Фавориты – «темные лошадки» русской истории. От Малюты Скуратова до Лаврентия Берии

Максим Батманов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Они – тень и кость власти, кровь и трепет народа. Те, чьими руками и умом вершились судьбы России. Любимцы царей, возлюбленные императриц, доверенные лица императоров и вождей. Фавориты.

Книга добавлена:
29-02-2024, 15:31
0
108
104
Фавориты – «темные лошадки» русской истории. От Малюты Скуратова до Лаврентия Берии
Содержание

Читать книгу "Фавориты – «темные лошадки» русской истории. От Малюты Скуратова до Лаврентия Берии"



Главнокомандующий. Последние годы жизни

В 1787 году началась новая война с Турцией, планы которой Потемкин лелеял уже давно. Но поначалу русские войска терпели неудачи: турки отбили атаки на крепость Очаков. Потемкин пришел в самое унылое состояние духа и в письмах к Екатерине намекал на возможность самоубийства или ухода в монастырь. Твердому духу его державной подруги следует приписать то обстоятельство, что Потемкин в конце концов преодолел свой душевный кризис. Хотя до самого конца войны он так и не смог действовать решительно и мешал делать это своим подчиненным генералу Суворову и морскому капитану Ушакову.

Возможно, что уже сказывалась болезнь печени, развившаяся у Потемкина из-за неумеренного потребления изысканных блюд и вин. Тем не менее, когда Суворов в декабре 1790 года взял Измаил, Потемкин устремился в Петербург – получать почести за эту победу Суворова.

Там Потемкину не понравилось, что императрица завела роман с Платоном Зубовым – молодым человеком на 38 лет моложе государыни. Дело было не в возрастной разнице, а в том, что Потемкин чрезвычайно низко оценивал Зубова, в чем был совершенно прав. За годы фаворитизма Зубова армия и управление в России дошли до состояния полнейшего распада. Сам же он был легкомысленным, беспринципным и жестоким человеком, что впоследствии и доказал, участвуя в хладнокровном убийстве императора Павла. Но если Потемкину раньше удалось свалить таких фаворитов императрицы, как Завадовский, Семен Зорич и Иван Римский-Корсаков, то с Зубовым такая интрига не удалась. Потемкин удалился на юг – вести переговоры с Турцией.

Мирный договор уже был почти подготовлен. Стоит только сожалеть, что в награду за все военные победы России Потемкин удовлетворился лишь полоской земли между Южным Бугом и Днестром, где вскоре была основана Одесса. Но в разгар мирных переговоров усилилась болезнь Потемкина. Как пишут, это была «желчная горячка» – очевидно, острый холецистит. Потемкин хотел, чтобы его отвезли в полюбившуюся ему Тавриду, но в самом начале пути он скончался 5 октября 1791 года.

Потемкин благодаря фавору императрицы стал самым богатым человеком в России. Размер состояния тогда определялся числом рабов, находившихся в собственности, а Потемкин владел десятками тысяч душ крестьян в Великороссии и на Украине. Его полный титул в начале 1780-х годов почти не уступал размером полному титулованию российских монархов:

«Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийской, Великомилостивой Государыни моей генерал-аншеф, Главнокомандующий сухопутными Ея Императорского величества Войсками в Крыму и Южных Российской империи губерниях расположенных, флотами, плавающими в Черном, Азовском и Каспийском морях, всею легкой конницей, Донским войском и всеми иррегулярными, Государственной Военной Коллегии Вице-Президент, Екатеринославский, Астраханский, Саратовский генерал-губернатор, Ея Величества генерал-адъютант, Действующий Камергер, Кавалергардского Корпуса поручик, Лейб-Гвардии Преображенского полка подполковник, Новотроицкого Кирасирского полка Шеф, над войсками генерал-инспектор, и орденов Российских Св. Андрея Первозванного, Св. Александра Невского, Военного Св. Великомученика Георгия и Св. равноапостольного князя Владимира – больших крестов, Королевско-Прусского – Чёрного орла, Датского – Слона, Шведского – Серафима, Польского – Белого орла и Св. Станислава и Великокняжеского Голстинского – Св. Анны – кавалер, Граф Григорей Александрович Потемкин Таврический Священныя Римския империи князь»[18].

Потемкин был больше льстивый царедворец, чем государственный организатор, что вполне естественно для фаворитизма, особенно когда монарх – женщина. Однако он значительно превосходил по своим способностям всех фаворитов прежних времен, о которых мы уже рассказали, и больше них сделал полезного для России. Уму и вкусу Екатерины II следует приписать то счастливое обстоятельство, что в друзья всей жизни она выбрала далеко не худшего из российских вельмож.


Скачать книгу "Фавориты – «темные лошадки» русской истории. От Малюты Скуратова до Лаврентия Берии" - Максим Батманов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Фавориты – «темные лошадки» русской истории. От Малюты Скуратова до Лаврентия Берии
Внимание