Маленькие камчатские истории

Сергей Гаврилов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Гаврилов Сергей Витальевич, действительный член Русского Географического общества, член Союза журналистов России. Родился на Камчатке в поселке Озерная в 1962 г. С 1972 г. живет в городе Петропавловске-Камчатском. По образованию инженер-судомеханик, в 1984 г. закончил Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяйства. В настоящее время преподает в Камчатском государственном техническом университете на мореходном факультете. В круг научных интересов автора входят история развития судовой техники, проблемы морского транспортного освоения охотско-камчатского побережья, исторические аспекты развития рыбной промышленности Камчатки. Автор книги «Страницы истории судовой энергетики», ряда учебных пособий, редактор историко-краеведческого сборника «Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки».

Книга добавлена:
22-09-2023, 15:21
0
291
101
Маленькие камчатские истории
Содержание

Читать книгу "Маленькие камчатские истории"



Второе судно, предназначенное для этого же района, должно было иметь большие размеры (чистая грузоподъемность 1 000 т, осадка 4,2 м, количество пассажиров — не менее 20 чел.). На обоих судах предусматривались по два несамоходных кунгаса вместимостью по 10 т и один катер для их буксировки с мотором мощностью 25 л. с. Этими средствами они могли проводить самостоятельную разгрузку.

Указанные суда не были построены по экономическим причинам.

Первые реальные попытки захода в реку с моря были предприняты в конце 1930-х гг. Одна из них, датируемая летом или осенью 1938 г., принадлежит экипажу буксира-спасателя «Кит». Вот как об этом в письме, адресованном ветерану флота Т. М. Кривоногову, вспоминал один из старейших камчатских капитанов А. А. Гринько.

«По поводу промеров глубин на подходе и в устье реки Камчатки уточняю: глубины я промерял еще раньше, когда был старпомом на буксире «Кит» (потом погибшем). Мы часто околачивались на рейде Усть-Камчатска, и мне это надоело, так как туда ходили часто и много теряли времени на непроизводительные стоянки и, естественно, планы не выполняли. Глубины были нанесены на кальку в довольно крупном масштабе, причем и в прилив, и в отлив. Брали также и пробы солености верхнего слоя воды. Оказалось, что в отлив, невдалеке от устья, слой пресной воды бывает даже больше фута и, поддерживая храповик шланга на такой глубине, вполне можно бункероваться (брать на борт запасы пресной воды — С. Г.), что мы и делали. Копия кальки пошла в контору, и кто хотел, мог воспользоваться. Осенью я был переведен на другое судно, а «Кит» в первый же рейс погиб».

Здесь следует заметить, что буксир-спасатель «Кит» был значительно крупнее крынинского «Владивостока»: в грузу он имел осадку носом и кормой, соответственно, 3,8 и 4,2 м.

Далее А. А. Гринько вспоминает: «Сам я результатами промеров так и не воспользовался, а вот Козырев, видимо, о промерах знал и осуществил заход, причем довольно удачно. Я с ним на эту тему не беседовал, хотя и встречался во Владивостоке». Здесь рассказчик имел в виду капитана Камчатрыбфлота Г. А. Козырева, под командованием которого в реку Камчатку 22 августа 1946 г. зашел пароход «Якут».

Можно предположить, что с 1938 по 1946 г. предпринимались и другие попытки проникнуть в реку с моря на относительно крупных судах. Одна из них, показавшая такую принципиальную возможность, состоялась в первых числах октября 1945 г. Этот удачный опыт выполнил паровой траулер Морлова АКО «Топорок» под командованием капитана В. М. Неклюдова.

Вот как он описывался в газетной заметке «Смелый рейс опытного капитана». «Кто хоть раз побывал в Усть-Камчатском заливе, тот знает, как зачастую трудно здесь разгружать пароходы. Чуть подует ветер — начинается зыбь, образуется сильный накат, огромные бары перекатываются через устье реки. В такое время нельзя работать. Бесцельно простаивают пароходы, стоят станки консервных заводов, нуждающиеся в срочном путинном грузе.

— Как избежать простоя? Нельзя ли судну войти в реку и пристать к берегу? — этот вопрос давно уже волновал капитана тральщика «Топорок» товарища Неклюдова. Опытный моряк знал коварное свойство камчатских рек — менять фарватер после каждого шторма.

