Фронт в тылу вермахта

Алексей Асмолов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В этой книге рассказывается о партизанской борьбе советских людей в тылу врага на северо-западе России и юго-западе Украины. Большое место уделено также рассказу о борьбе с фашизмом во время Словацкого национального восстания. Автор воспроизводит малоизвестные страницы минувшей войны, вспоминает о партизанах и подпольщиках, чей массовый героизм и высокое боевое искусство нанесли фашистскому вермахту невосполнимый урон.Читать книгу Фронт в тылу вермахта онлайн от автора Алексей Асмолов можно на нашем сайте.

Книга добавлена:
18-11-2022, 18:24
0
375
71
Фронт в тылу вермахта

Читать книгу "Фронт в тылу вермахта"



В номере от 28 сентября 1944 года, то есть в дни, когда в Словакии уже свирепствовал фашистский террор и банды СС убивали лучших сынов и дочерей словацкого народа, газета ЦК Компартии Словакии «Правда» писала: «Но есть и другие немцы. Это — немецкие антифашисты, немецкие коммунисты или демократы, которые сами сильно пострадали от нацистских террористов и которые уже много лет, вплоть до сегодняшнего дня, ведут борьбу на нашей стороне. Смешивать этих немцев с немецкими фашистами, проявлять к ним ненависть только из-за их национальной принадлежности было бы выражением мертвящего шовинизма, которому в наших рядах, в рядах словацких антифашистов, нет места».

Немецкие партизаны были полноправными бойцами в бригадах и отрядах. Они дрались с фашистами, как и подобает воинам-интернационалистам.

Почти во всех партизанских бригадах и отрядах можно было встретить поляков. Польский партизанский отряд, а также смешанная советско-польская группа, прибывавшая в Словакию с территории Польши, сражались в бригаде Егорова и соединении В. Карасева. Были поляки и в других бригадах и отрядах. По имеющимся данным, в рядах партизан находилось не менее 100 польских антифашистов. Действительное число поляков, принявших участие в вооруженной борьбе словацкого народа, думаю, было гораздо больше.

Одним из них был Станислав Вронский — заместитель по разведке в партизанской бригаде имени Александра Невского, которая пришла в Словакию из Польши в конце июля 1944 года. Эта бригада защищала освобожденную территорию возле города Крупины и в других районах Словакии. Несколько раз Вронский появлялся в Главном штабе партизанского движения для решения различных вопросов. Он в совершенстве знал несколько языков, в том числе и немецкий, и был замечательным разведчиком и командиром. Вронскому поручались в бригаде самые ответственные задания. В ходе восстания он организовал шесть партизанских отрядов, влившихся в бригаду. Вместе с другими партизанами Вронский совершил дерзкое нападение' на школу немецкой разведки, в результате которого было уничтожено 93 фашистских диверсанта и 79 взято в плен, а также захватил документы в штабе немецкого генерала Шульца.

Партизанами были и многие болгарские антифашисты, главным образом студенты, учившиеся в высших учебных заведениях Словакии. Еще в 1940 году они создали подпольную организацию, установившую связь с антифашистским движением в Братиславе. Болгарские студенты тайно издавали журнал «Антифашист». Включенные в Нитрянскую партизанскую бригаду, которой командовал Г. Д. Авдеев, болгарские партизаны в основном действовали в окрестностях Златы Моравца, Топольчан и Нове Бани. Они минировали железнодорожные пути, уничтожали мосты, поджигали склады, участвовали в нападениях на фашистских солдат и офицеров. Вместе с Нитрянской бригадой болгарские партизаны совершили прорыв линии фронта на Гроне, а затем в рядах Красной Армии сражались против гитлеровских захватчиков. В память о погибших во время восстания болгарских партизанах в Братиславе воздвигнут памятник, на котором высечены слова Христо Ботева: «Тот, кто пал в борьбе за свободу, не умрет никогда!»

