Академик Г.А. Николаев. Среди людей живущий

Николаев Георгий
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книгу вошли записи бесед С.А. Жукова с Г.А. Николаевым — основоположником сварочной науки и техники в СССР, ректором МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1964-1985 гг., собранные и зафиксированные воспоминания коллег, друзей и учеников, а также неопубликованные записи самого ученого.

Книга добавлена:
25-06-2023, 07:11
0
321
79
Академик Г.А. Николаев. Среди людей живущий
Содержание

Читать книгу "Академик Г.А. Николаев. Среди людей живущий"



Мое кредо

Я родился в Москве, в 1903 году.

Отец мой, Александр Петрович Николаев, был адвокатом. Он рано (мне было 7 лет) оставил семью. В партии не состоял, но при советской власти занимал видные посты в течение ряда лет. Скончался в 1937 году от скоротечного ракового заболевания.

Моя мать, Евгения Владимировна Николаева, дочь политкаторжанина, сосланного за революционные выступления в начале 1900-х годов и скончавшегося в 1917 году.

Мать окончила Высшие женские курсы, в период 1914-1920 годов работала медицинской сестрой. С 1921 года вернулась к профессии педагога, которую оставила в середине З0-х годов. Скончалась в 1965 году в возрасте 87 лет.

До 1917 года мы с мамой жили безвыездно в Москве. Я учился в гимназии с 3-го по 6-й класс. В 1917 году переехали в Сочи и вернулись в Москву в конце 1920 года. Мое образование и воспитание с детства до последних дней жизни мамы находилось под ее огромным влиянием. Ее авторитет для меня и для всего нашего окружения был непререкаем. Мое кредо сформировано в основном под ее влиянием. Я привожу его в виде отдельных жизненных советов, которым я старался следовать по мере возможности, хотя это не всегда мне удавалось.

Значительное влияние оказал на мою психологию коллектив бауманцев, с которым я прожил почти всю сознательную жизнь, в особенности партийная организация.

Моя мать была революционером по духу. Она приветствовала революции не как способ улучшения собственного быта, а как способ освобождения народа от гнета, открывавший ему путь к просвещению, лучшей жизни. Она говорила: «Я помню старый мир, как офицеры били по щекам денщиков, как платили помещики, обладавшие огромными богатствами, женщинам-поденщицам по 25 копеек в день, с каким презрением третировали барыни домашних работниц. Я приветствую новый мир, я верю в свой народ, люблю свою страну».

Ее называли иногда воинствующей большевичкой. В партии она никогда не была и благ от новой жизни никогда не искала. Такому отношению к новой жизни она учила и меня. «Тебе в старом мире, может быть, жилось бы и не так плохо, но нельзя пользоваться благами за счет более счастливого рождения. Иди в ногу с трудовым народом и находи свое кредо в жизни упорным трудом. Новая жизнь распахнула двери перед теми, кого называли раньше «простыми», перед многими талантливыми людьми. Ты — выходец из интеллигенции, ищи свое место среди них».

Меня она воспитывала в староинтеллигентском стиле, в хорошем смысле этого слова. Вот ее заветы: интересуйся всем, побольше читай, знай иностранные языки, умей устанавливать отношения с товарищами, но оставайся всегда самим собой, никогда не будь груб ни с кем и не заискивай ни перед кем, люди разных национальностей — русские, евреи, татары — должны пользоваться у тебя одинаковым уважением. Цени человека, а не его национальность, не суди по внешности».

Сейчас я оцениваю мамины педагогические приемы, чтобы научить меня самостоятельно работать. Она говорила: «Жизнь для нас с тобой трудна, а будет, быть может, еще труднее, я работаю медицинской сестрой, а ведь тебе 15 лет. Все наше спасение в труде. Пока есть возможность, учись, читай, набирайся знаний. Помни, тебя сейчас никто не контролирует. Ты сам должен понять, что надо трудиться и как надо научиться работать над книгой». Эту привычку к самостоятельному труду я сохранил на последующие годы, а доверие ко мне, к моей сознательности воспитывало убеждение, что я уже не ребенок.