Как-то будучи в Усть-Камчатске, капитан разговорился о возможности захода тральщика в реку с директором базы технического снабжения товарищем Лазуренко и руководителем морских сплоток леса товарищем Милютиным. Они уверяли, что в течение всего года река Камчатка ведет себя благонравно: фарватера не меняет, его глубина держится без заметных колебаний в сторону обмеления.

У капитана возник смелый план, который и был осуществлен в первых числах октября. В этот день стоявшие на рейде суда не разгружались из-за сильной зыби. Воспользовавшись свободным временем, товарищ Неклюдов вместе с боцманом товарищем Тулапиным направился на катере в реку. Он обследовал отмели, собственноручно замерял глубины. Результаты превзошли все ожидания.

Капитан вернулся на судно. Он вызвал старшего механика товарища Анкур и дал ему задание: любыми средствами обеспечить работу машины от «самого малого» до «самого полного». В каюту капитана пришел лучший рулевой судна товарищ Закиров. Он также получил наказ четко и быстро работать у штурвала.

— Вира якорь! — раздалась команда.

Тральщик плавно развил ход и, проскочив устье, через четверть часа уже стоял в реке у пристани. Это были напряженные минуты. Когда очередным валом забрасывало корму, надо было резко перекладывать руль. С этим рулевой справился. Вся команда постаралась помочь капитану осуществить смелый замысел. Через два с половиной дня, разгрузив горючее, судно приняло полный груз клепки и вышло в море».

Траулер «Топорок» по размерам (водоизмещение 1 200 т, осадка в грузу 4,5 м) был сопоставим с «Китом», но он так же существенно уступал грузовым морским пароходам, которыми располагало ДВГМП и транспортный флот наследника АКО — Главкамчатрыбпрома.

Итак, теперь оставалось ввести в реку крупный пароход. Им и стал уже известный «Якут» под командованием Г. А. Козырева. Этот сухогруз одним из первых вошел в состав морского флота АКО: его приобрели в США в 1929 г. Он был построен в 1919 г. в Детройте. Водоизмещение «Якута» составляло 4 400 т, чистая грузоподъемность — 3 100 т. Это было достаточно большое судно длиной 87,37, шириной 13,31 и осадкой в полном грузу 7,31 м.

События разворачивались следующим образом. «Последний рейс парохода «Якут» был особенно сложный. Придя в Усть-Камчатск с грузом угля, судно шесть дней простояло на рейде, не имея возможности приступить к погрузо-разгрузочным работам — мешала штормовая погода. Этим рейсом команда завершала квартальный и годовой план… 22 августа собралось совещание комсостава. Капитан Козырев принял решение: войти в устье реки Камчатки и там провести погрузку. До «Якута» еще ни один морской пароход не отваживался войти в реку с быстрым течением и узким фарватером. Приняты меры предосторожности. Старший помощник Бурлуцкий сделал промеры глубины устья, ему помогал матрос 1-го класса Ступак. Тщательные промеры показали, что судно хотя и с некоторым риском, но вполне сможет войти в устье реки.

Капитан парохода АКОфлота «Якут» Г. А. Козырев

К речному причалу из-за малой глубины не подошли, ошвартовались посреди реки, выгрузили уголь, взяли клепку, пассажиров и сигару. По выходе из реки «Якут» сел на мель, но дно оказалось илистое, повреждений нет. Следующий прилив снял «Якут» с мели».

Итак, на вопрос, поставленный в заглавии, теперь можно ответить следующим образом: первым крупным морским судном, сумевшим зайти в реку Камчатку, стал пароход «Якут», принадлежавший Управлению транспортного флота Главкамчатрыбпрома.

Во второй половине 1950-х гг. многократно поднимавшиеся предложения о создании в Усть-Камчатске морского порта были окончательно разрешены. Проведенные гидротехнические работы позволили побороть своенравный характер реки и открыли дорогу в нее для морских судов различных назначений.

РУССКИЕ И ЯПОНЦЫ НА КАМЧАТКЕ


Скачать книгу "Маленькие камчатские истории" - Сергей Гаврилов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Морские приключения » Маленькие камчатские истории
Внимание