Алексей Толстой в «хождениях по мукам» четырех супружеств

Николай Шахмагонов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книге повествуется о любовных драмах Алексея Николаевича Толстого, сопровождавших его на протяжении всей жизни. Россию сотрясали смуты, ярко изображенные писателем в его главном романе – «Хождение по мукам». Произведение получило высокую оценку читателей и было удостоено Сталинской премии. Толстой сам испытал это «хождение» в годы революции и эмиграции, где рядом с ним была третья жена, подлинный ангел-хранитель, Наталья Васильевна Крандиевская. С ней он расстался, вернувшись в Россию, где обрел славу, почет и благополучие.

Книга добавлена:
29-09-2023, 16:56
0
194
57
Алексей Толстой в «хождениях по мукам» четырех супружеств

Читать книгу "Алексей Толстой в «хождениях по мукам» четырех супружеств"



«Ибикус». Что это означает? Почему так названа повесть? В «Википедии» говорится: «Ибикус – говорящий череп, символ смерти. Упомянут у А. Н. Толстого как карта из гадательной колоды девицы Ленорман под названием «Символ смерти, или говорящий череп Ибикус».

Попробуем разгадать эти загадки.

Современники отмечали, что Алексея Толстого давно интересовала судьба французской прорицательницы и гадалки Марии Анны Аделаиды Ленорман (1772–1843). Легенды о ее пророчествах не просто были похожи на правду, они подтверждались историческими фактами. В 1790 году Ленорман открыла собственный гадательный салон на Рю де Турнон, который посещали и королева Франции Мария-Антуанетта, и лидер якобинцев Жан-Поль Марат, и его соратники Максимилиан Робеспьер и Сен-Жюст.

Марии-Антуанетте Ленорман заявила:

«Вам осталось жить несколько лет, ваше величество. Вас ждет гильотина».

Спустя четыре года после предсказания королева была приговорена Конвентом к смертной казни и ее отправили на гильотину.

Лидерам революции Ленорман заявила, что все подвергнутся казни, а Марату, Робеспьеру и Сен-Жюсту предрекла: «Вы будете первыми, кому отсекут головы». Мюрат был зарезан с собственной ванне, Робеспьер и Сен-Жюст казнены на гильотине.

Наполеон тоже решил узнать свою судьбу и явился к предсказательнице. Она потрясла его заявлением о том, что поход на Россию станет катастрофой, что французская армия погибнет, а он будет сослан и отравлен.

Маршал Бернадот, сопровождавший императора, пытаясь его успокоить, обещал разоблачить, как он выразился, шарлатанку. Прикинувшись влюбленным богатеем, он пригласил ее покататься на лодке. Но едва отплыли от берега, Ленорман спросила:

– Что вам угодно, маршал Бернадот? Вы хотите узнать свою судьбу?

Тот и ответить не успел, как она пророчествовала:

– Вам суждено стать королем Швеции и Норвегии…

Удивленный маршал вскочил так быстро и неловко, что лодка опрокинулась. Он едва сумел выбраться на берег. А Ленорман понесло течением, и она могла погибнуть, если бы не зацепилась корсетом за плывшую по реке корягу. Ее скоро заметили рыбаки и спасли.

Став королем, Бернадот прислал гадалке дорогое кольцо с аметистом в резной шкатулке.

Молва о прорицательнице вышла далеко за пределы Франции. У нее побывал даже император Александр Первый. Ленорман заявила, что ждет его долгая жизнь, но только в том случае, если сам уйдет с престола. Иначе погибнет мучительной смертью, как погиб его отец император Павел Первый.

Александр Первый, а теперь уже известно, что под его именем правил Россией старший внебрачный сын Павла Петровича Симеон Афанасьевич Великий, как две капли воды похожий на Александра Павловича, уже сам начинал понимать, что не сносить ему головы на престоле.

Мария Ленорман

Об этой истории я подробно и аргументированно рассказал в книге «Александр I в любви и супружестве. Судьба победителя Наполеона», вышедшей в издательстве «Вече» в 2020 году, Предсказания Ленорман пали на хорошо удобренную почву, и он, находясь в Таганроге, в ноябре 1825 года имитировал смерть, покинул престол и через некоторое время появился в Сибири, где действительно прожил долгую жизнь под именем старца Феодора Козьмича.

Побывали у прорицательницы и будущие декабристы Павел Пестель и Сергей Муравьев-Апостол. На просьбу открыть их судьбу она твердо заявила:

– Вас ждет казнь через повешение.

Муравьев-Апостол усомнился:

– Дворян в России не вешают! Для дворян существует казнь через расстреляние…

– Для вас сделают исключение, – твердо заявила прорицательница.

Известно, что после подавления декабрьского бунта пятеро руководителей были приговорены к казни через повешение. Среди них – Павел Пестель и Сергей Муравьев-Апостол.

