Фавориты – «темные лошадки» русской истории. От Малюты Скуратова до Лаврентия Берии

Максим Батманов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Они – тень и кость власти, кровь и трепет народа. Те, чьими руками и умом вершились судьбы России. Любимцы царей, возлюбленные императриц, доверенные лица императоров и вождей. Фавориты.

Книга добавлена:
29-02-2024, 15:31
0
108
104
Фавориты – «темные лошадки» русской истории. От Малюты Скуратова до Лаврентия Берии
Содержание

Читать книгу "Фавориты – «темные лошадки» русской истории. От Малюты Скуратова до Лаврентия Берии"



Шпион, диктатор или реформатор? Загадка гибели Берии

23 декабря 1953 года Берия был расстрелян. В обвинительном заключении против него говорилось, что он был английским шпионом и готовил «ликвидацию советского строя» и «реставрацию капитализма». Таким образом, дутые дела НКВД, сфабрикованные под руководством Берии против неугодных лиц, бумерангом вернулись к нему. Вместе с Берией были расстреляны еще шестеро его выдвиженцев-подручных, которых вместе стали именовать не иначе как «бандой Берии».

Этому предшествовал арест Берии на заседании ЦК КПСС 26 июня 1953 года, а перед этим – четырехмесячная борьба за власть, в которой еще очень много неясного. Как и в картине ареста Берии, и в суде против него.

Когда Сталин умер 5 марта 1953 года, его соратники договорились между собой о разделе власти. Берия забрал в свои руки МВД и МГБ, которые снова слил в одно Министерство внутренних дел. Указ Президиума Верховного Совета СССР об этом был опубликован уже 7 марта. Практически сразу Берия начал процедуру ликвидации сфабрикованных дел последних лет правления Сталина. Были прекращены «дело врачей-убийц» (арестованными по которому оказались в основном евреи), дела о «заговорах» в Главном артиллерийском управлении Министерства обороны и в МГБ Грузии, о «вредительстве в авиационной промышленности». Все уже арестованные и осужденные по этим делам были освобождены в течение двух месяцев и реабилитированы.

4 апреля 1953 года Берия издал секретный приказ о недопустимости пыток в органах внутренних дел. Тем самым признавалось прежнее наличие такой практики и одновременно подчеркивалась приверженность ее искоренению.

Берия направил в Совет министров предложение о прекращении разорительных для народного хозяйства «великих строек коммунизма», затеянных Сталиным в последние годы. 21 марта Совет министров издал об этом положительное постановление.

Берия вообще пользовался в эти первые месяцы после смерти Сталина значительным влиянием. Его предложения, направляемые в Совет министров, отличались продуманностью и демократической направленностью.

По настоянию Берии объявили амнистию почти полутора миллионам заключенных. Это были не только матерые уголовники, как принято это трактовать. Амнистия коснулась сотен тысяч осужденных по пресловутой статье «о трех колосках» – за хищение социалистической собственности и получивших несообразные тяжести проступка сроки заключения. Началась и амнистия осужденных по политическим статьям.

Берия изменил тактику борьбы с участниками вооруженного националистического подполья на Западной Украине и Прибалтике. В записке Молотову он предложил работать «точечно», но идеи внедриться в подполье и устранить его руководителей не оставил. Одновременно он начал так называемую «коренизацию» аппарата МВД в союзных республиках. На практике это привело к увольнениям из органов многих людей с русскими фамилиями.

Берия приобрел вес и во внешней политике. В частности, по его настоянию не были своевременно приняты меры против демонстрантов в ГДР в июне того же года, требовавших объединения с ФРГ.

Сын Лаврентия Берии Серго и некоторые историки, рассказывая о начинаниях Берии после смерти Сталина, трактуют их как неудавшуюся попытку начать перестройку и демократизацию за 32 года до Михаила Горбачева, сорванную, однако, усилиями «партократии» во главе с Хрущевым.

Более осторожные исследователи, которые справедливо не верят в демократизм Берии, который будто бы скрывался при Сталине и только после его смерти получил возможность проявиться, считают реформы интуитивной попыткой двигаться в чаемом всей страной направлении. Закручивать гайки в СССР дальше было некуда. Страна могла развиваться только на путях либерализации политической и экономической систем. Берия как умный человек это, несомненно, понимал. Кроме того, ряд решений (амнистия, отмена культа личности, «коренизация» кадров органов внутренних дел) были с его стороны популистскими и нацелены на приобретение народной поддержки в возможном столкновении с коллегами по Политбюро.

Однако больше всего этих коллег пугала не направленность реформ Берии, а то, что в его руках сосредоточилась огромная реальная власть, и они боялись, что он использует ее для расправы с ними.

Из документов об аресте Берии можно выделить следующее.

Первое. Берия не захватывал государственную власть. Его арест был предпринят с превентивной целью не дать ему совершить государственный переворот, который, однако, то ли планировался им, то ли нет – доказательств не существует.

Второе. Решающую роль в успехе ареста Берии сыграла поддержка армией штатских членов Политбюро. Правда, есть расхождения в вопросе о реальной роли лиц. По одной версии, арест проводил командующий Московским военным округом генерал Москаленко, по другой – сам маршал Жуков, который за эту поддержку получил пост министра обороны. Если верна версия о роли Жукова, тогда объяснима доверчивость Берии, который пришел на это заседание, не приняв мер предосторожности. Дело в том, что раньше Берия и Жуков сговаривались по поводу упразднения партийных органов в армии. Внезапная измена Жукова общему делу парализовала Берию.

Дело, представленное всей стране как начало восстановления социалистической законности, само началось с попрания всех формальных норм закона. Берия как депутат Верховного Совета СССР мог быть арестован только с санкции последнего, но никого это не остановило. Санкция была дана задним числом, уже после ареста. Берии были предъявлены, среди прочего, абсурдные обвинения, подобные тем, которые предъявлялись в 1937–1938 годах пресловутым «врагам народа».

К числу таких обвинений относятся, несомненно, работа на иностранную разведку и стремление «реставрировать капитализм».

Последнее дает козырь в руки тех историков, которые доказывают, будто Берия был неудачным реформатором-демократизатором СССР. Но, по мнению большей части исследователей, это было дежурное обвинение, призванное подкрепить в глазах советского народа тяжесть вины Берии и его «банды».

Среди прочего, Берии инкриминировалось установление связей с «кликой Тито» в Югославии, с которой при Сталине сложились враждебные отношения. Однако всего через полгода после расстрела Берии советское руководство само приняло меры к восстановлению добрых отношений с Югославией. Так что и этот пункт обвинений был ложным и лицемерным.

Наряду с этим в обвинительном заключении имелись и указания на реальные незаконные репрессии, совершенные под руководством Берии против невиновных лиц, на пытки заключенных. Припомнили ему и его работу в мусаватистской контрразведке, и предложение мира нацистской Германии, причем утверждалось, что Берия был готов пожертвовать территориями Украины, Прибалтики, Молдавии и Карельского перешейка.

Обвинение Берии и его «банды» в намерении совершить захват власти в СССР остается хоть и правдоподобным, но совершенно не доказанным. Фактически именно противники Берии совершили переворот, с нарушением норм закона устранив министра внутренних дел и члена Президиума Верховного Совета СССР.

Так что и теперь, по прошествии 70 лет, вполне резонно ставится вопрос: не следует ли по закону реабилитировать Берию и снять с него обвинения в тех преступлениях, которые он заведомо не совершал?


Скачать книгу "Фавориты – «темные лошадки» русской истории. От Малюты Скуратова до Лаврентия Берии" - Максим Батманов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Фавориты – «темные лошадки» русской истории. От Малюты Скуратова до Лаврентия Берии
Внимание