Дела репрессированных московских адвокатов

Д. Шабельников
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книге с незначительными сокращениями представлены материалы шести уголовных дел (одно из них коллективное), в рамках которых в 1930;е годы были репрессированы члены Московской коллегии защитников. Во вступительной статье содержится обзор истории московской адвокатской корпорации в послереволюционные годы и приводятся данные о преследованиях в отношении более 400 московских адвокатов, включая масштабное дело о «контрреволюционной антисоветской организации в Московской коллегии защитников» 1938–1939 гг., по которому были приговорены к высшей мере наказания около 70 человек. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Книга добавлена:
6-10-2023, 08:33
0
245
172
Дела репрессированных московских адвокатов
Содержание

Читать книгу "Дела репрессированных московских адвокатов"



л. д. 325-337

Заключение

Опер. уполномоченный 2-го отдела ОО ОГПУ Новицкий, рассмотрев след. дело за № 102749/102760 по обв. гр. гр.: Филатьева, Георгия Викторовича, Никитина, Алексея Максимовича, Патушинского Григория Борисовича, Коренева, Павла Павловича, Динесман Иосифа Юлиановича, Розенблюм Александра Борисовича, Богданова Михаила Ивановича, Умова Павла Георгиевича, Полетика Михаила Петровича, Пинес Исаака Георгиевича, Гринберг Ирины Николаевны, – арестованных 11-го августа 1930 года и содержащихся в Бутырск. тюрьме – по 58/4 ст. УК.[165]

Нашел:

Арестованные по настоящему делу члены Коллегии Защитников являются в большинстве своем идеологически спаянной к-р группой, деятельность которой заключалась в следующем:

Коллегия Защитников была организована в 1922 году.

Ее организация была поручена инициативной группе, выделенной из состава защитников, существовавших до этого при отделе юстиции Московского Совета.

В состав инициативной группы вошли исключительно видные адвокаты старого времени, внесшие в молодую организацию Коллегии Защитников свою старую дореволюционную дисциплину, традиции и антисоветские взгляды.

С самого начала образования Коллегии Защитников, видная старая адвокатура стала объединяться в группу так назыв. быв. общественников, во главе которой стали лица, большинство из коих принимали активное участие в борьбе против Октябрьской Революции – бывшие видные деятели кадетской и меньшевистской партии, вошедшие после Февральской революции в состав Временного правительства.

Спаянная одинаковыми антисоветскими и контрреволюционными убеждениями и тенденциями, группа бывших общественников вела почти открытую борьбу и контрреволюционную агитацию, направленную против классового подхода советских законодательных органов и суда, против запрещения частной практики членам Коллегии Защитников, против ограничения прав личности, против советских настроений среди «молодой» советской части адвокатуры, против партийного руководства в КЗ и т. д.

В противовес этой группе советская часть адвокатуры организовалась в так наз. революционную группу, поведшую открытую борьбу с общественной группой, за влияние в Президиуме Коллегии Защитников и за проведение намеченных партией и Советской властью мероприятий.

Борьба данных групп продолжалась до 1925 года. Постановлением Президиума Коллегии всякие официальные группировки среди защитников были запрещены. Революционная группа распалась. Группа общественников продолжала существовать нелегально.

Бюро этой группы, представлявшее собою группу самых непримиримых врагов Советской власти, – перешла на нелегальное положение. Деятельность этой группы заключалась в созыве периодических нелегальных собраний своих членов, на которых совместно намечались планы дальнейшей борьбы бывшей группы общественников за захват руководства в Президиуме КЗ, вырабатывались методы борьбы против партийного руководства и влияния советской части ЧКЗ и организовывались противодействия проводимым в Коллегии Защитников советским реформам.

Каждому члену данной группы поручалась обработка соответствующего количества бывших членов общественной группы ЧКЗ для проведения на общем собрании принятых ими решений. Обработка отдельных членов бывшей группы общественников со стороны подпольной группы неизменно сопровождалась контрреволюционной агитацией в виде отбора гнуснейших инсинуаций, слухов и толков, направленных против руководства партии и советского правительства. В последнее время особенно распространялись слухи о грядущей интервенции как единственной спасительнице погибающего русского народа и т. п. Делались призывы к тесному объединению всех старых адвокатов, места для которых «в новом правительстве» – обеспечены.

Подобная к-р организация этими же лицами велась среди массы подзащитных им арестованных граждан.

Активнейшими членами нелегальной группы быв. общественников являлись:

1. Филатьев, Георгий Викторович, —

из дворян; родился в 1869 году, образование высшее – юридическое. Бывш. товарищ председателя Совета присяжных поверенных в Москве. Бывш. член партии народных социалистов. Бывший член Московской Городской Думы, от партии социалистов в 1916 г. и при Временном правительстве. Бывший товарищ Московского Городского головы – вплоть до Октября 1917 г. В 1918–1919 г; – активный член к-р организации «Союз Возрождения». В начале 1920 г. по делу этой организации был арестован, судим и приговорен к заключению в концлагерь до окончания гражданской войны. Верховным Судом срок заключения ограничен 2-мя годами. До 1929 г. поддерживал связь с проф. Кондратьевым как соучастником «Союза Возрождения». О своих политических убеждениях Филатьев говорит:

«Многое из того, что я исповедывал, как народный социалист, я отвергаю, но значение человеческой личности как большой ценности я признаю и сейчас. Советскую систему я принимаю, но считаю, что отрицательным явлением в ней является чрезмерная прямолинейность и непризнание значения человеческой личности».