Словом, все эти предания, как уже говорилось, не были пустыми преданиями. Алексей Толстой в годы, когда мистика, гадания, столоверчения захлестнули Россию, изучил биографии великих мистиков, и они отложились в памяти, чтобы когда-то выстрелить в литературных произведениях.

Ему запомнилось, что Ленорман гадала по цветам, запахам, по форме головы, капли крови в воде, использовала нумерологию, хрустальные шары, хиромантию, но основным способом все же оставались карты, которые она читала непостижимым образом.

Название повести «Ибикус» упомянуто не случайно. Это добавление к заглавию символизировало крах надежд на триумфальное возвращение в Россию и постепенную гибель эмиграции.

В книге читаем…

«Однажды он (главный герой Невзоров. – Н.Ш.) купил на Аничковом мосту у мальчишки за пятак “полную колоду гадальных карт девицы Ленорман, предсказавшей судьбу Наполеона”. Дома, после вечернего чая, разложил карты, и вышла глупость: “Символ смерти, или говорящий череп Ибикус”. Семен Иванович пожалел о затраченном пятаке, запер колоду в комод. Но, бывало, выпьет с приятелями, и открывается ему в трактирном чаду какая-то перспектива».

Символ смерти! Уже само бегство из России не предвещало ничего хорошего…

Вот строки из «Ибикуса», повествующие о поездке…

«Ехать пришлось уже не в бархатном купе с горшочком. Семен Иванович три дня простоял в проходе вагона, набитого пассажирами сверх всякой возможности. Весь поезд ругался и грозился. В ночной темноте от него, как от черного кота, сыпались искры.

Пролетали ободранные железнодорожные станции с разбитыми окнами, угрюмые села, запустевшие поля, ободранные мужики, пустынные курские степи. Даже в сереньком небе все еще чудилось неразвеянное, кровавое уныние несчастной войны.

<…>

В Курске пришлось около суток сидеть на вокзале, где среди пассажиров передавались жуткие россказни. Здесь Семен Иванович спрятал мешочек с валютой на нижней части живота, вполне укромно. Выехали на границу ночью, в теплушках. На каждой станции подолгу дергались, иногда принимались ехать назад, к Курску, причем в теплушках начиналась тихая паника. Наконец на рассвете остановились на границе.

Курск в революционные годы

Семен Иванович осторожненько вышел из вагона. Место было голое, пустынное. Бледный свет зари падал на меловые холмы, источенные морщинами водомоен. На путях стоял одинокий вагон, где сейчас спал пограничный комиссар. Несколько телег и мужики стояли поодаль, дожидаясь седоков, чтобы перевезти их через нейтральную полосу к немцам».

Немцы под Курском… Вот к чему привела Февральская революция. И напрасно обвиняют большевиков в развале России. Не большевики свергли царя. Царя свергли выпестованные Антантой предатели, которые и играли на Антанту.

А впереди была Одесса, впереди были большие надежды, которым не суждено сбыться. Бунин отметил: «В великую Октябрьскую революцию Толстой растерялся… Уехал в Одессу, зиму прожил там».

По дороге вел дневник. В Киеве, к примеру, записал:

«Днепр. Прозрачный воздух. Ясно-голубые дали. Белые песчаные острова, низкие, точно ножом срезанные берега. Лодочки рыбаков. Водяные мельницы. Розоватые облака, отраженные в воде. На пароходе большой мужик-слепец кривит рот, поет под гармонию про несчастного солдата. Ночью в дымных облаках – луна. На темном берегу песни, женский смех. Струи воды, скользящие вдоль песка, вдоль мшистых свай конторки».

Природа жила своей жизнью, не прерванной войной и революцией. А вот судьбы людей были разорваны, надломлены, искорежены.

Киев, Харьков… Везде останавливались ненадолго. И о каждой остановке оставались впечатления. В Харькове пришли журналисты местной газеты. Всем хотелось слышать мнение писателя о событиях. В интервью местной газете «Южный край» Толстой заявил: «Я верю в Россию. И верю в революцию. Россия через несколько десятилетий будет самой передовой в мире страной. Революция очистила воздух, как гроза. Большевики в конечном счете дали сильный сдвиг для русской жизни. Будет новая, сильная, красивая жизнь. Я верю в то, что Россия подымется».

Вот только Толстой в ту пору еще не понимал, каким образом поднимется она.

Южные края еще не были разорены, еще шла жизнь, в том числе и творческая, литературная. Алексей Толстой проводил встречи, на которые собиралось очень много слушателей. Особенно привлекали «вечера интимного чтения». Такие встречи давали средства к существованию.

И везде Толстой встречал веру в то, что вот сейчас появится новый герой и победит большевиков. Называли Деникина, Врангеля, Колчака.

Не все понимали, что всё тщетно. Не все понимали, кто главный виновник смут в России.


Скачать книгу "Алексей Толстой в «хождениях по мукам» четырех супружеств" - Николай Шахмагонов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Литературоведение » Алексей Толстой в «хождениях по мукам» четырех супружеств
Внимание