Британский лев против русского медведя. Пять веков тайной войны

Геннадий Соколов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Эта книга – новый сборник очерков из тайной хрестоматии «Шпионаж и политика» писателя и историка спецслужб Геннадия Евгеньевича Соколова. В ней собраны рассказы об исторических расследованиях, проведенных автором за последние годы. Эти истории касаются извечного противостояния Востока и Запада. Той самой геополитической дуэли, которая началась при царе Иване Грозном и продолжается между Россией и англосаксами вот уже пять столетий.

Книга добавлена:
26-01-2023, 10:32
0
882
125
Британский лев против русского медведя. Пять веков тайной войны
Содержание

Читать книгу "Британский лев против русского медведя. Пять веков тайной войны"



Тайная хроника трех дней апреля 56-го

День первый

10 апреля, вторник.

Лондон, Честер-террас,

Центр обработки информации СИС

Терраса Честера – один из красивейших архитектурных ансамблей Лондона. 42 четырехэтажных дома, слитых воедино, – это самый длинный фасад в городе.

Имя архитектора этих домов – Джона Нэша (1752–1835) – неразрывно связано с историей создания лучших архитектурных памятников Лондона. Достаточно сказать, что Букингемский дворец – это его творение.

Честер-террас в Лондоне

В стенах дома на Честер-террас с февраля 1955 года работали 250 русских эмигрантов, специально подобранных британской разведкой для перевода телефонных переговоров, перехваченных СИС в Берлинском тоннеле с правительственных коммуникаций советской администрации в Карлсхорсте.

Ежедневно с четырех телефонных и одного телеграфного кабеля на пленки шестисот магнитофонов нескончаемым потоком шла разнообразная информация. Ее суточный объем превышал тысячу двести часов записей. Два военно-транспортных самолета в неделю, груженных магнитофонной лентой, брали курс из Западного Берлина в Лондон, где на Честер-террас шла транскрипция, перевод, а затем и анализ полученных данных.

Вот и в этот день конвейер расшифровки магнитофонных записей у Риджент-парка работал полным ходом. Чтобы обсудить полученные результаты за почти пятнадцать месяцев напряженной и кропотливой работы, в особняк наведался сам «Си», шеф британской разведки генерал-майор Джон Синклер. Он сидел в небольшом кабинете на втором этаже и внимательно слушал доклад Эндрю Кинга.

– Мы не в состоянии оперативно перерабатывать такой огромный объем информации, – жаловался он шефу. – Уже сейчас мы обеспечены работой на год вперед, а материалы продолжают поступать.

Сэр Джон был доволен ходом дел. Берлинский проект, разработанный и осуществленный под его непосредственным руководством, обещал значительно превзойти по своей эффективности аналогичную операцию в Вене, лавры от проведения которой достались его предшественнику на посту шефа МИ-6 сэру Стюарту Мензису.

– Анализ информации, обработанной на сегодняшний день, – продолжил свой рассказ о проделанной работе Эндрю Кинг, – дает достаточно полную картину о сфере интересов кремлевского руководства в Европе и, в частности, в Германии. Обратите внимание, сэр, на содержание телефонных разговоров руководителя советской военной администрации в Берлине с министром путей сообщения Бещевым. Речь идет о значительных железнодорожных перевозках в Германию в текущем году как дополнительных вооружений и военной техники, так и оборудования для строительства новых военных объектов.

После Второй мировой войны русские начали постепенный переход к использованию высокочастотных видов связи. Широко распространенные коротковолновые передачи легко перехватывались и порой даже поддавались расшифровке. На Лубянке это, судя по всему, прекрасно понимали. Новые технологии связи обеспечивали лучшую защищенность секретных коммуникаций, но их внедрение требовало времени и средств. В переходный период русские решили использовать подземные линейные коммуникации. Они вообще были неуязвимы, если, конечно, держать в абсолютной тайне места их пролегания.

Идея подкопа была не самой оригинальной в мире, но именно ее выдвинул в конце 40-х годов технический эксперт СИС Джон Вайк. Первым объектом внимания британской разведки стал венский отель «Империал» – штаб-квартира советской военной миссии в Австрии, имевшая линию прямой подземной кабельной связи с Москвой.