Мама говорила мне: «Никогда не хитри. Хитрость, в особенности мелкая, в чем бы она ни выражалась, всегда очевидна наблюдательному человеку, как пятно от персикового сока на белоснежной скатерти. Человек, уличенный в хитрости, подобен близорукому глупцу, не заслуживающему ни доверия, ни уважения».

Мама учила помнить, что человек не остается постоянным, он меняется, один в лучшую, другой в худшую сторону. «Если можешь, воздействуй на его изменение в лучшую».

Видя человека в интеллектуальном и культурном отношении выше себя, старайся подняться до его уровня, а тех, кто ниже, подтягивать к своему, но не опускаться самому.

Надо стараться находить положительные стороны и в окружающей обстановке — природе, погоде, условиях быта, путешествиях, чтении и т. д.

При наличии неприятностей стараться переносить их легко. Ожидать прихода за ними хороших моментов.

Дисциплинировать самого себя, что нельзя другим, нельзя в первую очередь тебе. Быть всегда пунктуальным и требовать этого от других. Будучи администратором, быть особо щепетильным в отношении использования служебного положения, получения каких-либо благ сверх установленных законом. Порядок вводить во всем — в составлении аннотаций прочитанных книг и статей, экспертиз, протоколов совещаний. Планировать личную деятельность стратегически и тактически, но не быть мелко формалистичным, не переживать по поводу неизбежных отклонений от намеченного плана.

Помнить, что дружба и любовь — это забота о человеке. Забота должна идти на пользу и не быть обременительной для другого. Если делаешь что-либо хорошее кому-либо, значит, тебя самого это удовлетворяет, ни в коем случае не требуй благодарности. Часто люди просят что-либо в долг. Лучше отдать совсем. Человек, который должен, часто перестает быть другом.

Не завидовать никогда, никому, ничему. Постараться убедить себя: то, что имеет другой (за исключением здоровья и семейного счастья), на самом деле тебе не нужно.

Научиться убеждать себя, например, входить в воду при +4°С, не бояться высоты и т. д. Убедить себя в том, что не противно принимать касторовое масло и даже не тяжко подолгу ожидать опаздывающего самолета.

В моей работе мне помогало многое — довольно прочное гуманитарное и математическое образование, быть техником легко, когда имеется такая база. Мне помогало хорошее знание французского, немецкого, английского и латинского языков. Человек, читающий иностранную литературу, чувствует себя более уверенно, нежели тот, кто имеет к ней косвенное отношение.

Я всегда терпеть не мог бесполезной траты времени и старался организовывать свой труд. Особенно бесполезны пустые разговоры, перемывание косточек ближним или изучение вопросов, хорошо уже известных.

Никогда не вступать в жаркие споры, когда речь идет не о существе вопроса, а лишь по форме. Никогда не стараться приписывать себе чужие мысли. Научные работники ценят их больше всего. Они дают им удовлетворение, а приписывание себе — это обкрадывание других.

Работая много и разнообразно, я сумел убедить себя, что никогда не чувствую усталости. При многообразии, в частности, моего труда, это сделать легко. Вполне разделяю проверенную на опыте точку зрения И.П. Павлова: «Перемена труда — это и есть отдых». Сначала читаешь лекции, потом начинаются разговоры в кабинете, едешь на завод, сидишь на заседаниях. Надо убедить себя, что это есть не что иное, как текущая жизнь, и забыть об усталости.

Еще одно свойство, которое я постепенно вырабатывал в себе — не волноваться. Чаще всего волнения происходят не по серьезным причинам, а по пустякам.

В детстве я, пожалуй, принадлежал к эмоциональным подросткам, много позднее в течение длительного времени убеждал себя, что неудача — это мелочь и волноваться не следует. Особенно помогло излечение от ненужных волнений в З0-е годы и во время войны. Было настолько много действительно тяжелого, что постепенно приучил себя не обращать внимания на второстепенное.

