85 дней Славянска

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Первый и единственный подробный разбор легендарной Славянской эпопеи от участников. От первого до последнего дня, в живых воспоминаниях, фактах, фотографиях и схемах событий.

Книга добавлена:
27-03-2023, 09:20
0
757
88
85 дней Славянска
Содержание

Читать книгу "85 дней Славянска"



19. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Бои в Славянске шли уже полтора месяца, Славянский гарнизон пережил несколько попыток штурма с применением артиллерии, авиации и бронетехники. Позади было одесское 2 мая, где заживо сожгли сорок шесть русских людей, мариупольское 9 мая с десятками убитых и сгоревших, 26 мая в Донецком аэропорту, где погибло до пятидесяти ополченцев, в том числе российских граждан, авианалёт 2 июня на Луганск…

В отличие от Крыма, который был присоединён Россией быстро и безболезненно (не погиб ни один человек), на Донбассе рекой текла кровь, погибли сотни людей. Многим уже стало очевидно, что Россия не собирается ни вводить войска, ни тем более присоединять мятежный регион к себе.

Чтобы понять, что происходило в эти два месяца в «высших сферах» и почему военная помощь Донбассу так и не была тогда оказана, проследим, как развивалась политическая ситуация в РФ, начиная с операции в Крыму.

Возможность вернуть Крымский полуостров у России появилась сразу после государственного переворота в Киеве. Для того чтобы использовать Вооружённые Силы РФ в Крыму, — тогда ещё на территории иностранного государства, — президенту РФ нужно было формальное законное для того основание. И он такое основание получил в виде известного «письма Януковича». Бывший президент Украины тогда ещё (до признания РФ легитимности Петра Порошенко) 70 был в глазах РФ законным главой Украины, поэтому и его просьбы считались законными. В принципе, с точки зрения международного права так оно и было. Виктор Янукович, бежавший из Киева на Донбасс, а затем в Россию, 1 марта обратился к президенту России с просьбой об использовании Вооружённых Сил РФ «для восстановления законности, мира, правопорядка, стабильности и защиты населения Украины». Конечно же, Путин был в постоянном контакте с Януковичем и, скорее всего, уговорил его подписаться под таким письмом, чтобы иметь законный повод для ввода войск в Крым.

В тот же день Владимир Путин направил в Совет Федерации обращение «Об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации на территории Украины». Члены СФ на внеочередном заседании единогласно постановили: «Дать согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооружённых Сил Российской Федерации на территории Украины до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране».

3 марта постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин на внеочередном заседании Совета Безопасности заявил о получении президентом РФ обращения украинского президента Виктора Януковича, после чего зачитал это письмо и продемонстрировал ООН его фотокопию.

2 марта 2018 года на пресс-конференции в Москве Янукович впервые представил журналистам оригинал этого обращения. Текст заявления полностью совпадает с письмом, зачитанным Чуркиным в ООН.

4 марта 2014 г. в беседе с российскими журналистами Путин заявил:

У нас есть прямое обращение действующего и легитимного президента Украины Януковича об использовании Вооружённых Сил для защиты жизни, свободы и здоровья граждан Украины. Мы оставляем за собой право использовать все имеющиеся у нас средства для защиты этих граждан — русских и украинцев, вообще русскоязычное население, проживающее в восточных и южных регионах Украины».

При этом на вопрос журналиста, были ли в Крыму российские солдаты, Путин ответил:

Это были местные силы самообороны. Посмотрите на постсоветское пространство — там полно формы, похожей на российскую. Да пойдите в магазины и купите. Нет, это силы местной самообороны».

Путин, конечно, лукавил, потому что «зелёные человечки» появились на полуострове ещё 28 февраля.

В течение марта был проведён референдум о вхождении Крыма в Россию, и полуостров официально стал частью РФ. Всё заняло буквально две недели. Государство продемонстрировало, как быстро и чётко оно может действовать, когда это в его интересах.

На Донбассе в то время уже вовсю шли народные протесты, а с середины апреля началась война в Славянске. И одной из причин разворачивания там антиукраинского сопротивления было ожидание того, что в Новороссию будут введены российские войска. Тем более что пока происходили все описываемые в книге события, постановление о праве президента РФ использовать армию на Украине было ещё в силе. То есть ничего нового даже придумывать не надо было: вот — откровенный геноцид русского населения на Украине, вот — просьба законного президента Украины, вот — разрешение российского Сената президенту задействовать войска. «Бери и делай».

Надежды на такое развитие событий подогревала и резко изменившаяся риторика президента.

Все предыдущие годы правления Путина «русской проблематикой» (отказ русскому народу в субъектности) как внутри страны, так и за её пределами власти практически не занимались. Более того, Кремль избегал оперировать даже самим понятием «русский», кроме, разве что, определений «русский язык» или «русский мир» (как культурное явление), предпочитая говорить о «россиянах» по аналогии с «советским народом» в СССР. О необходимости воссоединения русского народа, оставшегося после 1991 года за пределами Российской Федерации, и о Новороссии никто и не вспоминал. И тут, в марте 2014 года, всё резко изменилось: Крым вернули в Россию, и власти заговорили о русском народе и Новороссии. Было от чего закружиться головам миллионов русских в РФ и на Украине.

«Крымская речь» Владимира Путина, произнесённая в Кремле на церемонии принятия Крыма в состав РФ, была самым настоящим русским национальным манифестом. Ни до, ни после ничего подобного от Путина не слышали. Слово «русский» применительно к народу было произнесено президентом аж двадцать раз — «Россия должна защищать интересы русских», «русский народ стал самым большим разделённым народом в мире», «Крым — это исконно русская земля» и т. д.