Для начала резидент Сикрет интеллидженс сервис в Центральной Европе Питер Ланн установил место прохождения кабеля, потом дал команду купить дом в пригороде Вены Швехат, неподалеку от правительственной линии связи русских, а затем велел для прикрытия открыть в нем магазин «Харрис Твид» по продаже британского сукна. Вскоре в подвале этого дома под руководством все того же Джона Вайка началось строительство двадцатиметрового тоннеля к пролегавшим под соседней автострадой линиям коммуникаций русских.

В 50-м году тоннель заработал. И успешно действовал до тех пор, пока в июле 1955 года четырьмя державами-победительницами не был подписан Венский договор, восстановивший независимость Австрии и указавший оккупационным войскам и их штабам, в том числе и русскому в отеле «Империал», на дверь. Тоннель отслужил свой срок, и материалы операции «Лорд» заняли свое место на архивных полках МИ-6.

Идея же Берлинского тоннеля родилась в 1953 году и была предложена Джоном Синклером тогдашнему шефу ЦРУ генералу Уолтеру Биделлу Смиту. Новый подкоп изначально планировался как совместный англо-американский проект. Предполагаемый тоннель должен был пройти из американского сектора города в советский. Это был немыслимый по масштабам и сложности проект. Полукилометровая длина тоннеля требовала скрытного вывоза более трех тысяч тонн грунта, создания мощной системы вентиляции не только для работающих под землей людей, но и для нормального функционирования многотонного энергоемкого оборудования. Снижение до минимума шума и вибрации также требовало особого подхода к строительству и эксплуатации секретного тоннеля.

Кроме того, дополнительная сложность заключалась еще и в том, что верхняя точка тоннеля должна была выйти на расстоянии всего 20–30 сантиметров от поверхности земли. По имевшимся у СИС данным, кабель советской правительственной связи проходил всего на полуметровой глубине вдоль Шенефельдского шоссе – основной трассы, связывавшей Восточный Берлин с Карлхорстом.

Мало кто и в МИ-6, и в ЦРУ верил в успех этого проекта.

Сэр Джон отлично помнил, например, что генерал-майор Бен Гаррелл, начальник штаба американской армии в Берлине, был вне себя от этой затеи, полагая, что русским не составит никакого труда обнаружить тоннель.

– Это же невообразимо, – возмущался он, – залезть под пятки к «красным» и сидеть под землей месяцами, как беспомощные кроты, ожидая, что в любой момент тебя могут застукать. Нас же поймают за хвост и выставят напоказ всему свету!

Понятно, что гарантий от такой перспективы никто дать не мог. Но рискнуть все же, как полагал сэр Джон, стоило. К счастью, нашлось немало сторонников проекта и в Лондоне, и в Вашингтоне.

«Си» хорошо помнил, как резидент МИ-6 в Центральной Европе Питер Ланн рассказывал ему, с какой горячностью отстаивал перед крупными чинами из Пентагона операцию «Гоулд» – так этот проект именовался американцами – его коллега, шеф берлинской резидентуры ЦРУ Уилл Харди.

– Мы щелкали орешки и покрупнее. Расколем и этот. Все это сущая ерунда! – убеждал он свое начальство в Вашингтоне.

Эта «ерунда», впрочем, доставила и англичанам, и американцам немало хлопот. Да и влетела в копеечку, обойдясь в конечном итоге в тридцать миллионов долларов.

Для большей прочности тоннеля в него, например, нужно было уложить трубу, выполненную из гидравлически проверенных стальных колец диаметром в два метра. Чтобы не оказаться застигнутыми врасплох неожиданными осложнениями при прокладке такой трубы из Западного Берлина в Восточный, специалистам из МИ-6 сначала пришлось на инженерном полигоне в Лэнгноре создать и испытать прототип будущего тоннеля. А эксперты из ЦРУ на своем полигоне в штате Колорадо опробовали систему горной проходки и подземного кондиционирования воздуха. Только после успешного завершения этих экспериментов в августе 1954 года началась реализация проекта.