Я не испытываю волнения во время лекций и всевозможных выступлений. Не ощущая устремленных глаз, чувствую себя совершенно так же, как если бы выступал в своей комнате перед друзьями. И мысли развиваются нормально. И шпаргалками не пользуюсь. Говорю просто, не спеша, никогда не чувствую себя связанным ни при каких обстоятельствах.

Не переношу никаких алкогольных напитков. Всегда стремлюсь иметь голову свежую, а не одурманенную. В нашей стране много прекрасных традиций, но много и совершенно нелепых, например, необходимость выпить по случаю встречи, семейного торжества, дня рождения, праздника и т. п. Неужели фактор, нарушающий нормальное ясное мышление, может доставлять удовольствие.

Часто моя мать свои философские взгляды выражала следующим образом:

«Старайся в человеке видеть человека».

«Прежде всего выполняй свой долг. Что нужно делать, то я и буду делать».

«Своей волей ты добьешься всего. Нет слова «не могу», а есть слово «не хочу».

«Если хочешь жить сам, не мешай жить другим и старайся делать так, чтобы людям вокруг тебя было хорошо».

«Если ты не знаешь, как поступить, спроси свою совесть, она тебе подскажет».

«Жизнью пользуется живущий, и никогда не стой на месте, иди в ногу с жизнью».

«Помни, что люди приходят и уходят, а коллектив остается». Мама давала мне уроки управления. Особенно я начал их ценить, когда стал во главе института. Она мне говорила: «Не переоценивай себя. Давай инициативу и возможность работать другим. Каждый помощник хочет быть самостоятельным, хочет видеть результаты собственной работы. Не думай, что ты каждый вопрос решишь лучше других. Не мешай работать самостоятельно работающим. Никогда не сталкивай людей, ищи выходы к их взаимопониманию».

«Помни, что руководитель не всегда может хорошее сделать, но может многому помешать».

«Поднимай своих помощников, а своей работой они будут возвышать тебя».

«Будь ровен со всеми. Не делай разницы между большими и маленькими людьми. Кто подхалим перед сильными, тот бывает груб со слабыми. Не допускай в себе и не развивай в людях ни того, ни другого».

«Ты теперь занимаешь высокий пост. Смотри, твое неосторожное движение может обидеть младшего по службе. Ведь обидеть может каждый, а ты постарайся сделать что-нибудь хорошее человеку. Помни: большой пост — это труд, а не синекура.

Если тебя возвысили, не думай, что ты стал лучше, чем был вчера, Не гордись своим возвышением, а постарайся критически установить, соответствует ли это твоим действительным заслугам, и всегда оставайся самим собой. Не позволяй никому дискриминировать себя. Один раз позволишь одному, можешь потерять уважение других.

Если ты поссорился, ищи причину ссоры прежде всего в себе. Никогда не обостряй напряженности, а старайся смягчить ее. Будь сдержан. Если выйдешь из равновесия, первым будешь жалеть об этом. Раздражение и нетерпение — плохие советчики в поведении.

Знай, что важно не только то, что ты сказал, но и каким тоном это было сказано. Тон делает музыку».

Мама не терпела никакой эксплуатации человека, в том числе психологической.

«Будь внимателен к своим ученикам. Если вы делали работу совместно, пополам, то лучше считай, что он сделал 60%, а ты 40%. Решай неясный вопрос при разделении труда в пользу младшего твоего помощника. При этом он останется твоим другом. Если есть возможность, отдай ему все. Ведь у тебя много научного багажа, а будет еще больше. Поделись, ты не пожалеешь. Не гонись за наградами, они тебе не нужны. Награды, если они получены не за абсолютно явные заслуги, вызывают зависть и острые переживания у окружающих. Наилучшей наградой должно быть сознание, что сделанное тобой хорошо».


Скачать книгу "Академик Г.А. Николаев. Среди людей живущий" - Николаев Георгий бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Академик Г.А. Николаев. Среди людей живущий
Внимание