Маленькие камчатские истории

Сергей Гаврилов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Гаврилов Сергей Витальевич, действительный член Русского Географического общества, член Союза журналистов России. Родился на Камчатке в поселке Озерная в 1962 г. С 1972 г. живет в городе Петропавловске-Камчатском. По образованию инженер-судомеханик, в 1984 г. закончил Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяйства. В настоящее время преподает в Камчатском государственном техническом университете на мореходном факультете. В круг научных интересов автора входят история развития судовой техники, проблемы морского транспортного освоения охотско-камчатского побережья, исторические аспекты развития рыбной промышленности Камчатки. Автор книги «Страницы истории судовой энергетики», ряда учебных пособий, редактор историко-краеведческого сборника «Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки».

Книга добавлена:
22-09-2023, 15:21
0
297
101
Маленькие камчатские истории
Содержание

Читать книгу "Маленькие камчатские истории"



На зимовку в 1921—1922 гг. в Петропавловске вновь остался вспомогательный крейсер «Канто». Вот несколько эпизодов, характеризующих его пребывание в порту. 7 февраля 1922 г. в помещении городской управы проходило первое торжественное заседание гласных новой городской Думы. На нем присутствовали представители экипажа крейсера.

9 апреля на праздник Вербного воскресенья учащиеся городского училища в сопровождении заведующего областными училищами посетили «Канто» с экскурсией. Во время пасхальных торжеств «граждане имели большое удовольствие слушать духовой оркестр японского военного транспорта «Канто». Ежедневно в течение двух часов оркестр исполнял лучшие части опер «Фауст», «Риголетто», «Кармен» и другие, и целые мелодии произведений японских и европейских композиторов».

16 мая по случаю отхода «Канто» в Японию его командир капитан 1-го ранга Сицида устроил прощальный прием для жителей Петропавловска. «С четырех часов пополудни можно было наблюдать стечение горожан около пристани «Нихон-Моохи» (японский торговый дом — С. Г.), откуда кунгасы перевозили гостей на судно. Когда собрались гости, командир судна попросил всех в зал, где играл духовой оркестр…». Вскоре «Канто» покинул Авачинскую губу, направившись на побережье. 25 мая он ушел с восточного берега в южном направлении…

А вот два не столь лирических сюжета, связанных с пребыванием корабля в петропавловском ковше, показывающих, что он находился здесь не только для услаждения публики звуками оркестра.

26 мая 1921 г. во Владивостоке произошел переворот, приведший к власти антибольшевистское Временное Приамурское правительство братьев Меркуловых. 25 сентября 1921 г. из Владивостока на охотско-камчатское побережье отправилась военная экспедиция. 28 октября один из кораблей экспедиции — военный буксир «Свирь» — вошел в Авачинскую губу. На следующий день советская власть в Петропавловске в очередной раз была низложена: члены облнарревкома с верными им людьми ушли в сопки. 11 ноября в порт пришел пароход Добровольного флота «Кишинев», на котором приехал особоуполномоченный правительства Меркуловых в Охотско-Камчатском крае Х. П. Бирич.

Заместитель председателя свергнутого облнарревкома М. Савченко-Славский в своем докладе в Дальбюро ЦК РКП(б), датированном 17 октября 1922 г., сообщал о том, что в феврале 1922 г. «наши отряды численностью в 70 человек сделали натиск на город (Петропавловск — С. Г.), внимательно наблюдая за поведением японцев, которые приготовились к тому, чтобы разоружить отряды областного комитета. Взять город с бою больше не пытались, но установили тесную блокаду… С 29-го апреля сего года… началась вторая кампания против Петропавловска. Отряд областного комитета увеличился до 100 человек… Снова была попытка занять город Петропавловск, но в тот момент, когда один из отрядов пытался занять радиостанцию, с японского крейсера был высажен десант, вооруженный пулеметами, который направился против наступающих на город отрядов. Не зная положения на материке и тактики центра по отношению к Японии, от боя с японцами уклонились…».

