиб, не успев покинуть зону поражения.

Второй танк, шедший следом, так и не успел поучаствовать в бою. Он на большой скорости подошёл к блокпосту, пытался сделать манёвр, но не справился с управлением и съехал в овраг. Экипаж выбрался и принял участие в бою вместе с пехотой.

Съехавший в овраг Т-64 ополчения

Остальные бронемашины шли следом за танками. Одна БМД, в которой ехал командир бронегруппы Таран, была подбита из гранатомётов и загорелась. Механик-водитель погиб, Таран же успел выбраться и уйти из эпицентра боя. Вторая БМД сумела прорваться и уйти по шоссе в Краматорск. Впрочем, дальше Краматорска она не уехала, при отступлении в Донецк БМД пришлось оставить: она вырвалась из Славянска буквально на последнем издыхании, и у неё заклинило двигатель, а оживить его времени уже не было. Машину пришлось подорвать изнутри гранатой, чтобы она не досталась врагу.

Взорванная БМД-2

Из четырёх БМП две прорвались, а две были уничтожены вместе с большинством членов экипажей. Одна из БМП была подбита, в ней взорвался боекомплект, и башня с пушкой отлетела в сторону. Другая БМП подорвалась на мине, встала и была добита из гранатомётов. В ней ехали водитель Пешеход, наводчик Бача и боец с позывным Фантом, пересевший на БМП из свалившегося в овраг второго танка. Когда машина загорелась, Фантом, получив ранения и ожоги, выбрался и вытащил тела товарищей из бронемашины, но убедившись, что они мертвы, отполз с дороги и пошёл по шоссе в Краматорск за Тараном.

Взорванная БМП-2

Погибшего Пешехода звали Николай Карпов, Бачу — Юрий Саматов, имя Фантома — Анатолий Курганов.

Третья БМП начала перестреливаться с блокпостом, но в первые же минуты боя экипаж получил двоих убитых и троих раненых, после чего БМП вышла задом с дороги, ушла в поля и там была брошена (закончилось топливо). Двое выживших ополченцев к вечеру следующего дня вышли в Краматорск.

Четвёртая БМП была второй (после БМД-2) бронемашиной, которая прорвалась через блокпост до Краматорска, и единственной, добравшейся затем до Донецка. Водителем-механиком БМП, который вывел машину, был боец с позывным Скиф, родом из Евпатории. Во время боя и прорыва из десанта этой бронемашины погиб ополченец с позывным Француз, четверо бойцов было ранено осколками.

Итого из восьми бронемашин четыре были уничтожены, одна (танк) осталась на поле боя целой, одна брошена в полях и две прорвались в Краматорск.

Также было уничтожено несколько легковых машин и один КамАЗ ополчения.

Точные потери противника в ночном бою неизвестны. Украинцы признают только одного погибшего и четверых раненых. Скорее всего, эти данные занижены.

Колонна ополчения с бронемашинами и автомобилями насчитывала до восьмидесяти человек — экипажи боевых машин, пехота прикрытия и увязавшиеся за этой колонной ополченцы из разных подразделений. Общие потери ополчения командир бронегруппы Таран оценивает примерно в десять человек. Судя по большому количеству без вести пропавших, скорее всего, людей погибло гораздо больше.

Выжившие отошли обратной дорогой, догоняли выходящие по «дороге жизни» колонны или выбирались в Краматорск разными тропами.

Известные нам имена и позывные ополченцев, погибших в ночь на 5 июля: Юрий Саматов («Бача») из Славянска, Николай Карпов («Пешеход»), Евгений Гайдук («Джокер»), Александр Гальченко, Александр Дмитриев, «Фартовый», «Циклоп», «Француз».

О событиях той ночи и прорыве бронегруппы рассказывает Ярослав Аника, Таран:

Мы вышли на позиции противника в полночь, из-за полной темноты ориентироваться на местности и тем более координировать действия колонны было невозможно. На украинском блокпосту было два хорошо защищённых опорных пункта по двум сторонам дороги. Мы попали под шквальный перекрёстный огонь, плотность огня была очень высокая. Когда противник начал стрелять, мы в основном по вспышкам отрабатывали. Наш танк успел выстрелить несколько раз, кажется, удалось подбить БМД противника. Наша БМД-2 вышла из строя, из-за хаоса боя я до сих пор не могу понять, была ли она подбита РПГ или подорвалась на мине, которых там было много.

Из-за того, что я сидел в броне и было темно, всю картину боя я видеть не мог, а после полученных ранений уже вообще не мог оценивать обстановку и командовать. Когда машину подорвали, меня обожгло взрывной волной и контузило, я получил осколочное ранение ноги. Броня начала плавиться, закапало за шиворот, в голове туман. Открыл люк, прямо над головой трассера летали, я стал отползать от горящей техники и огневых точек противника. Отполз метров на пятьдесят вперёд, находясь под огнём с двух сторон, и оказался уже за блокпостом. За мной вышел раненый танкист Фантом, и мы просто пошли пешком по шоссе в сторону Краматорска, где-то полчаса шли. Я отделался легче, чем танкист — он серьёзно погорел, кожа на нём висела просто лоскутами и у него было прострелено горло. Сам не понимаю, каким чудом он остался жив. Он еле дошёл, на нашем блокпосту у Краматорска ему оказали первую помощь и госпитализировали».

Почему Таран повёл бронегруппу на прорыв блокпоста, а не открыл по нему стрельбу с дальнего расстояния, чтобы потом уйти следом за отступающими колоннами? На этот вопрос Игорь Стрелков и Ярослав Аника отвечают по-разному.

Стрелков утверждает, что отдал приказ атаковать блокпост, но в ближний бой не ввязываться и уходить вслед за шестой замыкающей колонной. А то, что случилось с бронегруппой, называет человеческим фактором, имея в виду, что Таран по непонятной ему причине не выполнил приказ и повёл её на прорыв блокпоста.

Командир бронегруппы же утверждает, что Стрелков отдал приказ атаковать блокпост и он, Таран, выполнил этот приказ так, как его понял:

Решение идти на прорыв не было спонтанным решением, — говорит Ярослав Аника. — Я выполнял приказ атаковать блокпост и сделал это. Стрелков ставил эту задачу на общем совещании, потом ещё отдельно для меня уточнял. Он сказал не просто отстреляться, но атаковать блокпост противника и потом отходить, а как именно отходить, он не уточнял. Идти прямо напролом, на прорыв — Стрелков не говорил, но я понял эту задачу именно так. Это была задача привлечь к себе внимание, принять удар на себя и подавить блокпост противника, чтобы под огонь не попали колонны, выходящие из Славянска. При этом колонны двигались не менее трёх часов, и нам надо было хотя бы на часть этого времени отвлечь противника, навязав ему бой. То есть по-другому я эту задачу выполнить не мог. Если бы мы стреляли издалека, то отвлекающего манёвра бы не вышло, к тому же мы бы очень быстро истратили боезапас. Также мы были в невыгодном положении — блокпост находился на возвышении, слева и справа от него овраги. Чтобы добиться эффекта, нужно было подойти вплотную, нанести удар в лоб и раскатать там всё, что мы и попытались сделать. Экипажи наших бронемашин и пешие бойцы долго вели бой, нанесли ущерб противнику, и многие из них ценой своей жизни дали время на выход нашего гарнизона из Славянска».

Игорь Стрелков считает, что совершил ошибку, уйдя со второй колонной — штабом и артиллерией (для того, чтобы быстрее дойти до Краматорска и там восстановить управление войсками). По словам Стрелкова, если бы он выходил с последней колонной и контролировал работу бронегруппы, то не допустил бы её прорыва и уничтожения вместе с людьми, и весь выход из Славянска мог бы пройти практически без потерь.

По мнению Сергея Дубинского, Хмурого, прорыв бронегруппы через блокпост был ошибкой.

Я предупреждал Тарана ещё за две недели до этого: не вздумайте туда соваться, — говорит Дубинский. — Разведка мне докладывала, что дорога опасна — там лежали кабели через дорогу с противотанковыми минами, украинцы их волоком вытаскивали на дорогу. И само расположение их позиций не позволяло успешно атаковать блокпост со стороны Славянска. Таран должен был только сымитировать атаку — отстреляться по ним, дождаться, когда наши колонны уйдут, и уходить следом. Задача была просто порычать двигателями, пострелять с окраины Славянска, развернуться и уйти, всё».

В заключение рассказа о бронегруппе приведём свидетельство с украинской стороны — рассказ одного из офицеров бывшего «Беркута», который принимал участие в ночном бою и поведал о задержанной машине с женщинами и ходе боестолкновения.

В интервью, опубликованном в интернете через шесть дней, 11 июля 2014 года, украинский офицер сообщал:

5-й блокпост обороняли подразделение запорожского спецотряда милиции численностью 17 человек и подразделение 25-й днепропетровской воздушно-десантной бригады численностью 56 бойцов. Командование было совместным — от МВД я командовал, от армии — командир десантников, Андрей. Он в звании капитана, представлен к майору. На вооружении находились боевые машины десанта БМД-2, стрелковое оружие и гранатомёты. Была налажена связь и огневая поддержка с артиллерийскими и миномётными батареями на горе Карачун.


Скачать книгу "85 дней Славянска" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » 85 дней Славянска
Внимание