Маленькие камчатские истории

Сергей Гаврилов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Гаврилов Сергей Витальевич, действительный член Русского Географического общества, член Союза журналистов России. Родился на Камчатке в поселке Озерная в 1962 г. С 1972 г. живет в городе Петропавловске-Камчатском. По образованию инженер-судомеханик, в 1984 г. закончил Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяйства. В настоящее время преподает в Камчатском государственном техническом университете на мореходном факультете. В круг научных интересов автора входят история развития судовой техники, проблемы морского транспортного освоения охотско-камчатского побережья, исторические аспекты развития рыбной промышленности Камчатки. Автор книги «Страницы истории судовой энергетики», ряда учебных пособий, редактор историко-краеведческого сборника «Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки».

Книга добавлена:
22-09-2023, 15:21
0
294
101
Маленькие камчатские истории
Содержание

Читать книгу "Маленькие камчатские истории"



Во время Второй мировой войны траловый флот насчитывал свыше 4 000 судов, более половины которых (2 211) принадлежали Великобритании. Франция имела 395 траулеров, Германия — 354, Норвегия — 343 (в основном небольших судов длиной 12—40 м с мощностью машин 50—200 л. с.), Голландия — 262, США — 250, Испания — 180, Япония — 104, СССР — более 100, Италия — 54, Португалия — 48.

Сделаем необходимое отступление от рассказа К. К. Дексбаха. В дальневосточных водах первые отечественные паровые траулеры начали промысел еще в 1911 г. Родоначальником этого вида лова стала «Находка», принадлежавшая торговому дому «О. В. Линдгольм и Ко». Вскоре здесь появился еще один траулер — «Федя».

Результаты их работы активно обсуждались на прошедшем осенью 1911 г. во Владивостоке съезде русских рыбопромышленников. Большое количество вылавливаемой рыбы (только одно судно с 15 июля по 15 октября 1911 г. (по старому стилю) поймало 12 286 пудов трески, камбалы, бычков, акул и других пород, кроме этого, в трал попали «несколько штук селедок и одна кета») и близость районов промысла к рынку сбыта — Владивостоку, вызывали опасения промышленников в том, что «продукты этого последнего лова будут конкурировать с камчатскими товарами». По их мнению, «траловый промысел недопустим там, где уже производится кустарный промысел… Что же касается открытого моря, то там к воспрещению тралового промысла не имеется оснований».

А вот еще одна схожая оценка: «Теперь траллеры желают промышлять под боком от места сбыта, именно вблизи Владивостока. Наоборот, если бы они пожелали заняться ловом приблизительно там же, где работают охотско-камчатские промышленники, то их появление в этих водах, баснословно богатых рыбою, можно было бы лишь приветствовать. Теперь же работа траллеров сильно уменьшила сбыт охотско-камчатских товаров, прежде всего в местные войска».

Голосование промышленников по вопросу о расширении тралового промысла в прибрежных водах Дальнего Востока дало следующие результаты. «За желательность развития этого вида промысла подано 5 голосов… и против этого — 26 голосов». В последующие годы русские траулеры на Камчатке использовались как транспортные суда.

Отечественный траловый промысел в крупных масштабах начался в 1920 г. в водах Баренцева моря. Его вел флот, состоявший из бывших военных тральщиков. Самый большой из них имел длину 43 м. В конце 1920-х гг. траловая флотилия начала пополняться новыми судами длиной до 50 м и выше. Вначале это были траулеры зарубежной постройки, затем — отечественные, созданные в Ленинграде и Мурманске.

К началу 1930-х гг. был возрожден траловый лов на Дальнем Востоке. Здесь использовались суда импортной постройки. Одним из первых в середине 1929 г. во Владивосток пришел траулер «Баклан». Вначале промысел велся в рамках АКО, затем появился владивостокский Тралтрест. Устойчивую работу последнего наладить не удалось, и в 1934 г. он был закрыт «за неперспективностью». Его суда были отданы другим организациям, в частности, они вновь вернулись в АКО, которое использовало их как транспорты. «К сожалению, рыбохозяйственные организации Дальнего Востока не уделили должного внимания организации глубьевого лова в своих водах, в результате чего часть судов была переброшена для работы в Баренцевом море».

