На Запад!

Булычев Андрей
100
10
(2 голоса)
2 0

Аннотация: Ветер прогнал тяжёлые мрачные тучи, закрывшие небо над северной частью Руси. Дожди и холод ушли. Вместе с продолжительным ненастьем, так долго владевшим страной, закончился жуткий мор, погрузивший людей в уныние и отчаянье. Положен конец и смуте. Новгород избавился от мятежников и вновь перешёл под управление князя Ярослава. Но Русской земле не перестают угрожать иноземцы. Коварные крестоносцы вот уже семь лет владеют городом Юрьевом, а совсем недавно они захватили и Псков. Перед героем, который уже не первый год живёт в альтернативном прошлом своей родины, стоит важная задача. Ему и возглавляемому им отряду необходимо остановить продвижение немцев на восток.

Книга добавлена:
5-12-2022, 12:45
0
790
54
На Запад!

Читать книгу "На Запад!"



Глава 1. Лесная рать

– Говоришь, даны с харью зимой по вашей земле рыскали и даже на зимний обоз вирумцев нападали? – спросил коменданта крепости Варун.

– Да, Фотич, перехватить вирумский обоз хотели, вот и зашли на нашу землю, – подтвердил Захар. – Если бы не наш дальний дозор, что по тому же зимнему пути навстречу шел, так непременно бы посекли эстов. А с ними еще трое наших возвращались, из тех, что на излечении у вирумцев были. Всех бы там же на этом льду кончали и разбираться бы даже не стали.

– Да-а, так и было бы, – вздохнул Варун. – Мыслю я, что с данами мы долго не сможем в мире жить. Не простят они нам того давнего Балтийского рейда и битву при Борнхеведе. А всех больше того, что мы у них добрый кус земли между Чудским озером и Нарвой забрали, еще и Котлин с тамошней крепостицей прихватили. Ну и, само собой, корежит их, что мы вирумцев и всех прочих свободных эстов поддерживаем. Они ведь их по своей старой привычке или за униженных данников принимают, или за врагов, которых надобно под корень истребить. Даже в той, в прошлой, совместной войне против немцев смотрели они на эстов аки волки. Тут даже ни князь Ярослав, ни Андрей Иванович ничего не смогли с этим поделать, а уж они-то у них в большом уважении. Помяни мое слово, Захар Игнатьевич: придется нам здесь, в этих самых землях с данами в битве сойтись. Но это все дела далекого будущего, как я надеюсь. Нам бы вот пока с немцами и с их союзниками в Ливонии разобраться, а уж потом об этой Датской Эстляндии думать. Ладно, про свою задачу я тебе уже поведал. Мне край как не позднее чем через седмицу нужно будет выходить к вирумцам. Андреевич пока у вас здесь, в крепости задержится, – кивнул он на сидящего рядом за столом Мартына, – и будет он собирать свой отряд для похода на Псков. Все вопросы по этому делу вы с ним отдельно обговорите, мне же нужно за короткое время подготовиться к долгой лесной войне. Есть у вас тут союзные эсты, кто бы согласился нам в этом помочь?

– Десятка три, Фотич, с тобой точно пойдут, – подтвердил комендант. – Они у нас здесь уже прочно обосновались. Сейчас, вот только что основные работы перед осенним ненастьем закончились. Так что чего бы им зиму теперь не поратиться? Я думаю, не откажутся они от того, чтобы своим землякам против немцев помочь, ну и добычи, разумеется, им взять в походе можно. Так, из крепостной дружины, пожалуй, десятков пять-шесть умелых воинов тоже можно будет тебе отдать. Нечего им за стенами отсиживаться, когда такое дело намечается. И сам бы я с вами пошел, так ведь ты же все равно меня не возьмешь.

– Не-ет, да ты чего, старый! – хрипло рассмеялся Варун. – Подвести под монастырь меня хочешь?! Мне и самому Андрей Иванович махом шею свернет за такое! У тебя здесь такой вон ответственный пост, такое доверие, столько людей и хозяйства под началом, а ты вон чего думаешь – как бы со мной по лесу с самострелом побегать. Вот ежели сдашь потом кому-нибудь под ответственность эту крепость, тогда милости прошу, а пока даже и не думай об этом!

– Ладно, ладно, не ворчи, – отмахнулся комендант. – Понимаю я все. И у меня здесь дел невпроворот. В общем, так, клич по жителям и по своей крепостной рати я кину, ну а ты уже сам себе людей отбирай. * * *

Оська ворвался в комнатку, где жил десяток Стрижа.

