Распределение

Роман Горбунов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга рассматривает различные экономические процессы, которые характерны для любой страны. Подняты острые вопросы кредита, инфляции, безработицы, банкротств и крахов. Развенчано множество мифов, и выдвинуто множество предложений по преодолению кризиса и выходу страны из застоя. Обложка создана с помощью нейросети Dream by WOMBO.

Книга добавлена:
8-01-2024, 11:12
0
108
41
Распределение

Читать книгу "Распределение"



Крах

Если люди боятся, то чем их больше, тем более ужасному и паническому страху они поддаются. (Ксенофонт)



Современные экономисты утверждают, что люди ведут себя нерационально, чем и объясняют происхождение крахов, однако более неразумным кажется такое нерациональное объяснение. Человек всегда ведет себя наиболее выгодным способом, из доступных в конкретный момент, и даже в период паники он спасает свои накопления, – кто может сказать, что это нерационально или поступил бы на его месте по-другому.

Единственное, что человек не учитывает, это ущерб окружающих от своих собственных действий, и вот это пожалуй главная причина, как финансовых, так и всех социальных кризисов. Человек равнодушен к потерям других, лишь бы самому успеть, поэтому в периоды ажиотажа инсайдеры действуют тайно, а в периоды краха продают мгновенно.

Проблема всех кризисов и крахов, в том, что каждый разграничивает свои индивидуальные интересы от общих, не понимая, что это не возможно. Убытки остальных всегда оказываются убытками для всех, прибыли остальных так же оборачиваются прибылями для всех. Сколько живет человек в обществе, но не может никак запомнить эту простую истину о солидарности, хотя можно предположить, что этот принцип появился лишь с появлением экономических отношений и денежного оборота. Прибыль одного связанная с убытком других, заканчивается убытком для всех.

Только при взаимной выгоде можно рассчитывать на устойчивость экономических процессов, но как можно этого добиться без регулирующих законов. Можно сказать, что именно диверсификация активов и портфельные инвестиции становится катализатором паники, когда для покрытия убытков на одном рынке начинают продаваться активы на другом, который никак с ним не связан, после чего рушится уже весь карточный домик. Если бы инвестор держал только одну позицию, то он бы зафиксировал убыток и не затрагивал бы другие рынки своей паникой, то тотального краха можно было избежать.

Чтобы появился совокупный спрос необходимо, чтобы бедные стали богатыми, чтобы значительно вырос их совокупный доход и сбережения, без этого не возможен экономический рост производительности. Самый быстрый способ сделать бедных богатыми, это раздать им кредиты, и пока кредиты не будут отдаваться, бедные будут формировать совокупный спрос, но как только деньги придется возвращать, бедные станут еще беднее.

Каждый кредитный бум рано или поздно заканчивается, когда приходится платить по счетам, и возвращать деньги которые еще не были заработаны. Компаниям и частным лицам, набравшим кредитов при низкой инфляции, приходится отдавать долги при растущей инфляции, и это можно было расценить как плюс, если бы прирост доходов опережал прирост цен. Избыточные и ошибочные инвестиции порождают повышенный спрос на производственные (промежуточные) блага, в том числе сырье и энергоресурсы, которые поднимаются в цене и становятся более недоступными для производства необходимых благ.

С ростом цен на потребительские товары, в первую очередь происходит отказ от избыточных благ, в пользу необходимых, что провоцирует массовое банкротство ошибочных производств, которое затягивает в свою трясину и другие компании, связанные с ними финансовыми договорами. Для восстановления экономики необходим совокупный спрос среднего класса, без его формирования не стоит ожидать чудес, и любые попытки ускорить этот процесс с помощью кредитного бума приводят лишь к очередному кризису.

Нам известно, что деньги в экономике появляются посредством банковской эмиссии через кредиты. Однако кредиты для производителей и кредиты для потребителей сильно различаются по своим последствиям. Когда кредит в банке берет производитель, то он должен угадать будущий спрос, то есть, он не может произвести больше, чем имеется сбережений у потребителей.

В то же время, когда кредит в банке берет потребитель, то он может позволить себе гораздо больше, чем его сбережения, то есть фактически он покупает активы, на деньги которыми не владеет, но рассчитывает их заработать в будущем. Самое интересное, что производитель планирует возвращать средства за счет добавочной стоимости своих товаров, а потребитель за счет роста или сохранения зарплаты. Только кредит может создать ситуацию, когда рост стоимости производимых товаров превышает рост реальных сбережений, в результате чего происходит перепроизводство отдельных товаров и перегревание отдельных секторов экономики.

Получается, что покупаемые активы создаются, а деньги для их приобретения в полном объеме отсутствуют, стороны ожидают их появление лишь в будущем. Опасность заключается в том, если большинство кредитов сосредоточены в узкой отрасли производства на узкой категории товаров.

Многие считают, что причиной кредитного бума являются низкие залоговые требования, однако это не совсем так, истинной причиной являются высокие прибыли покупаемого товара, которые можно сократить введением конкретного налога. Именно концентрация кредитов создает пирамиду, которая работает до тех пор, пока не выжмет все реальные сбережения участников для своего поддержания, и лишь за тем рухнет.

Попытки сбалансировать и уравновесить кредитную нагрузку между другими отраслями посредством увеличения точечных налогов или пошлин может значительно снизить вероятность тотального краха. Не так страшен кредит, как его концентрация. Чем больше независимых кредиторов, тем сильнее будет паника и крах, и в то же время, если убытки понесет лишь одно лицо (Государственный Банк), то никто не поддастся панике и не вызовет депрессию.