В Московскую Коллегию Защитников Филатьев вступил в 1925 году, был избран в Бюро общественной группы, оставшись в нем и после роспуска и перехода данного Бюро на нелегальное положение. Участвуя на всех нелегальных собраниях группы, Филатьев принимал деятельное участие в обсуждении и проведении всех намеченных данной группой вредительских и контрреволюционных действий. По этому поводу Филатьев заявляет:

«Происходившие на квартирах собрания бывших общественников были закрытые в том смысле, что состав их участников определялся предыдущим собранием. Приглашались члены президиума данного состава и бывш. члены президиума Коллегии – из бывших общественников. Члены собрания оповещались при встречах и, думаю, точно не знаю, по телефону. Формы оповещения – не помню. Обычно оповещал Коренев П.П.»

По поводу отсутствия на данных собраниях членов партии и лиц, не состоявших в группе общественников, Ф. говорит:

«Считалось правильным, что обсуждение текущих вопросов адвокатурой должно происходить между лиц, одинаково смотрящих на эти вопросы. Члены партии не состояли в нашей партии потому, что партийцы обсуждали эти вопросы на фракционных собраниях и часто проектировали решения вопросов неправильно, не в соответствии с директивами партии и правительства».

«Молодая советская адвокатура не приглашалась на собрания группы общественников потому, что этот вопрос вообще не ставился, возможно, по причине рутины».

Согласно дальнейшим показаниям Ф., кандидаты для проведения в Президиум Коллегии намечались на закрытых собраниях нелегальной группы. Подготовку к выборам проводили все участники закрытых собраний путем беседы при встречах с членами Коллегии. Велись эти беседы по усмотрению каждого из них.

Говоря о цели существования нелегальной группы общественников, Ф. заявил, что группа имела целью перенести в Коллегию лучшие традиции дореволюционной общественной адвокатуры.

2. Никитин, Алексей Максимович, —

сын купца, родился в Нижнем Новгороде в 1876 г., русский, юрист. Окончил Московский университет. Видный адвокат старого времени. Бывш. член РСДРП с 1899 по 1917 г. Бывш. председатель Революционного комитета и Московского Совета в период Февральской революции. С июня по октябрь 1917 г. состоял во Временном правительстве министром почт и телеграфа, впоследствии министром по внутренним делам. В октябрьские дни был арестован в Зимнем Дворце. Через несколько дней был освобожден и уехал в Москву. В январе 1918 г. Никитин уехал из Москвы в Ростов н/Д., где работал на должности юрисконсульта в Доно-Кубано-Терском Т-ве кооперативов. 20.05.20 г. Никитин был арестован Соввластью и препровожден в Москву, где за сношение с добровольческой армией по вопросам кооператива был присужден к расстрелу, замененному ввиду раскаяния 15-тью годами заключения. По амнистии 1920 г. срок заключения был сокращен до 5-ти лет, а в 1921 г., согласно постановлению ВЦИКа, Никитин от наказания был освобожден.

Никитин – активный участник нелегальной группы общественников. Участник и инициатор закрытых собраний членов бюро бывшей общественной группы, происходивших неоднократно на его квартире. Никитин был избран и входил в состав Президиума от группы бывших общественников.

О своих политических убеждениях говорит, что расхождений с политикой и мероприятиями Советской власти у него нет, но имеются субъективные теоретические сомнения в том, что в изолированной стране без революционного движения в других странах возможно полное осуществление поставленных партией и Сов. властью целей.

3) Патушинский, Григорий Борисович —

Родился в г. Иркутске в 1873 году; сын купца. Еврей. Высшего юридического образования. Бывший член партии народных социалистов с 1904 по 1917 г. Бывший член Особой Комиссии в Ленинграде, по расследованию злоупотреблений в военном ведомстве – в 1917 году. Бывший прокурор Красноярского Окрсуда и член Сибоблсовета, в составе которого был арестован Сов. властью в январе 1918 года, был затем освобожден и избран Сибоблдумой во временное сибирское правительство – министром юстиции. В начале марта 1920 года Патушинский был арестован ВЧК по Сибири и через несколько недель освобожден без последствий. В конце 1921 г. П. переехал в Москву, где осенью 1922 г. за участие в качестве защитника в процессе эсеров был снят с работы НК РКИ и с 1923 г. служил в различных советских учреждениях в качестве юрисконсульта.

Патушинский состоял в группе общественников, был тесно связан с главными руководителями нелегальной группы – Филатьевым, Динесманом, Кореневым и Розенблюмом. Совместно с последними занимался контрреволюционной агитацией и пропагандой тенденций нелегальной группы общественников.

4) Коренев, Павел Павлович, —

ур. г. Москвы, 1867 г. р., русский, сын портного. Образование высшее – юридическое. В 1905–1906 гг. состоял в партии кадетов. Постоянно проживал в Москве, состоял присяжным поверенным. С 1922 г. член Московской Коллегии Защитников.

Коренев – фактический вдохновитель, лидер группы общественников, принимавший активнейшее участие в организации всех закрытых собраний группы, происходивших главным образом на его квартире. Ближайший друг Филатьева, автор всевозможных антисоветских толков, слухов и инсинуаций, которые он распространял среди бывших членов бывш. общественников. Являлся бессменным представителем общественной группы в Президиуме Коллегии.

Касаясь своей деятельности в нелегальной группе общественников, Коренев показывает:

«Само собой разумеется, что, оставаясь в составе Президиума, я и мои товарищи продолжали работу в том же направлении, как и раньше, т. е. выдвигая в работе Президиума общественную сторону работы коллегии защитников».

По поводу нелегальных собраний группы говорит:

«Совещания эти происходили у меня или у Ордынского – большею частью».

В дальнейших показаниях Коренев отрицает обсуждение на этих собраниях каких-либо политических вопросов, кроме «обычного» обмена впечатлениями по текущему моменту.


Скачать книгу "Дела репрессированных московских адвокатов" - Д. Шабельников бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Документальная литература » Дела репрессированных московских адвокатов
Внимание