22 декабря 1935 г. народный коммисар пищевой промышленности СССР А. И. Микоян, выступавший на пленуме ЦК ВКП(б), заявил: «Рыболовство в открытом море раньше, в дореволюционной России, совершенно не было поставлено. Тихий океан, Баренцево море, моря на Севере и Востоке были целиком в руках иностранных промышленников. За годы революции нами создан траловый флот. 91 траулер теперь работает в морях, преимущественно в Баренцевом… Это новая техника, созданная нами заново. Она перевооружила рыбную промышленность. Этой техникой мы овладеваем, но еще не овладели до конца. Нельзя сегодня сказать, что все тральщики и краболовы дают столько рыбы и крабов, сколько они могли бы дать».

К началу войны передовые траулеры северного бассейна — «Киров», «Двина» — достигли годовых уловов 60 тыс. ц, «Москва» — 50 тыс. ц.

Вернемся к докладу К. К. Дексбаха. По его мнению, «существующие формы эксплуатации тральщиков на Камчатке нерациональны и должны быть в корне изменены. Траулер должен быть на лову в течение круглого года и не заниматься ничем посторонним (перевозкой грузов, пассажиров), и тогда при наличии существующей сырьевой базы он по улову может легко догнать лучшие мурманские траулеры. Если критически подойти к оценке существующего положения в Морлове, то надо сказать, что обстановка эта не допускает правильной эксплуатации тралового флота, как из-за отсутствия необходимого берегового хозяйства, так и неуделения необходимого внимания вообще».

Для того чтобы упорядочить работу промысловых судов, требовалась развитая береговая база, позволявшая им подходить к причалу. Здесь траулеры сдавали бы улов и получали бы снабжение, воду, уголь. «На сегодня на Камчатке нет никакого берегового хозяйства по рациональному обслуживанию тралового флота. Так называемая база Моховая Морлова по своему профилю может быть отнесена к группе обычных рыбообрабатывающих баз любого комбината из-за отсутствия на ней того берегового хозяйства, которое входит в элементарное понятие рыбного порта. Нужны причалы для выгрузки рыбы, сортировочные склады, выгрузка должна быть механизирована на берегу, так как совершенно нецелесообразно использовать для этой цели мощную траловую лебедку. Кроме этого, порт должен иметь судоремонтную базу, тарный комбинат, транспортное хозяйство, топливную базу, базу снабжения льдом, складское хозяйство снабжения, для отдыха моряков специальный клуб».

Дексбах полагал, что те траулеры, которые имел Морлов, для Камчатки не подходили, являясь для местных условий слишком большими. «Исходя из близости нахождения промысловых банок от береговых предприятий, траловый лов более эффективно может быть обслужен в данных камчатских условиях судами более мелкого тоннажа».

Все дело заключалось в технике дальнейшей обработки улова, основную часть которого составляла камбала. «Действительно, на всех мировых рынках, во всех странах-потребителях морской рыбы, камбалу потребляют исключительно или в охлажденном, или в мороженом видах. По заключению специалистов-технологов, камбала сохраняет вкусовые и пищевые качества только в свежем, охлажденном и мороженом виде. Если в настоящее время, в условиях военного времени, требования рынка несколько ослаблены, то это не дает права ослаблять работу по борьбе за повышение качества и расширение ассортимента продукции. Базируя свой траловый лов на камбале, зная, что камбала в соленом виде не идет на рынке, АКО не придало серьезного значения этому вопросу».

Отсутствие рефрижераторных установок на траулерах и плавучих баз, на которые можно было бы сдавать улов, приводило к тому, что при увеличении расстояния от места промысла до береговых рыбокомбинатов сортность сдаваемой рыбы «резко снижается от того, что фактически никакой обработки рыбы не производится, все рассчитано на быструю сдачу на берег, и всякая задержка приводит к снижению сортности. Вместо борьбы за качество рыбы, выявления причин его ухудшения, АКО пошло по пути узаконения сдачи третьим сортом. Для объективности надо добавить, что команды траулеров бывают невиновны и происходит это от отсутствия надлежаще организованного берегового хозяйства».