– Братцы, дядька Варун людей на лесную войну отбирает! Я только что сам своими ушами слышал, как Малюта с сотником Святозаром об этом говорили. Боятся крепостные, что у них люди в поход с пластунами запросятся, а кому-то ведь нужно караульную службу на всех этих стенах нести!

– К Фотичу всем нам надо идти! – воскликнул вскочивший со своих нар Петька. – Митяй, Марат, вам первыми на него наседать нужно. Коли настойчивыми будете, так дядька Варун уж вам точно не откажет! Вы, главное, сами понастырнее его просите, ну а мы вас тоже поддержим.

– Явились не запылились-таки, – проворчал Варун, оглядывая всю замершую перед ним пятерку. – Еще даже и о сборе не успел озвучить, а они уже тут как тут. И кто вам меня сдал?!

Парни стояли молча и не шевелясь.

– Ну-ну, – буркнул Фотич. – А кто за вас на стенах дозорить будет? Мужики лапотные, которые только вот недавно в крепость переселились, пока вы там по лесам скакать, как белки, будете?

– Господин капитан, да мы ведь уже год на них отстояли. К смене готовились, чтобы домой идти, а тут вот такое, – жалобно протянул Митяй. – Мы ведь добровольно все тут остались, ну что, нам второй год, что ли, стоять, пока у вас там настоящее дело в лесах будет?

– У всех дело настоящее, что на стене, а что в обозе! – рявкнул Варун. – Забылись, щеглы, что вы воины, а не дворовая прислуга?! Ноют они, жалуются, на стенах, видишь ли, устали стоять!

– Да не устали мы, Варун Фотич, – пробасил Григорий. – Мы ведь еще с начальных курсов ратной школы пластунами мечтали быть. А тут такой шанс выпадает возле опытных лесовиков особого воинского навыка набраться. Крепостное обучение-то мы и так уже как бы сполна прошли.

– Ага, пластунами они все мечтали быть, – хмыкнул дядька. – Особенно вот этот, с широкой и хитрой мордой. Что, Оська, и ты готов свою орудийную мечту на пластунскую поменять, да?!

– Чтобы хорошим орудийщиком стать, господин капитан, надобно ведь и тактикус пластунской работы познать, – выдал тот замудренную фразу. – А ну как в лесистой местности мне потом с орудиями придется быть, а вокруг нас одни враги? Хорошо, ежели я сам буду знать, как тут правильно эту самую войну вести, а если у меня вдруг того самого навыка нет? Ну, или, скажем, разведать мне надобно, как и куда лучше из орудия бить, а крепостица-то вражеская в лесу стоит. Для правильного боя к ней ведь поближе подобраться надо и хорошо там осмотреться. Вот как раз тут-то этот самый пластунский навык мне и может опять же пригодиться.

– Ну, ты и нагородил, Оська, – хмыкнул Варун. – «Пластунский тактикус», «орудия в лесу». Сам-то хоть веришь в то, что сейчас сказал? Какой там орудийный бой в лесу? Вот ведь выдумщик! Так и скажите все, что жаждете в лесной войне участвовать, чего языком-то попусту молоть?!

– Так точно, жаждем! – рявкнула слитно вся пятерка. – Зело хотим с вами в лесной войне поучаствовать!

– Тихо вы, не орите, оглашенные! – прошипел Варун. – Сейчас все желающие сюда на шум сбегутся! Правильно Иванович говорил, что не усидите вы тут за стенами и со сменой обратно в Андреевское не уйдете. Как в воду глядел, что одолевать меня этой своей просьбой будете. Ладно, тогда решим мы это дело так: я наберу здесь семь-восемь десятков опытных лесовиков из крепостной рати и еще из жителей и через седмицу пойду к Вирумии. Коменданту про вас скажу, небось, отпустит, так что приготовьтесь. Чтобы у каждого все для дальнего похода при себе было и по одежке с оружием никаких вопросов не возникло. Перед выходом самолично все у каждого проверю, если что не так будет, не взыщите – все пятеро в крепости останетесь.

Последняя седмица в Нарве была суетной. Тут начали сколачиваться сразу две дружины. Варун Фотич готовил к лесной войне пять десятков из бывших охотников и три из переселившихся в крепость эстов. Несколько десятков из крепостной рати, что побоевитей, тоже было решено взять с собой. Полторы сотни пластунов, прибывших сюда с ним, без дела не сидели. Они осматривали местность вокруг крепости, подгоняли свое снаряжение к дальнему выходу и заготавливали провиант длительного хранения.