Сведений о том, что во время завершившейся зимовки возникали прошлогодние проблемы с утилизацией отходов жизнедеятельности японских кораблей, не найдено. Можно предположить, что взаимоотношения между японцами и горожанами в этой сфере были каким-то образом урегулированы.

В 1922 г. Япония пыталась достичь соглашения по конвенционному вопросу с правительством братьев Меркуловых. Его сорвали, с одной стороны, протесты ДВР и с другой — нежелание объединения японских рыбопромышленников вести переговоры на эту тему. Весной 1922 г. поводом к захвату Японией полуострова, по мнению правительства ДВР, могло стать «отсутствие на нем законного представительства и административного аппарата РСФСР». В результате этого, например, могли быть потеряны Командорские острова с их огромными пушными богатствами из-за «неисполнения РСФСР обязательств по предоставлению содержания и питания охранной стражи на этих островах», вытекающих из ранее заключенных международных соглашений.

В конце весны 1922 г. на смену «Канто» пришел уже известный камчатцам «Мусаши-Кан»: он появился в Петропавловске 29 мая. Вечером 12 июня прибыл пароход «Косоку-Мару», доставивший уголь для кораблей японского флота. Кроме него отряд снабжали военные транспорты «Кошу», «Цуругизаки» и «Нозима».

16 июня в Петропавловск пришел крейсер «Нийтака» в сопровождении контрминоносцев «Мияке» и «Нияке». 20 июня на крейсере состоялся прием для городских властей. В этот же день на западный и восточный берега полуострова ушли оба миноносца, в Усть-Камчатск и Анадырь отправился транспорт «Кошу», а на север пошел крейсер «Мусаши-Кан». Миноносцы вернулись в порт в воскресенье 2 июля.

Рано утром 5 июля на западный берег Камчатки снялся «Нийтака». 15 июля в Петропавловск прибыл военный транспорт «Цуругизаки», привезший продукты для отряда. 20 июля «Нийтака» вернулся в порт, а ему на смену вышли миноносцы: один направился на север, другой — на западное побережье. 25 июля в порт зашел военный транспорт «Нозима», который спустя два дня ушел на восточную Камчатку.

4 августа в Петропавловск приехал заведующий пушными и рыбными промыслами Командорских островов Храмов, который сообщил о том, что на 11 июля на острове Медном промысловый надзор задержал шлюпку с пятью японцами со шхуны «Хичиман-Мару». Сама шхуна успела скрыться в море. 23 июля надзор здесь же арестовал шхуну «Сцито-Мару», на которой обнаружил 96 свежеснятых котиковых шкур и пять живых песцов. Всего было задержано 19 браконьеров, которых миноносец «Мияке» доставил для разбирательства в Петропавловск. Сама шхуна осталась на острове Медном.

В воскресенье 6 августа командование «Нийтаки» решило устроить спортивные игры и бег на призы, для чего дало в городской газете следующее объявление: «Начало в 12 часов дня. Вход бесплатный. Японское командование приглашает петропавловцев посмотреть спортивные игры и желающих принять участие. Особых приглашений не будет».

8 августа вернулся из похода «Нияке», а утром 11 августа на восточный берег ушел «Мияке». На следующий день, 12 августа, на западное побережье отправился «Нийтака». Это плавание стало для крейсера роковым.

О том, как разворачивались дальнейшие события, повествует опубликованное в русской печати японское сообщение. «Крейсер «Нийтака» стоял на якоре в море около реки Озерной, 51° северной широты и 156° восточной долготы. Ночью 23 августа подул сильный тайфун с юго-востока, и весь экипаж приготовился к встрече его. Утром 26 августа юго-восточный ветер переменился, и тайфун подул с юго-запада. Набежали волны и покрыли палубу сплошным водяным валом, откуда вода полилась во внутренние части и лишила возможности топить котел, кроме того, берег покрылся густым туманом и наконец корабль соприкасался с берегом моря. Не имея никаких средств спасать корабль, все утонули с кораблем. Когда «Нийтака» тонул, играл национальный гимн «Кими-императора» за императорское государство и за крейсер «Нийтака»».

