Румия

Виктор Муратов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Повесть о мальчишках первых послевоенных лет. Главные герои книги на себе испытали, что такое война, разрушившая их мечты, оторвавшая их от родительского дома. И теперь воспитатели «Румии» (ремесленное училище металлистов) прилагают все силы, чтобы совершить перелом в их нравственном развитии. Ребята вынесли из стен училища самое главное в жизни: любовь к труду, уважение к рабочему человеку.

Книга добавлена:
4-11-2022, 08:20
0
318
49
Румия

Читать книгу "Румия"



ЗАЧЕМ ЕМУ БЕРЕГ ТУРЕЦКИЙ?

К вечеру следующего дня двор кирпичного завода был очищен. А еще через день ребята, образовав живой конвейер, сгружали с машин красную черепицу.

К Владимиру Ивановичу подошел Сырбу.

— А кто будет крышу черепицей крыть?

— Наймем мастеров.

— Зачем зря деньги платить? Я сам покрою, — предложил Сырбу. — Мой отец в колхозе первый мастер. Я это дело знаю.

— Не справишься, Прокофий. Работа сложная.

— Э, мэй, дай двух ребят, лучше мастера сделаем, — уговаривал тот. — Истинный бог, брака не дам.

— Нет, нет. Строим не до первого дождя. На года строим. Нужен настоящий мастер.

Мишка Потапенко слышал этот разговор. Побежал к своему другу Спирочкину советоваться.

— Додон правду каже. Жалко гроши тратить. Мабуть, гармошку нашу загнать, га?

Аркашка запротестовал:

— Ты спятил, Медведь. На крышу деньги отпущены. В банке их сколько угодно.

Нахмурился Мишка.

— Все равно ж лежит на складе. Хиба играть буду? С полтыщи дали б. Мабуть, хватит на мастера.

— Медведь ты и есть, — усмехнулся Аркашка. — Можешь тащить гармошку на барахолку. Хоть станок покупай на те деньги. Только долю мою отдай.

А Прокофий тем временем наседал на Владимира Ивановича.

— Пустяковая работа. Не доверяешь мне, ладно. Посылай в Ташлык. Сорок километров, недалеко. Отца приведу. Посылай. Отец — мастер.

Владимир Иванович послал. Договорился с директором — и Сырбу уехал в родной колхоз.

Вернулся он через день вместе с отцом. Захар Матвеевич Сырбу, высокий и сухой, как вобла, старик, страшно смущался и после каждой фразы робко посматривал на сына, будто спрашивал: «Правильно ли я говорю?»

Одет Захар Матвеевич был как-то странно. На ногах остроносые постолы, туго стянутые бечевками, узкие, отдувающиеся на коленях штаны из домотканого полотна, солдатский бушлат. На бушлате высоко, почти у самого ворота, привинчен значок «Отличный пулеметчик». На голове лихо заломленная черная баранья папаха-качула.

Коротко переговорив с директором, Захар Матвеевич в тот же день пришел в мастерские. Кряхтя и охая, залез на чердак, долго осматривал и ощупывал стропила. Потом крикнул сверху:

— Давай, мастер, напарника Прокофию. Остальные подавай черепицу, да не задерживай.

Вскоре на крыше зазвучали веселые голоса. Это Сашка, приноравливаясь к Сырбу, пел во все горло:

Не нужен мне берег турецкий…

Прокофий чувствовал себя мастером. Он то и дело поучал Сашку. Доверял ему пока только подносить черепицу. Сам же с серьезным и до смешного деловым лицом укладывал звенящие плитки.

— Тихо, Качан, не скачи, бешеный. Черепичка нежная, как сахар.

— Сам ты сахар.

— Смеешься? Учись лучше. Ну зачем положил? Не умеешь. Носи пока. Что построил? Ай-ай-ай, на курьих пятках, на собачьих лапках. Дождь ударит — упадет.

Часа через два Захар Матвеевич объявил перерыв.

— Работа отдых любит, — говорил он, доставая кисет. — Что смеешься?

Сашка, верно, смеялся. Работа труд любит — это он знал, а отдых лодыри любят.

Захар Матвеевич склеивал языком огромную «козью ножку».

— Сколько работаешь, — сказал он, — столько отдыхай. Сердце тоже: стук — отдохнет, стук — отдохнет. Иначе крышка здоровью. А без здоровья какая работа?

— Вы, батя, тише об этом говорите, — улыбаясь заговорил Прокофий. — Мишка услышит, совсем работать перестанет.

— Да, — вставил Сашка. — Медведь не как сердце работает. Не стук — отдохнет. Он отдохнет-отдохнет, потом стук, потом раза три отдохнет — опять стук. А ты, Додон, зря в ремесло пошел. Научился бы у отца крыши крыть и пошел бы по селам. Был бы всегда сыт по горло.

Прокофий зашептал:

— Зачем — Додон? Батька услышит, нехорошо. — И уже громче: — Сыт? Я сыт, другой — нет. Знаешь, как пахали в сорок четвертом? На себе.

— Как это — на себе? — удивился Сашка.

— Эх, баетул[3],— покачал головой Захар Матвеевич. — Видно, городской ты. Волов не было: фашисты увели. Пришел я с войны. Один мужик в семье. А семья большая. Все мужики погибли на фронте. Есть нечего было. Мамалыга, и та по праздникам. А жить надо. Колхоз разбит. Вот и пахали на себе. Впрягались и тащили соху. Так-то.

— Э, да что соха — трактор нужен, — мечтательно заговорил Прокофий. — Комбайн — тоже сила. Видел, Качан, как зерно в бункер ш-ш-шш. Золото! Не видел ты? Я хочу делать машины. Хорошие машины, разные. Думаешь, только в городе нужны машины? Эге!

Захар Матвеевич щурился на осеннее солнце, дымил махоркой.

— Верно, сын, я, старик, все крыши в колхозе за лето покрыл. А ты учись машины строить. Много нужно машин. Председатель говорил, что овощи будем сажать, земля хорошая, а Днестр далеко. Дождей мало. Насосы нужны, тогда хорошо будет. Днестр даст воды, сколько попросишь. А без воды худо. В прошлом году неурожай был. С голода пухли. Да и сейчас на мамалыге сидим. А тут у вас добре кормят, добре. И одежка вон какая. Приехал Прокофий — по селу мальчишки за ним бежали. И я, старый, не узнал. Шинель суконная, и все такое… Чудно́! Сколько же государству денег надо! Вас много, а каждого одень, накорми да обучи. И еще не хотят, бесовы дети. Или бьют вас тут?

— Нет, что вы, — удивился Сашка. — Сами вон недавно фэзэошникам надавали.

— А может, мастер бьет?

— Да откуда вы взяли? Прокофий нагородил вам такое?

— Не бьют. А чего же удрал этот… Как его, Прокофий? Ну, которого на вокзале видели? Что прятался-то от нас?

Сашка даже привстал.

— Борьку, Борьку видели? — изумленно спросил он Прокофия.

— Да, да, Борька, — подтвердил Захар Матвеевич.

— Ну и что он, вернется? Прокофий!

— Я хотел его за собой утащить. Не пошел. Про тебя спрашивал, про станки. А вертаться не хочет. Засудят, говорит. Тюрьма будет.

— Эх ты! — Сашка смерил презрительным взглядом Прокофия и спрыгнул с крыши. Уже с земли крикнул: — Скажешь мастеру, что я на вокзал пошел.


Скачать книгу "Румия" - Виктор Муратов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание