Фавориты – «темные лошадки» русской истории. От Малюты Скуратова до Лаврентия Берии

Максим Батманов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Они – тень и кость власти, кровь и трепет народа. Те, чьими руками и умом вершились судьбы России. Любимцы царей, возлюбленные императриц, доверенные лица императоров и вождей. Фавориты.

Книга добавлена:
29-02-2024, 15:31
0
108
104
Фавориты – «темные лошадки» русской истории. От Малюты Скуратова до Лаврентия Берии
Содержание

Читать книгу "Фавориты – «темные лошадки» русской истории. От Малюты Скуратова до Лаврентия Берии"



В Закавказской ЧК

Столь стремительное возвышение Берии требует какого-то объяснения. Наверняка его продвигал наверх кто-то более сильный. Наиболее вероятной кандидатурой на роль покровителя Берии оказывается Анастас Микоян – тоже фигура с подозрительным прошлым. Микоян был единственным выжившим из захваченных в плен англичанами и потом расстрелянных комиссаров Бакинской коммуны. В 1921 году Берия уже получил первые неприятности из-за того, что ловко фабриковал подставные дела о «контрреволюции» против невиновных лиц. ВЧК тогда возглавлялась еще Феликсом Дзержинским с его принципом «чистые руки», и Берии грозила опасность быть сразу вычищенным из органов. Спасло его, что характерно, именно заступничество Микояна.

В том же 1921 году Берия находит себе и других покровителей. Он умел нравиться людям, от которых зависело его положение. Тесную дружбу он сводит с председателем ЧК Азербайджана Мир Джафаром Багировым. Впоследствии, при Хрущеве, Багирова расстреляют как одного из членов «банды Берии». Сейчас же Багиров спас Берию от чистки органов Закавказской ЧК, когда всплыл вопрос о его службе в мусаватистской контрразведке. А в январе 1922 года, когда Багирова временно отстранили от должности председателя азербайджанской республиканской ЧК за «нарушения революционной законности», Берия сел в кресло своего шефа!

Летом 1922 года Берию назначили, уже на постоянной основе, заведующим секретно-оперативного отдела азербайджанской ЧК, но ненадолго. Скоро он переводится на такой же пост, но в ЧК Грузии. Это было сделано и в силу грузинской национальности Берии, и потому, что в тот период началась политика «коренизации кадров» во всех советских органах. Но для Берии это горизонтальное перемещение было некоторым повышением.

Дело в том, что после советизации Грузии в марте 1921 года большевики образовали из трех республик Южного Кавказа Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. Почти сразу же негласно роль «первой среди равных» в этой федерации стала играть Грузия. Это произошло и из-за того, что доля грузин в высших органах партии большевиков была выше, чем доля армян и тем более азербайджанцев, и из-за тогдашнего численного превосходства населения Грузии над населением двух других республик, но главным образом оттого, что столица Закавказской Федерации и высшие органы власти последней сосредоточились в Тбилиси, который был одновременно и столицей Грузии.

Одновременно Берию делают заместителем председателя грузинской ЧК (с декабря 1922 года – ГПУ). Летом 1923 года молодого чекиста, не участвовавшего ни в каких боях, награждают Орденом Боевого Красного Знамени Грузинской ССР. В августе 1924 года меньшевики в Грузии неудачно пытаются поднять восстание против большевицкой диктатуры. Подавление восстания частями Красной Армии и ГПУ дает Берии Орден Красного Знамени уже Союза ССР.

Именно в тот период за Берией закрепляется негласное прозвище «грузинский Макиавелли» – за его умение фабриковать политические дела, но главным образом – за умение столкнуть лбами своих соперников в борьбе за влияние и власть.

В декабре 1926 года Берия занял пост председателя ГПУ Грузии и заместителя председателя ГПУ Закавказья. С апреля 1927 года он завладел также и должностью наркома внутренних дел Грузии.

В этот период Берия активно добивается встречи со Сталиным, надеясь, что вождь обратит внимание на соотечественника и еще больше возвысит его. Но пока все его попытки в этом направлении оказываются неудачными.

Надо заметить, что это были крайне тяжелые для страны годы. Жестокие репрессии обрушились на миллионы трудолюбивых зажиточных крестьян, которых советская власть обозвала «кулаками» и объявила своими врагами. Грузия не представляла собой исключения в политике сплошной коллективизации. Местами отчаявшиеся грузинские крестьяне по традиции, сложившейся еще в годы турецкого владычества, брались за оружие. Но теперь их вооруженное сопротивление быстро подавлялось машиной Советского государства. И, конечно, Берия стремился превзойти всех своих коллег по части инициирования репрессий.

Между тем, он тяготился должностью заместителя. ГПУ Закавказской федерации в то время возглавлял Станислав Реденс. Берия фактически подмял его под себя, так что подчиненные за глаза называли Реденса не иначе как «Беренс». Но Берии нужна была официальная должность начальника.

Наконец случай представился. 29 марта он отмечал свой день рождения. Берию чествовали коллеги, в том числе Реденс. Берия усердно потчевал своего шефа спиртным, а потом отправил пьяного домой без сопровождения. Реденс перепутал дома, стал звонить в чужую квартиру, скандалить. Хозяин квартиры вызвал милицию. Реденса доставили в участок и только тут увидели, какого большого начальника задержали… Так позже вспоминал Никита Хрущев.

Но было поздно. Берия как член коллегии ОГПУ СССР имел право прямого звонка Сталину и уже советовался с вождем, как поступить с пьяным шефом. Так о повышении Берии рассказывал Никита Хрущев.

В апреле 1931 года Берия занял должность председателя Закавказского ГПУ. А в сентябре первый секретарь Абхазского обкома и друг Сталина Нестор Лакоба устроил Берии долгожданную личную встречу с вождем. Берия произвел на Сталина очень благоприятное впечатление. В ноябре того же года его сделали первым секретарем ЦК КП Грузии, а в октябре 1932 года Берия возглавил партийную организацию всего Закавказья. Так он был приобщен к высшему кругу властителей СССР.


Скачать книгу "Фавориты – «темные лошадки» русской истории. От Малюты Скуратова до Лаврентия Берии" - Максим Батманов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Фавориты – «темные лошадки» русской истории. От Малюты Скуратова до Лаврентия Берии
Внимание