Судя по всему, японцы не ожидали такого поворота событий и были застигнуты врасплох. Они оказались не готовы противостоять напору стихии. Сравнительно низкобортный крейсер, который, как показывал опыт, подвергался в шторм сильному заливанию и качке, был захлестнут волнами. Из его экипажа спаслись всего 16 человек: матросы Окада, Акагава, Такаяна-ги, Янагизава, Итакава, Кояма, Такахати, Маэда, Хиросэ, Цукада, Чишику, Кавахара, Ямагабаями, Танигучи и унтер-офицеры Камихуза и Хатакеяма. Последний получил серьезные ранения, остальные существенно не пострадали. Имеются сведения о том, что часть моряков находилась на берегу. Возможно, что именно они и уцелели.

26 августа, с получением известия о гибели крейсера, на место катастрофы отправился миноносец «Мияке». К полудню 29 августа здесь были найдены трупы 16 моряков. Среди них оказались командир крейсера капитан 1-го ранга Кога, штурман лейтенант Нураяма, мичманы Ота и Хакамада, старший унтер-офицер Хирай, унтер-офицеры Кобаяси и Кубота, матросы Наказима, Иноуэ, Накано, Макикава, Сато, Имадоме, Огава, Маэда, Такино. Как отмечалось в донесении, «все покойные прилично одеты. На них флотские формы и никаких признаков мучения не заметно». Дальнейшие поиски позволили обнаружить еще два десятка трупов.

11 сентября в Петропавловск из района кораблекрушения вернулся транспорт «Нозима», доставивший сюда останки моряков «Нийтаки». 15 сентября состоялось торжественное прощание с ними. В 12 часов дня поклониться праху покойных на транспорт прибыли делегации от петропавловского гарнизона, городского самоуправления и чинов гражданского управления. «В одном из трюмных помещений в носовой части транспорта, среди тишины вечного покоя, охраняемые часовыми матросами, спасшимися с крейсера «Нийтака», предстали перед прибывшими в маленьких деревянных гробах испепеленные останки еще так недавно покинувших наш рейд японских моряков, в ожидании скорого отправления их на родину.

Здесь, в присутствии командира и господ офицеров транспорта и представителей местной японской колонии, начальник военной депутации подполковник Кузнецов от имени начальника гарнизона капитана 1-го ранга Ильина и военных чинов возложил венок, украшенный живыми цветами и лентами с надписью «Безвременно погибшим морякам крейсера «Нийтака» от гарнизона города Петропавловска-на-Камчатке», выразив в краткой речи соболезнование и печаль императорскому японскому флоту, армии и дружественному нам японскому народу в постигшем их несчастии. И, отдавая последний привет погибшим, каждый военный глубоким поклоном попрощался с ними.

После выражения соболезнования начальника Петропавловского уезда господина Стецюк (эта временная должность была утверждена выехавшим с полуострова особоуполномоченным в Охотско-Камчатском крае Х. П. Биричем — С. Г.) был возложен венок с надписью «Морякам японского флота, погибшим на крейсере «Нийтака», от чинов гражданских ведомств Камчатской области». Городской голова господин Колмаков возложил венок с надписью «Погибшим морякам крейсера «Нийтака» от Петропавловского городского самоуправления».

Командир «Нозимы» в краткой ответной речи поблагодарил депутацию горожан и военных. 17 сентября судно отправилось в Японию.

Остальные корабли покинули Авачинскую губу 26 октября 1922 г. 19 октября командир дивизиона миноносцев капитан 2-го ранга Накаяма посетил городского голову и выразил благодарность населению города от имени японских моряков «за дружеское отношение во время сравнительно долгого пребывания их здесь, а равно за внимание к ним и содействие городского самоуправления, как-то: разрешение рыбной ловли, устройство игр и развлечений для команд в городе». На прощание Накаяма, пожелав «скорейшего установления полного порядка в России и Камчатской области, дальнейшего процветания дружбы между соседями Японией и Россией, развития промышленности и взаимных операций», просил передать от японских моряков местным школам и Народному дому 50 и 20 руб.


Скачать книгу "Маленькие камчатские истории" - Сергей Гаврилов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Морские приключения » Маленькие камчатские истории
Внимание