В партизанских отрядах сражались югославские граждане. Большей частью это были югославские военнопленные, бежавшие из лагерей Германии, Венгрии или из венгерской армии, в которую они мобилизовывались. Значительной фигурой при организации обороны в районе Турца был югославский офицер Илья Деретич. В партизанских бригадах и отрядах насчитывалось свыше 100 югославов, участвовавших в боевых действиях против гитлеровцев с первых дней восстания.

С общим врагом сражались австрийские антифашисты — рабочие из Австрии, солдаты из немецкой армии. Словацкая газета «Правда» 21 сентября 1944 года сообщала, что на освобожденную территорию Словакии перешли некоторые австрийские рабочие, «чтобы помочь нам в борьбе против гитлеровских захватчиков». Австрийцы находились также в партизанских отрядах, действовавших в горной части Погронья.

Были среди партизан румыны, бельгийцы, голландцы, итальянцы, испанцы, греки — бывшие военнопленные, рабочие, мобилизованные на принудительные работы, лица, включенные в состав немецкой или венгерской армий.

Международная солидарность, которая скрепляла партизанские силы, действовавшие в восставшей Словакии, имела свои исторические корни, была тесно связана с революционными силами, представленными коммунистами, которые освящали борьбу с фашизмом идеей борьбы за новые отношения между народами.

Идеи интернационализма проявлялись и в названиях бригад и отрядов, которые большей частью носили имена передовых представителей народно-освободительной борьбы в прошлом и видных современных деятелей международного революционного рабочего движения. То, что в Словацком национальном восстании участвовали в схватке с фашизмом вместе со словаками представители 27 народов, свидетельствует о великой объединяющей силе идей международной солидарности и интернационализма, доказывает возможность преодоления и в современных условиях многих противоречий и расхождений во имя общих целей.

6 октября 1944 года стало известно о том, что советские войска вместе с 1-м Чехословацким армейским корпусом преодолели Главный Карпатский хребет, овладели Дуклинским перевалом и вступили на землю Чехословакии. Это сообщение было воспринято в Главном штабе с большой радостью. Оно благотворно подействовало на настроение повстанцев, в том числе партизан. В штаб звонили из бригад и отрядов, перепроверяя новость, а получив подтверждение, прямо в телефонную трубку кричали: «Ура!»

В этот день Главный штаб партизанского движения издал первую оперативную сводку, в которой, в частности, говорилось:

«Кралева Легота. 5.Х.44. Погронский партизанский отряд провел 5 октября 1944 г. в 19.30 силой до 70 человек нападение на Липтовский Градок. Немецкий гарнизон бежал в Липтовский Святой Микулаш. Захвачено до 3 тысяч литров бензина, вагон различного продовольствия и др.

Яворники. На Яворниках находится партизанский отряд до 300 человек. Ищут связи и боеприпасы…»

Поступили из бригад и отрядов и первые разведсводки. В одной из них, присланной Величко, сообщалось:

«Данные французского отряда. В Банска-Штявница, Колпахи, Святой Антол имеется до батальона немцев, 3 танка, 2 бронемашины.

Левице, Шахи. В ночь на 12.Х. через Левице на Шахи прошло до 200 автомашин пехоты.

Данные отряда имени Суворова. В районе обороны партизанского отряда действий противника не отмечено.

Район Лученец. Противник располагает до 1000 вооруженных солдат. Имеются неуточненные данные, что противник готовит наступление на Римавскую Соботу…»

Все большее число бригад и отрядов, защищавших освобожденный район, переключалось на активный метод борьбы. Оставляя часть сил для обороны, партизаны стали выделять маневренные группы для контратак, а также для партизанских действий в ближайшем тылу врага. По 30—100 человек, а иногда и меньше, партизаны, вооруженные, автоматами и пулеметами, уходили ночью за оборонительную линию на двое-трое суток и, удалившись на 5—10 километров, устраивали засады около дорог, совершали внезапные ночные нападения на гарнизоны, штабы, обозы и склады врага. Особенно активно стали действовать в тылу врага партизаны из бригад П. Величко, А. Егорова, Э. Биелика и некоторых других.