Единственным документом, регламентировавшим порядок обработки улова на судах АКО, была «Временная памятка по замораживанию рыбы на траулерах». В ней указывалось, что «в зимнее время рыболовные траулеры должны лед брать непосредственно из ледяного поля, откуда накалываются большие крыги, которые поднимаются сетками на борт траулера. На борту лед должен дробиться с тем, чтобы куски его по диаметру не превышали 5 см. Дробленый лед лопатами по лотку направляется в отсеки трюма». При этом не учитывалось то, что траулеры должны были, находясь на промысле, ловить рыбу, а не заниматься самоснабжением. Обеспечение же их льдом с берега нормально налажено не было.

Улов из кутка трала выливался прямо в трюм без мойки и переборки. Различные размеры отдельных рыбин также способствовали снижению сортности. Перевозка навалом не обеспечивала сохранения равномерной температуры в массе рыбы, вызывала ее сдавливание и трение друг о друга при качке, повреждавшие сырец. Таким образом, сложившееся положение способствовало тому, что «рыба уже с первой же минуты подъема из воды обречена на снижение качества».

Попыткой дать новые указания по обработке рыбы стал приказ начальника АКО № 2 от 2 января 1944 г. Этот документ предписывал мыть камбалу и обваливать ее солью до спуска в трюм. Камбалу длиной более двадцати сантиметров следовало обезглавливать путем косого надреза головы, удалять внутренности, промывать и направлять тушку в посол. Часть последних уловов разрешалось сдавать на берег в охлажденном виде. Но и эти меры не могли дать хороших результатов.

«Надо изменить формы эксплуатации тральщиков, перестать смотреть на них как на транспортные, а увидеть в них «промысловые» со всеми вытекающими последствиями. В данное время на тральщике за качество рыбы отвечает формально один капитан, в остальном же царит полная обезличка, так как в составе команды нет ни одного специалиста по обработке рыбы. Простое сопоставление разбивки команды тральщика по специальностям на Мурмане и на Камчатке подтверждает это положение».

При почти равной численности экипажей (на Мурмане — 40, на Камчатке — 39 чел.), на судах северного бассейна находились девять специалистов по обработке рыбы, а на камчатских — всего один. «Один человек чисто физически не в состоянии обеспечить надлежащую уборку рыбы. Вместе с тем и сама структура зарплаты, построенная, в основном, на стимулировании вылова, не дает команде должной заинтересованности в организации борьбы за качество сдаваемой продукции».

Изменить ситуацию можно было лишь в случае реализации следующих мероприятий:

— организации снабжения траулеров всем необходимым на одном из комбинатов западного побережья, дабы избежать лишних заходов судов в Петропавловск;

— пересмотра штата команд, включения в них рыбообработчиков;

— изменения системы заработной платы;

— проведения опытных работ по разделке и обработке рыбы на борту судов, разработки соответствующих инструкций;

— внедрения круглогодичного снабжения судов льдом;

— запрещения укладки рыбы в трюмы навалом без мойки;

— организации выгрузки улова из трюмов при помощи ящиков, с непосредственной подачей его на берег в обработку для сокращения лишних перевозок и сохранения рыбы.

Высказанные на рыбацкой конференции предложения по совершенствованию организации тралового промысла, в частности, приведенные выше соображения К. К. Дексбаха, вскоре нашли отражение в приказе начальника АКО № 215 от 16 мая 1945 г. «О реализации решений первой инженерно-технической конференции работников рыбной промышленности Камчатского бассейна». В соответствии с ним, для улучшения качества продукции на траулерах Морлова вводились должности засольных мастеров. Отныне запрещалась погрузка рыбы в трюмы навалом без предварительной мойки и отсортировки прилова. Для предотвращения повреждения улова в трюмах стали применять горизонтальные переборки, а при разгрузке использовать остропленные ящики или бадьи.


Скачать книгу "Маленькие камчатские истории" - Сергей Гаврилов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Морские приключения » Маленькие камчатские истории
Внимание