Через месяц, 17 апреля, на «Прямой линии» президента с гражданами Путин впервые заговорил о Новороссии, упомянув о ней неоднократно:

Вопрос в том, чтобы обеспечить законные права и интересы русских и русскоязычных граждан юго-востока Украины — напомню, пользуясь терминологией ещё царских времён, это Новороссия: Харьков, Луганск, Донецк, Херсон, Николаев, Одесса не входили в состав Украины в царские времена, это те территории, которые были переданы в Украину в 20-е годы советским правительством. Зачем они это сделали, Бог их знает. Это всё происходило после соответствующих побед Потёмкина и Екатерины II в известных войнах с центром в Новороссийске. Отсюда и Новороссия».

После того как «проект Новороссия» решили закрыть, свернулась и русская риторика властей РФ. Всё вернулось на круги своя, к идеологии «россиянства» и заверениям, что Донбасс — это Украина. Даже события в Крыму с идеологической точки зрения стали подвергаться ревизии. Термин «Русская весна» заменили на «Крымскую весну». В официозных российских документальных фильмах ни разу не упоминалось об участии Игоря Стрелкова в крымской операции, хотя эта роль была весьма значительной (он первый со своими людьми занял здание Верховного совета Крыма). А в популярном фильме режиссёра Алексея Пименова «Крым» 2017 года, профинансированном в том числе Министерством обороны РФ, о русских и Русской весне как явлении вообще не было ни слова. Когда режиссёра спросили о причинах этого, тот ответил, что «не хотел обижать украинцев».

В эту фразу укладывается вся российская политика в области внешних отношений, идеологии и культуры.

Что касается Донбасса, то косвенные данные указывают на то, что в течение всего апреля в Кремле не могли принять окончательного решения, что делать с мятежным регионом. Проходили многочисленные закрытые консультации с украинскими политиками, которые тоже не могли взять в толк, что делать, и намекали, что пусть всё решает РФ. Как выразился один политолог, главы РФ и Украины «перекидывают друг другу Донбасс, как горячую картофелину».

В апреле прошло несколько собраний Совета Безопасности России, на которых российским руководством вырабатывались пути решения донбасского вопроса.

Пока решение принято не было, выступающая за Новороссию часть российской элиты (правда, третьего-четвёртого эшелона, весьма далёкие от принятия государственных решений люди) продолжала поддерживать восставшие регионы Новороссии.

Речь идёт, в первую очередь, о советнике президента РФ Сергее Глазьеве, депутате Государственной Думы Константине Затулине и главе Крыма Сергее Аксёнове. Они взаимодействовали с лидерами протестных групп в Харькове, Одессе, Николаеве, Донецке, Луганске и других городах. Российские политики призывали их к последовательным действиям: занимать здания парламентов областей, собирать местных депутатов, чтобы они официально объявляли о нелегитимности киевских властей и обращались к президенту РФ о поддержке.

В 2016 году Генеральная прокуратура Украины опубликовала прослушку переговоров Глазьева и Затулина с лидерами протестов в Новороссии весной 2014 года. В этих переговорах есть момент, когда один из активистов в Одессе (ещё до трагических событий 2 мая) просит Глазьева дать конкретные инструкции и выражает беспокойство, что без реальной поддержки и гарантий Москвы восстание будет подавлено. Сергей Глазьев тому отвечает, что всё под контролем и помощь будет, упоминая про то, что Совет Федерации дал президенту полномочия использовать ВС за рубежом. «Это очень серьёзно, вас поддержат, не волнуйтесь», — говорит Глазьев.

То есть люди начали борьбу с Украиной не только ввиду слепых надежд на крымский сценарий, но и потому, что «большие люди» из Москвы им обещали поддержку, в том числе военную.

Связывался Глазьев и с народным губернатором Донецкой области Павлом Губаревым.

Уехал я из казначейства примерно в девять вечера, снова на конспиративную квартиру, — вспоминает Губарев, — тогда-то впервые Россия и дала о себе знать. Мне на мобильный позвонил Сергей Юрьевич Глазьев. Этот звонок меня буквально окрылил. Глазьев говорил, что он поддерживает наши действия. Эти простые слова вдохнули в меня новые силы. В тот же вечер мы безуспешно пробовали провести скайп-конференцию с Константином Затулиным. Интернет барахлил. Такими были первые два контакта с Москвой».

Сергей Глазьев зарекомендовал себя как человек, действительно неравнодушный к судьбе Новороссии, но реальной власти у него никогда не было, он был всего лишь исполнителем переменчивой воли своего шефа. Пока «проект Новороссия» был для Кремля актуален, Глазьев получил от президента добро на кураторство над Донбассом и действовал исходя из текущего момента. Когда же тему Новороссии закрыли, то и самого Глазьева от дел на украинском направлении отодвинули.

Кураторство было передано помощнику президента РФ Владиславу Суркову, который ещё с осени 2013 года отвечал за отношения с Украиной, а в начале 2014 занимался «тайной дипломатией» — дважды неофициально ездил в Киев на переговоры. После того как вместо военного принуждения к миру Москва решила перейти к политическому урегулированию конфликта на Донбассе, Владислав Сурков стал исполнителем так называемого «Минского процесса» — дважды заключённых в Минске соглашений (в сентябре 2014 и феврале 2015 годов) о прекращении огня, выводе тяжёлого вооружения и т. п. Впрочем, за четыре года войны ни один пункт Минских соглашений выполнен так и не был.


Скачать книгу "85 дней Славянска" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » 85 дней Славянска
Внимание