В Главный штаб приходили сообщения и об усилении партизанской борьбы вне освобожденной территории. Бригады под командованием М. Шукаева, А. Садиленко, В. Квитинского, Т. Полы, Я. Ушьяка и других советских и чехословацких командиров день ото дня усиливали удары по гарнизонам и штабам врага, по его коммуникациям. Так, только бригада В. Квитинского, согласно сохранившемуся в архиве отчету, в октябре провела 33 боевые операции, в том числе нападение на гитлеровский гарнизон в Вондришеле, подрыв нескольких воинских эшелонов близ Попрада, налеты на вражеские автоколонны. Рос боевой счет и других бригад и отрядов, бивших фашистов по всей словацкой земле.

В первых числах октября прибыл обещанный Строкачем радиоузел. До этого мы пользовались передатчиком и приемником чехословацкого производства, выделенными начальником войск связи повстанческой армии майором Марко для Главного штаба партизанского движения.

Теперь у ГШПД появился свой радиоузел. Вместе с ним в Словакию прибыл заместитель начальника отдела связи Украинского штаба партизанского движения инженер старший лейтенант Игорь Верович Акаловский, энергичный и высококвалифицированный специалист, хорошо знавший радистов, находившихся в бригадах, которые действовали в Словакии. Это в значительной мере облегчало задачи Главного штаба по организации связи с подчиненными ему партизанскими силами.

Радиоузел был полностью укомплектован опытными кадрами, оснащен новейшей партизанской радиоаппаратурой. Начальником радиоузла был лейтенант Иван Курдюмов, старшим радиооператором Леонид Викторов, вторым радиооператором Наталья Беляева (Тележкина). С ними находились радиомастер Михаил Кулик, бывший до этого радистом в одном из партизанских отрядов, и радиомастер Афанасий Гаркушенко, также прошедший школу партизанской радиосвязи в тылу врага.

Буквально с первых дней наши радисты установили связь с руководством Компартии Чехословакии, находившимся в Москве, Украинским штабом партизанского движения в Киеве, со штабами партизанского движения при Военных советах наступавших в Карпатах 1-го и 4-го Украинских фронтов, а также с 16 бригадами и отрядами. Правда, в это время, когда большинство партизанских бригад и отрядов участвовало в обороне повстанческой территории в Центральной Словакии, радио не являлось главным средством связи ГШПД с ними. В большинстве случаев переговоры велись по телефону, использовались также для передачи указаний и донесений посыльные на автомашинах и мотоциклах. Однако доля радиосвязи все же была значительной. Всего на территории Словакии действовало пять радиоузлов, четыре из которых находились в бригадах. Радиостанции имелись также во всех бригадах и многих отрядах.

Вместе с радистами в Главном штабе партизанского движения появились опытные специалисты минноподрывного дела майор Ю. Г. Филатов, старший лейтенант М. Е. Клоков, техник-лейтенант 3. П. Седненков. Они также прибыли по распоряжению начальника УШПД генерала Т. А. Строкача. Так при Главном штабе партизанского движения Словакии возникла еще одна служба— диверсионная, которой стал руководить майор Ю. Г. Филатов.

В исключительно короткий срок в селе Буякове близ Брезно советские специалисты организовали курсы по подготовке минеров-диверсантов. На курсы отобрали лучших партизан-добровольцев. Одновременно при Главном штабе была создана оперативная группа из высококвалифицированных специалистов-подрывников, в разное время десантировавшихся в Словакии. Этой группе поручались задания непосредственно Главного штаба партизанского движения по организации диверсий на коммуникациях врага. С 9 по 25 октября 1944 года — с момента создания группы и до ухода ее в горы — ею были взорваны железнодорожный тоннель около Млинки в районе Елшавы, несколько железнодорожных мостов пролетом 30 метров каждый близ города Тисовец, заминирована спецприбором дорога Будча — Гронска-Брезница, а также выполнены другие ответственные задания.


Скачать книгу "Фронт в тылу вермахта" - Алексей Асмолов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и мемуары » Фронт в тылу вермахта
Внимание