Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире

Нэйт Педерсен
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: Правда ли, что Христофор Колумб завез новую разновидность сифилиса в Европу? Что общего у ребенка супругов Льюисов и одиннадцатого президента США? Связаны ли туберкулез и вампиры? Книга Лидии Канг и Нэйта Педерсена – увлекательная иллюстрированная история эпидемий инфекционных заболеваний: как они появляются, как распространяются, что позволяет их диагностировать, и как мы спешим уничтожить их, прежде чем они уничтожат нас. Чума, оспа, проказа, тиф, бешенство, корь, сибирская язва, гепатит, лихорадка Эбола, ВИЧ, коронавирус – насколько успешно человечество справляется с этими болезнями и есть ли шансы победить их раз и навсегда?

Книга добавлена:
23-07-2023, 07:56
0
375
197
Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире
Содержание

Читать книгу "Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире"



♦♦♦

Поиски источника вируса SARS-Cov-2 продолжаются. Но если мы и можем извлечь какой-то урок из эпидемии коронавируса, то вот он: вероятно, это была самая политизированная пандемия за всю историю человечества. Однако патогены не преследуют политических интересов. Оборачивая в свою пользу человеческое промедление, недостаточно оперативные меры и политические междоусобицы, маргинализацию и нищету, они безостановочно эволюционируют и находят способ незаметно проскочить внутрь нашего тела. Исход пандемий определяют не одни лишь факты и наука. Оглядываясь назад, на самое начало эпидемии, на совершенные ошибки, на угрозу возникновения зоонозной инфекции, мы можем спасти множество жизней, когда это случится снова.

ПОЛИТИЗАЦИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Микробная теория

Сторонники микробной теории считали, что заболевания передаются в результате заражения контагием при контакте с источником инфекции, и чтобы это предотвратить зачастую вводились карантинные меры. Противники контагионизма, считавшие причинами болезней миазмы и «скверну», полагали, что карантины и «санитарные кордоны» душат торговлю и индивидуальность и представляют собой черту реакционного деспотизма. Кроме того, из-за убеждений антиконтагионистов, связывавших заболевания с антисанитарией, на представителей низших социально-экономических слоев навесили ярлык грязных распространителей заразы.

Американская вакцина от «свиного гриппа» 1976 года

Накануне выборов переизбирающийся президент США Джеральд Форд стал ратовать за общенародную вакцинацию против нового вируса «свиного» гриппа H1N1. Он организовал масштабную и поспешную кампанию, поэтому сезон гриппа прошел легче обычного. Использовалась живая ослабленная вакцина (см. стр. 308), на производство которой ушло меньше времени, чем потребовалось бы для разработки убитой вакцины, но есть вероятность, что в ряде случаев ее применение привело к развитию синдрома Гийена – Барре, неврологического заболевания, внешне напоминающего полиомиелит (см. стр. 325). Форд проиграл выборы, но американцы так и не забыли страх, разожженный поспешными действиями федеральной системы здравоохранения.

Президенту США Джеральду Форду делают прививку от свиного гриппа, 1976 г.

Уменьшение негативных последствий употребления наркотиков с помощью программ обмена шприцев

Программы обмена шприцев (NEPs), в рамках которых шприцы, использованные для введения безрецептурных препаратов, обмениваются на стерильные, нацелены на предотвращение повторного их использования и, следовательно, передачи смертельных заболеваний, таких как ВИЧ-инфекция или вирусные гепатиты B и C. Имеется предостаточно данных, ясно свидетельствующих, что NEPs снижают риск заражения и в долгосрочной перспективе экономят деньги налогоплательщиков. Но многие законодатели опасаются, что они способствуют росту преступности и числа наркозависимых (это не так). В 1988 году Конгресс США запретил федеральное финансирование подобных программ. В 2016 году это решение было отменено, хотя государственные средства по-прежнему не могут использоваться для закупки шприцев. По данным на 2021 год в тридцати восьми штатах существует всего лишь около 185 программ обмена шприцев, несмотря на многочисленные доказательства их пользы.

Вирус Зика

Когда в 2016 году люди стали заражаться вирусом Зика, задачи казались предельно ясными: предотвратить его распространение и вызываемые им нарушения эмбрионального развития. Уничтожить комаров (переносчиков вируса). Использовать репелленты, чтобы избежать укусов. Воздержаться от посещения стран, где распространен вирус Зика. Стараться не планировать беременность, если поездок в такие регионы не избежать.