В принципе так, в экономике и устроено, только через посредничество коммерческих банков. По сути, все деньги принадлежат одному субъекту – ЦБ, он их эмитирует и он их дает в долг, но рано или поздно все они снова возвращаются по кругу к нему. Потребители меняют свой труд на деньги, а потом эти деньги на товары, но в реальности эти деньги им не принадлежат, это собственность того, кто их печатает и дает в долг.

Именно поэтому, в периоды кризиса правительства склонны выкупать долги коммерческих банков, которые должны ЦБ, чтобы свести количество терпящих убытки хотя бы с сотни до одного. Однако как мы убедились, в этом деле важен не сам принцип сокращения потерпевших, сколько своевременность и незаметность этих процессов для остальных участников.

Вопреки расхожему мнению, банки не увеличивают количество денег, а создают наоборот их дефицит. Банковская эмиссия сопровождается выдачей кредита под процент, тем производителям, которые должны компенсировать его своей добавочной стоимостью, которую они вынуждены забрать из существующего производства других компаний.

При этом мы знаем, что размер кредитной ставки во многом зависит от надежности заемщика, либо от перспектив самого производства, то есть, чем он более не надежен, тем под большую ставку ему предлагаются займы. То же самое касается и коротких потребительских нецелевых кредитов физическим лицам, ставка по которым в трое превышает ключевую ставку ЦБ.

Сумма всех этих процентов должна будет изъяться из общего денежного оборота. Это могло бы продолжаться и вечно, однако наценка старых низко-доходных производств граничит с точкой безубыточности, и потому даже малейшее снижение их цены для них равносильно отрицательному балансу, последующему отказу в новых кредитах, и как результат – вынужденному банкротству.

Таким образом, новые производства отбирают выручку у старых производств за счет ограниченности денежной массы в обороте, и чем выше будет наценка на конечные товары этих новых производителей, тем выше будет уровень убытков старых производств. Все это на первый взгляд очень похоже на идею «созидательного разрушения», однако там имелось в виду разрушение старых уже невостребованных отраслей новыми аналоговыми, например, когда автомобили заменили лошадиные повозки и т.д.

Тут же мы имеем совершенно иную ситуацию, никто не знает заранее, какое из старых производств станет жертвой новых производств, разрушение происходит совершенно по случайному сценарию, при том, что сами жертвенные производства могут пользоваться высокой популярностью у потребителей. Это зависит только от временных предпочтений покупателей, которые готовы на этой недели попробовать новый продукт, а затем, если не понравится вернуться к старому, который к тому моменту, уже может прекратить свое производство.

Кто контролирует наценку предпринимателей в различных отраслях, или хотя бы ее отслеживает для восполнения не достающей денежной массы. Именно этой причиной можно объяснить большинство промышленных кризисов, когда увеличение выдачи новых кредитов, не имеющих конкуренции в новых отраслях, давит на старые производства с высокой конкуренцией.

Иными словами, кризис это, когда новые товары с повышенной добавочной стоимостью, не имеющие аналогов на рынке, неизбежно вытесняют товары, имеющие высокую конкуренцию и низкую чистую прибыль. Кризисы всегда нарастают вместе с ростом кредитования высокодоходных отраслей, и обрушивают рынки, когда суммарная добавочная стоимость, кредитуемых производств и услуг, превышает совокупную добавочную стоимость, всех не кредитуемых производств и услуг.

С другой стороны, потребители активно поддерживают подобные процессы своими покупками. Пока они накапливают товары с высокой добавочной стоимостью, они разоряют производства с низкой добавочной стоимостью, сотрудниками которых сами может быть и являются. Таким образом, растет безработица в связи с массовым банкротством высоко конкурентных отраслей, что вызывает неизбежное снижение совокупного потребительского спроса.

Банки, оценивающие риски заемщика по бухгалтерским балансам, и наблюдая снижение выручки, отказывают старым производствам в продлении кредитных линий. Во многом, необъяснимый рост цен в товарах регулярного (ежемесячного) цикла, а следовательно и низкодоходного, в периоды кризиса связан как раз с банкротством большинства конкурентов в этой отрасли.

В результате, разорив своей высокой наценкой, новые компании сталкиваются с той же проблемой, с которой незадолго до этого столкнулись компании с низкой наценкой, а именно сокращением спроса на производимый товар. В случае, если эти высокорентабельные производства имели достаточно объемные инвестиции, такие как, например недвижимость или ценные бумаги, то незначительное падение цены сопровождалось всеобщей паникой.

Чем больше денежной массы было задействовано в производствах с высокой добавочной стоимостью, тем более стремительным будет падение этих цен и разрушительнее последствия уже для всей остальной экономики. Таким образом, понятие инфляции и дефляции становится искаженным, так как в то время, когда растет спрос на высоко маржинальные товары, одновременно падает спрос на низко-маржинальные товары.

Сектор услуг с высокой наценкой не может влиять на сектор товаров, поскольку от услуг дорогого парикмахера, к примеру, потребитель может отказаться на время, а от потребления молока не может. При этом в секторе услуг происходят обратные процессы, там как раз наоборот, стабильный спрос на низко-маржинальные услуги не позволяет расширяться услугам высоко-маржинальным. Все ажиотажи, основанные на кредитной буме, рушатся по одной простой причине – они основаны на деньгах, которых еще нет ни у банка, ни у заемщика.


Скачать книгу "Распределение" - Роман Горбунов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Экономика » Распределение
Внимание