Для строительства тоннеля у границы советского и американского секторов был возведен пакгауз, замаскированный под станцию радарного слежения, дабы не вызывать подозрения у русских. Всего через полгода тоннель уже был готов и стал выдавать на-гора поток важнейшей информации.

– Мы очень рассчитываем на ваше содействие в обработке получаемых материалов, – не уставал повторять генералу Синклеру в телефонных разговорах и при встрече шеф ЦРУ Аллен Даллес, сменивший на этом посту Биделла Смита. – Моим ребятам в Вашингтоне все еще далеко до ваших парней в том, что касается анализа. В этом деле вы настоящие короли.

Эндрю Кинг закончил свой отчет руководителю СИС без многословных комментариев. Ему показалось, что генерал его не слушает, а думает о чем-то своем. Сэр Джон действительно несколько отвлекся от разговора с Кингом, невольно вспомнив в тихом особняке на Честер-террас, как зарождалась операция «Принц» – так ее называли в МИ-6, или «Гоулд», как она именовалась в ЦРУ.

Берджесс и Маклин

Генерала, однако, не столько волновало прошлое, сколько ближайшее будущее. На днях он встречался с полковником Гримшоу, который руководил техническим обеспечением берлинского проекта с британской стороны. От этой встречи у него остался неприятный осадок.

– Мне кажется, сэр, – заметил ему полковник, что американцы что-то от нас скрывают. Прямых доказательств тому у меня нет, а вот косвенных – сколько угодно. Поверьте мне, сэр, они не дают нам всей информации, снимаемой с подземного кабеля русских.

Генерал не любил полагаться на чужую интуицию, но эти слова полковника никак не выходили у него из головы.

– У американцев давно уже вырос на нас зуб, – размышлял про себя сэр Джон. – Вряд ли они скоро забудут нам Берджесса и Маклина. Так что оснований не доверять Лондону у них, пожалуй, предостаточно.

Весной 1951 года из Вашингтона исчез сотрудник английского посольства в США Дональд Маклин, а вслед за ним из Лондона – шеф американского отдела Форин-офис Гай Берджесс. Оба были напрямую связаны с разведкой. Оба были в дружбе с первым секретарем британского посольства в Вашингтоне Гарольдом «Кимом» Филби. Сменив в 1949 году Питера Двайера, Филби был офицером связи СИС с ЦРУ и ФБР. Это был особый пост, предполагавший полномочия на принятие важнейших оперативных решений секретных служб обеих стран. Это была должность, подразумевавшая исключительную информированность в области внешней политики и разведки.

Сразу же после исчезновения британских дипломатов на стол генерала Вальтера Биделла Смита, тогдашнего Ди-Си-Ай в Вашингтоне, легли один за другим два меморандума от шефа отдела специальных операций ЦРУ Билла Харви, будущего руководителя операции «Гоулд», и начальника группы «Си» в управлении Джима Энгелтона, занимавшегося отслеживанием русской агентуры в США. Оба доклада констатировали: Берджесс, Маклин и Филби – агенты Москвы.

Спустя несколько дней сэр Стюарт Мензис, тогдашний шеф МИ-6, получил из Вашингтона не слишком дипломатичное послание, подписанное директором ЦРУ. В нем содержалось, в частности, следующее шокирующее предупреждение: «Fire Philby or we break off the intelligence relationship» – «Увольте Филби или мы разорвем связи наших разведок».

Сэр Джон Синклер знал об этом меморандуме генерала Биделла Смита и понимал беспокойство, охватившее тогда руководство ЦРУ. И все же из-за одного, пусть даже крупного провала ставить под сомнение целесообразность взаимодействия двух разведок? Это, по мнению сэра Джона, было неправомерно. Но не это ли раздражение американцев промахами британской разведки могло подвигнуть их на отход от доверительных отношений с Лондоном?


Скачать книгу "Британский лев против русского медведя. Пять веков тайной войны" - Геннадий Соколов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Документальная литература » Британский лев против русского медведя. Пять веков тайной войны
Внимание