85 дней Славянска

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Первый и единственный подробный разбор легендарной Славянской эпопеи от участников. От первого до последнего дня, в живых воспоминаниях, фактах, фотографиях и схемах событий.

Книга добавлена:
27-03-2023, 09:20
0
757
88
85 дней Славянска
Содержание

Читать книгу "85 дней Славянска"



8. РАЗГРОМ ПОД ЯМПОЛЕМ

В ночь с 18 на 19 июня украинцы осуществили массированную переброску войск со своей базы в посёлке Долгенькое в район Красного Лимана — свыше ста тридцати единиц различной военной техники: танки, «Грады», БМД, БМП, БТР и другое.

Войска готовились для поэтапного разгрома сил ополчения в Краснолиманском и Славянском районах и окружения Славянска. Часть этой техники была задействована для атаки под Ямполем.

Контроль над районом Ямполь — Кривая Лука — Северск — Закотное (к северо-востоку от Славянска) был принципиально важен для обеих сторон. Ополчению было необходимо удерживать южный берег Северского Донца (естественная преграда на пути к Славянску) и иметь сообщение с силами Алексея Мозгового, которые базировались в Лисичанске и Северодонецке, поддерживая славянцев в Краснолиманском районе. Украинцам, соответственно, было необходимо перерезать проходившее через Северск сообщение Славянского и Лисичанского гарнизонов и захватить мосты в районе Закотного и Кривой Луки, чтобы приступить к полному окружению Славянска.

После сдачи Красного Лимана 5 июня силы ополчения закрепились в Северске и Ямполе. В Северске было около сорока ополченцев, а в районе Ямполя к середине июня уже стоял батальон, который возглавил Прапор и его заместитель Мачете, — около двухсот человек.

Из вооружения у ополченцев кроме обычного стрелкового и ручных гранатомётов было по две единицы «Утёса», СПГ-981 и АГС-17 плюс одна ЗУ-23-2. В батальоне имелось два миномёта, но они располагались в тылу и из-за отсутствия обученных корректировщиков в бою реального участия не приняли. Остальное вооружение подтянулось уже в ходе боя и серьёзного значения не имело, так как исход столкновения решил обход наших позиций с тыла. Также в район боёв 19 июня прибыли вооружённые пулемётами БРДМ-2, они пытались держать оборону в Закотном и Северске, но в этот же день были подбиты.

В течение июня наши позиции под Ямполем поначалу несколько раз обстреливали и атаковали, но без существенных потерь с обеих сторон — очевидно, проводилась традиционная перед основным ударом разведка боем.

19 июня последовал главный удар. Его нанесла батальонная тактическая группа в составе батальона 24-й ОМБР82, танковой роты, Первого батальона Нацгвардии, около двух рот из состава 25-й аэромобильной бригады и бойцов других подразделений ВСУ. При атаке украинцы задействовали три десятка единиц бронетехники, РСЗО «Град» и два самолёта Су-25.

Рано утром, после недолгой артподготовки блокпост и окопные ряды ополчения атаковала пехота при поддержке танков, БТР и БМП. Первую атаку русским удалось отразить, сразу подбив один танк. Ответным огнём украинцы уничтожили один из двух наших расчётов СПГ-9.

Через некоторое время противник пошёл во вторую атаку, которая оказалась успешнее. Три четверти ополченцев было новобранцами, и для большинства это был первый бой. Не выдержав танковой атаки и шквального огня бронемашин, русские беспорядочно отступили в разные стороны. Горстка оставшихся контратаковала и сумела подбить из РПГ несколько БМД, но в итоге и они оказались быстро рассеяны.

Игорь Стрелков позже писал из Славянска:

Тем, кто попытается укорять ополчение в недостаточной стойкости, я порекомендую прибыть сюда и попробовать самому: у противника на каждые 10 человек по БТР или БМП (не говоря уже о двух десятках танков), а у нас на весь оборонявшийся отряд не было ни одной брони. У них по нашей позиции работала батарея „Градов“ и дивизион самоходных гаубиц + Сушки, а у нас всей „артиллерии“ там было две безоткатки СПГ-9 и одна ЗУ-23-2. Всю нашу связь они задавили аппаратурой РЭБ так, что рации оказались полностью бесполезны. Соотношение сил в пехоте — 1 к 10. Тут бы и гвардия, пожалуй, не удержалась».