А перед крепостью на большом выгоне Мартын Андреевич готовил свою дружину для зимнего похода. Три сотни псковских переселенцев захотели идти в родной град, дабы освободить его от немцев и их приспешников. К ним же должны были присоединиться и две сотни воинов из той части крепостной рати, что, сменившись, не ушла караваном в поместье.

– Щиты ставь! Теснее, теснее! – раздавались крики из крепостных предместий. – Пиками работай! Укол – отвод, укол – отвод! Резче, резче бей! Фадей, у тебя что, десяток сегодня совсем не обедал?! – кричал разгоряченный Мартын. – Они своей пикой дружинные щиты, словно женихи девицу, гладят, а нужно, чтобы от них щепа летела! Укол – отвод, укол – отвод! – опять задал он ритм копейного боя.

Перед стенкой псковско-нарвского ополчения стоял ряд дружинных воинов, которые и изображали врага. Всем вместе им предстояло через три месяца встать плечом к плечу на одном ратном поле. А перед этим нужно было сделать из вчерашних мужиков хоть какое-то подобие воинов. Вот все и старались.

– С заката показалась конница, каре ставь! – скомандовал старшина отряда, и, ломая длинный строй, ополченцы начали, суетясь, выстраивать квадрат.

– Медленно, медленно, тетери вы сонные! – кричал Мартын. – Эй, мелкий, не помню, как уж тебя там кличут! Ты чего там мечешься, как мышь в амбаре перед котом? Всю заднюю сторону своей дурной суетой сбил. Из-за тебя в брешь на ходу всадник заскочит, самого дурня и соседа твоего мечом срубит, и туда в дыру потом еще десяток ворвется. Будут ратникам спины рубить и приговаривать: спасибо тебе, русский дурак, я за твой помин лишнюю чарку на победном пиру выпью! Тесней строй! Тесней, я сказал! Пики выше! Укол – отвод, укол – отвод! Самострельщикам не спать! Выцеливай неприятеля. В первую очередь вам упоротых нужно бить, кто напропалую лезет, а потом знаменосцев и старшин! Укол – отвод, укол – отвод!

Пятнадцатого сентября лесная дружина в сером рассветном сумраке вышла из ворот Нарвы. Вся крепостная рать, выстроенная на стенах, провожала своих товарищей в дальний поход.

– Ладно, как мы и сговаривались, Мартын, последним осенним торговым караваном по Чудскому озеру отправляешь пятерку Репеха в Псков, – давал последние наставления Варун. – Пока вы будете с Новгородским ополчением к городу подходить, они уже там осмотрятся, глядишь, и будут потом нам полезными. Хоть расскажут, сколько немцев и псковской рати за стенами есть и какие настроения у людей. А там, глядишь, или наши бригадные из поместья к вам на помощь подойдут, ну или сам князь с дружиной пожалует, коли к тому времени со всей усобицей разберется. В общем, смотри сам, Андреевич, удачи тебе, брат!

– Тебе удачи, Варун Фотич! – прощался Мартын. И два немолодых дружинных командира, стоя перед перекинутым через ров мостом, крепко обнялись. – С Богом! – и Варун перебежал через него, догоняя свой крайний десяток. Прошло несколько минут, и последний воин уходящего отряда скрылся в утреннем лесу.

Шли тем же путем, что и в начале прошлого лета. Только теперь этот путь был уже гораздо более легким. Таких разливов рек и подтоплений, как раньше, в этом году не было, и скорость движения отряда была гораздо выше. По бокам, впереди и сзади всю окружающую местность осматривали малыми дозорами. В этих землях можно было легко нарваться на отряд харью или даже данов, и как с ними удастся разминуться, одному Богу было известно. Всегда лучше упредить врага и быть готовым к бою.

– Старшой, вон там за рекой на поросшей сосной возвышенности, у ее южного склона есть небольшая седловина. Лучшего места для ночлега нам не найти, – докладывал Варуну эстский десятник Урмас. – Рядом ручей протекает, и само это место закрытое, просто так ночующих в седловине не рассмотреть. Если только ближе подойти и вниз заглянуть. Я в этих местах охотился и пару раз в той седловине ночевал.


Скачать книгу "На Запад!" - Булычев Андрей бесплатно


100
10
Оцени книгу:
2 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Попаданцы » На Запад!
Внимание