Этот план, однако, совершенно не учитывал, насколько остро в условиях эпидемии необходимо политическое влияние. Здравоохранение напрямую зависит от политики – и политического курса страны. Риск заразиться вирусом Зика был несоизмеримо выше среди маргинализированных и бедных групп бразильского населения, особенно среди женщин. Они были подвержены угрозе сексуального насилия, не имели возможности переехать в более безопасные районы и доступа к медицинской помощи, контрацепции или абортам. Другими словами, борьба с вирусом Зика в значительной степени легла на плечи женщин с низким доходом, у которых не было ни средств, чтобы себе помочь, ни возможности выбирать.

Желтая лихорадка

Когда в 1793 году по Филадельфии ударила печально известная эпидемия желтой лихорадки (см. главу «Желтая лихорадка», стр. 134), мнения относительно источника заразы диктовала партийная принадлежность: демократы-республиканцы, которые в то время входили в состав одной партии, считали это заболевание местным и относили его на счет антисанитарии. Федералисты (противники демократов-республиканцев) винили во всем французских эмигрантов с островов Карибского бассейна. Опасаясь охваченной революционными событиями Франции, они хотели держать французских эмигрантов на расстоянии – чем дальше, тем лучше. Демократы-республиканцы, напротив, ценили приезжих и их связи с Вест-Индией, сулившие хорошую прибыль.

Выбор лекарств, пусть на тот момент они и были бесполезны, также зависел от принадлежности к той или иной партии. Бенджамин Раш, физиолог и один из отцов основателей США, который, проявив храбрость, остался в городе, чтобы ухаживать за больными, был сторонником «радикального очистительного лечения», которое предполагало опасное для жизни обильное кровопускание и очистку организма путем употребления больших количеств токсичного, содержащего ртуть вещества под названием каломель. Методы Раша могли применяться кем угодно, в отличие от более элитарных способов лечения, за которые ратовали федералисты – «стимуляции» вином, холодными ваннами и корой хинного дерева, в которой содержится соединение, похожее на гидроксихлорохин, навязывавшийся как лекарство от коронавирусной инфекции COVID-19.

Украина и «свиной грипп»

В 2009 году, когда премьер-министр Украины Юлия Тимошенко баллотировалась в президенты, по всему миру начала распространяться возникшая в США эпидемия «свиного гриппа» H1N1. Вопреки рекомендациям ВОЗ, Тимошенко стала разжигать страх среди населения, настаивая на закрытии школ, введении карантинов и отмене общественных мероприятий, в том числе политических митингов в рамках предвыборной гонки (ее собственные митинги уже состоялись). Пандемия представляла собой фантомный кризис, придуманный специально для того, чтобы герой – Юлия Тимошенко – пришел на помощь. В итоге Тимошенко проиграла выборы, но вот как выразился в одном из интервью главный советник Тимошенко: «Мы одержали победу в средствах массовой информации».

Бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, которая проиграла президентские выборы в 2009 году, после того как утрировала опасность свиного гриппа.

Эбола

Вспышка лихорадки Эбола ударила по Западной Африке в 2013 году, но американских берегов болезнь достигла только в 2014, когда там было зафиксировано несколько случаев заражения. Это событие совпало с промежуточными выборами в Конгресс. Подавляющее большинство республиканцев политизировало эпидемическую угрозу, призывая к ужесточению законов об иммиграции, закрытию южной границы и отмене авиарейсов из охваченных вспышками стран, а также критикуя администрацию Обамы за недостаточно активные действия, благодаря чему в тот год республиканцы завоевали симпатию большой доли избирателей.

Эпидемия холеры в Гамбурге

В 1892 году в Гамбурге разгорелась эпидемия холеры. Химик и ведущий знаток медицины Макс фон Петтенкофер полагал, что люди сами несут ответственность за свое здоровье. Ранее он отказался обеспечить фильтрацию речной воды для нужд населения, а также признать, что количество умерших от холеры с каждым днем увеличивалось вдвое. На помощь пришел Роберт Кох, но на пути его микробной теории встали антиконтагионистские идеи Петтенкофера. Последний даже согласился выпить стакан бульона, зараженного бактериями холеры. Он заболел, но выжил – то ли его здоровье оказалось достаточно крепким, чтобы перебороть болезнь, то ли помогла сделанная ранее прививка.

Но Кох по-настоящему доказал свою правоту. Ему удалось помочь жителям Гамбурга справиться с эпидемией, обеспечив им снабжение чистой водой, дезинфекцию домов и поддержку местных больниц. Из-за решений Петтенкофера погибло десять тысяч человек. Вскоре после этого гамбургские предприниматели потеряли поддержку населения, и им на смену пришли научно мыслящие политики, ценившие здоровье превыше выгоды, и вошедший в состав Германии Гамбург утратил самостоятельность.


Скачать книгу "Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире" - Нэйт Педерсен бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Исторические приключения » Нулевой пациент. Нестрашная история самых страшных болезней в мире
Внимание