Участвовавший в бою под Ямполем российский доброволец Виталий Фёдоров (Африка) рассказал:

Нас всего было менее 200 человек, и не все участвовали в бою. По моим данным, наши потери около 10–12 человек двухсотыми (либо пропавшими без вести при отходе) и около 40–50 раненых. Но, должен признать, с перекрёстка нас выбили. Первую атаку мы отбили — расчёт СПГ подбил танк и БМП. Укры пытались их оттащить, поставив дымовую завесу. Соседнее отделение прикрывало огнём, а мы подобрались поближе и сначала вдарили из подствольников, а потом гранатомётами отработали. Танк взорвался, отлетела башня, БМП украинцы оттащили. У танка осталось два тела укров, что с экипажем — не знаю. Во время второй атаки у нас закончились заряды к гранатомётам, танки прорвались на 50 метров и лупили по окопам в упор, пришлось отступать. С нашего отделения (7 человек) один пропавший без вести и двое раненых, включая меня. И это при том, что мы были на самом переднем крае. Повторюсь, реально в бою участвовало с нашей стороны не более 100 человек. У меня была лёгкая контузия, два слепых осколочных и пулевое по касательной».

Подробно о бое под Ямполем в октябре 2014 года писал боевой товарищ Африки Герман Бушков, позывной Скиф. Вот что он рассказал о первом этапе боя:

Было около 6 утра, когда после очередного обстрела появился гул брони — его никогда и ни с чем не перепутаешь и не забудешь, как, собственно, и обстрел „Градами“. Наверное, в такие минуты с человеком и происходит некое перерождение. Ты уже никогда не станешь тем, кем был до этого момента. Если, конечно, останешься жив. Этот момент требует многого от тебя, но главное… Главное — должен быть стержень. Без него хана, побежишь, дёрнешься, и всё… Пропадут все.

Я, стиснув зубы, просто скомандовал: „Рота, приготовиться к бою, держать позиции, гранатомётчикам пропустить броню и отработать по выстрелу в бочину, остальным отсекать зелёнку!“ Сам же я направился на позицию к Угрюмому (отличный парень, командовал взводом из состава моей роты. Был впереди нас своего рода заслон роты, который в свою очередь был заслоном батальона), чтобы внести кое-какие корректировки. Как раз в этот момент, словно в кино про войну из детства, в просвете посадок показались танки. Вылезли они, словно некие животные, звери, помахивая на кочках длинными хоботами. Один такой зверюга вышел на дистанцию в километр и с ходу въе**л по нашей передовой, так что плиты разлетелись. Его прикрывал БТР, который выкатился на просёлочную дорогу почти перед нами, метрах в двухстах. Его, к большому неудобству, закрывала лесистая возвышенность, и достать его мы пока не могли. Словно из каких-то невидимых аудиоколонок, до слуха доносился ещё и лязг гусениц, было понятно, что подтягиваются ещё силы. Лязг теперь раздавался немного правее, и вскоре на вид вылезла ещё одна „коробочка“. Парни с СПГ подпустили этот танк поближе и не мешкая кинули ответку — красавцы, точное попадание, броня встала, зачадила. В этот момент мы открыли секторный огонь и вовсю стали отрабатывать зелёнку».

Второй этап боя закончился разгромом передней линии обороны и отступлением ополченцев. Герман Бушков получил ранение.

Вражеская пехота дерзко так выдвинулась в атаку из зелёнки, образовав кривую линию полумесяцем, дабы отрезать нас от тыла, но вновь у них ничего не вышло — мы накрыли их встречным огнём, — пишет Бушков. — А тут вдруг броня на дороге колонной идёт, а до нас всего-то метров 35–40. Угрюмый кричит: „Давайте «Шмеля!»“ (у нас больше ничего и не было на тот момент). Но танк „Шмель“ не взял, грёбаный экран (сетка, которую укры нашивают на броню). Второй „Шмель“ — эффекта ноль. От выстрела Африку аж отбросило. Ещё выстрел — и снова неудача. А за танком развернулись уже некие жёлтые БТРы или БМП — польские, поэтому и не могу сказать точно.

Угрюмый вновь показал себя дерзким воином, из своей позиции очень крепко долбил из ПК по броне. В этом же секторе работали Москит и Кулибин. Я к ним тоже подключился и давай с РПК по броне. Ну а броня по нам в упор. Бронебойные сделали своё дело. Смотрим, мочканули один БТР. Он встал и задымился так по-киношному. Угрюмого работа была на пятёрочку. Вроде кураж у бойцов появился, как-то легче на душе стало, а тут танк поворачивает дуло и по нашим окопам в упор гасит, плюс к нему КПВТ БТРов подключились… Просто жопа. На какой-то момент плотность огня создали они, наши оппоненты, мама не горюй — деревья складывались, как колосья. Но наши бойцы не побежали — дрались из окопов, появляясь, как призраки, из земли.

Танк бил прямой наводкой, но выручали блиндажи. Да и везло. И вот где-то на третий выстрел этого проклятого танка пошёл отсчёт уже иной. Меня при разрыве фугасного снаряда ранило. Я пытался переместиться на позицию ближе к их пехоте, но рвануло рядом. Ощущение это просто так не передать. После подрыва всё изменилось. Передо мной Африка в этот момент словно проплыл на каком-то облаке. Я смотрю на него, а он говорит мне: „Зацепило меня, Скиф, посмотри“. Словно и не со мной это всё было, и не мне адресованы слова. Смотрю, и вроде да, цепануло в спину осколками, отверстия и кровь на спине у Африки. Но, что интересно, боли не чувствую и ещё не пойму вообще, что произошло. И тут уже как даст… сильный удар, словно резиновой кувалдой, и одновременно будто в лицо кинули медузу. Я за лицо, а там каша, кровь хлынула, а до этого по касательной пуля прошла, задев голову.

Слышу, как Угрюмый кричит ребятам, чтобы ротного забирали (меня, значит) и отходили… „Скиф, что делать?“ — крикнул кто-то из пацанов. Я глянул в сторону наших позиций, смотрю, Угрюмый с пехотой оттягивается, говорю: „Отходим, пока нас не накрыло“».

Посмотрим на описание ямпольских событий с украинской стороны. В январе 2017 года военный обозреватель Дмитрий Путята на основе информации, собранной среди бойцов ВСУ, написал статью «Ямпольский казус», которую мы приводим в сокращении:

4 июня бронегруппа 24 МБР, которая состояла из двух БТР-80, трёх БМП-2 и танка Т-64, получила приказ разбить передовой блокпост в Ямполе. Подключилась артиллерия. Когда бронегруппы приблизились на расстояние 400 метров, задача была успешно выполнена.

Со стороны Торского выдвигается две механизированные роты 24 МБР. Первой ротой командовал капитан Валерий Левченко, второй — Валерий Бондаренко. Повёл бойцов в бой командир батальона Ляшенко Игорь83. В психологическом плане ни солдаты, ни командиры взводного уровня не были готовы к бою. О том, что планируется наступление и они будут принимать в нём участие, они узнали утром 19-го.

Состав колонны: 9 БМП-2 и 3 танка Т-64. Разведывательный взвод двигался со второй бронегруппой (ротой) через страусиную ферму. В батальоне было много молодых ребят, которые недавно только подписали контракт. С ними были и опытные контрактники, которые прошли Ирак и Югославию. Именно они стимулировали открывать огонь. Очевидно, что сил боевиков было слишком мало, чтобы сдержать такой бронетанковый кулак.

Если на участке 24-й бригады всё было гладко, то 25-я бригада встретила сопротивление и понесла сильные потери. Было принято решение атаковать противника в лоб. И это при том, что две бронегруппы 24 МБР зашли в тыл боевикам.

Бронегруппа 25-й бригады: несколько БМД и танков, „Реостат“84 и два КамАЗа с ЗУ-23-2.

Боевики решили пропустить первые две коробочки и взорвали управляемый фугас, когда проезжал „Реостат“. Сразу погибает двое членов экипажа. Комбат (командир батареи) и механик-водитель получили ранения. После этого БМД-1 получает в лоб снаряд с СПГ-9. Как была подбита вторая БМД-1, мне неизвестно, но её разорвало на куски. Первая БМД-1 досталась боевикам в качестве трофея. Был сильный стрелковый бой. Десантников начали засыпать ВОГами. Появились погибшие и раненые. Был повреждён один из двух КамАЗов. В нём погибло два десантника. Параллельно бронегруппы 25-й бригады движется группа 73 Центра спецназа и разведроты 95-й бригады. На первом БТР едет командир роты, капитан Алексей Крементар. Колонна попадает в засаду, офицер погибает в бою, и вместе с ним погибает старший солдат Шевченко Алексей. По данным сепаратистов, в бою был подбит танк 24 МБР.


Скачать книгу "85 дней Славянска" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » 85 дней Славянска
Внимание