Маленькие камчатские истории

Сергей Гаврилов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Гаврилов Сергей Витальевич, действительный член Русского Географического общества, член Союза журналистов России. Родился на Камчатке в поселке Озерная в 1962 г. С 1972 г. живет в городе Петропавловске-Камчатском. По образованию инженер-судомеханик, в 1984 г. закончил Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяйства. В настоящее время преподает в Камчатском государственном техническом университете на мореходном факультете. В круг научных интересов автора входят история развития судовой техники, проблемы морского транспортного освоения охотско-камчатского побережья, исторические аспекты развития рыбной промышленности Камчатки. Автор книги «Страницы истории судовой энергетики», ряда учебных пособий, редактор историко-краеведческого сборника «Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки».

Книга добавлена:
22-09-2023, 15:21
0
294
101
Маленькие камчатские истории
Содержание

Читать книгу "Маленькие камчатские истории"



Гибель крейсера «Нийтака»

26 августа 1922 г. на западном побережье Камчатки бушевал ранее невиданный шторм. Старожилов удивила не только его мощь, но и необычайно раннее начало. В результате удара стихии в Охотском море погибло не менее тринадцати шхун, пострадало множество промысловых участков. Утром 31 августа в Петропавловск из Охотска пришла шхуна «Виктор», принадлежавшая А. В. Петрову. Непогода застигла ее в пути. По словам Петрова, много лет жившего на Камчатке, это был доселе небывалый шторм. Одной из его жертв оказался японский крейсер «Нийтака», затонувший в районе Озерной почти со всем экипажем.

Бронепалубный крейсер «Нийтака» был построен в 1903 г. в Японии на казенном заводе в Иокосуке. Корабль водоизмещением 3 420 т со скоростью хода 20 узлов и длиной 102 м имел броневую палубу толщиной до 63 мм. Он был вооружен шестью 152-миллиметровыми, десятью 76-миллиметровыми и четырьмя более мелкими орудиями. Его экипаж насчитывал 320 чел. В японском флоте в период русско-японской войны 1904—1905 гг. имелись два корабля этого типа.

Воинское крещение «Нийтака» получил 27 января 1904 г. в знаменитом неравном бою с крейсером «Варяг», ставшем одним из первых эпизодов русско-японской войны. «Нийтака» входил в состав 4-го боевого отряда японского Соединенного флота под командованием контр-адмирала С. Уриу.

Утром 1 августа 1904 г. «Нийтака» в числе семи японских кораблей 2-й эскадры Соединенного флота под руководством вице-адмирала Х. Камимуры участвовал в бою с владивостокским отрядом крейсеров, состоявшим из «России», «Рюрика» и «Громобоя». В этом столкновении российский флот лишился «Рюрика». «Нийтака» существенных повреждений не получил. После гибели «Рюрика» он принимал участие в спасении уцелевшей русской команды.

Крейсер весьма успешно действовал на завершающем этапе войны. Во время печального для российского флота Цусимского сражения он входил в состав 3-го боевого отряда вице-адмирала Дева. Командовал кораблем в этот период капитан 1-го ранга Шоодзи. Днем 14 мая 1905 г. «Нийтака» вступил в артиллерийскую дуэль с русскими крейсерами, руководимыми контр-адмиралом Энквистом. В схватке, длившейся до вечера, корабль не получил значительных повреждений и не понес больших потерь личного состава.

Утром 15 мая «Нийтака» вместе с крейсером «Отова» и миноносцем «Муракумо» начал преследование поврежденного в дневном сражении 14 мая крейсера «Светлана», шедшего в сопровождении миноносца «Быстрый». В результате неравной схватки «Светлана» около 11 часов дня затонула, причем японцы не прекращали обстреливать гибнущий корабль до его полного погружения, в результате чего много русских моряков погибло от взрывов, уже находясь в воде. Спасать их сразу японцы не стали, погнавшись за «Быстрым». У миноносца недоставало угля и он, будучи не в состоянии обороняться, выбросился на берег. Чтобы беззащитный корабль не достался неприятелю, экипаж взорвал его.

Вечером 15 мая «Нийтака» в составе отряда из шести крейсеров и четырех миноносцев принимал участие в потоплении крейсера «Дмитрий Донской», возглавляемого капитаном 1-го ранга Лебедевым. Этот неравный бой длился несколько часов. Русский корабль повредил два японских крейсера и успешно отбил несколько торпедных атак. На рассвете 16 мая сильно разрушенный, но не сдавшийся «Дмитрий Донской» был затоплен командой в Японском море возле острова Дажелет. Его гибель стала последним фрагментом Цусимы.

Всего на «Нийтаке» за два дня боев 14—15 мая 1905 г. погиб один и получили ранения три моряка.

В соответствии с заключенным после войны Портсмутским мирным договором, Россия не могла содержать на Камчатке территориальные войска и нести вооруженную охрану ее берегов и Командорских островов. Территория полуострова отныне обслуживалась гражданским аппаратом. Котиковые, бобровые и песцовые промыслы на Командорах и мысе Лопатка охраняла и эксплуатировала особая береговая промысловая стража. Побережья Охотского и Берингова морей патрулировали специальные охранные крейсера, которым при необходимости предоставлялось право требовать помощь от военных флотов Японии, США, Англии и Франции. Эти однотипные суда, принадлежавшие Управлению государственных имуществ, — «Командор Беринг» и «Лейтенант Дыдымов» — пришли во Владивосток в июне 1907 г.

Одним из следствий Портсмутского мира стало заключение между Россией и Японией в июле 1907 г. особой конвенции, упорядочившей взаимоотношения между странами в рыболовной сфере. Срок ее действия определялся в двенадцать лет. Фактически с этого времени на полуострове начался бурный подъем частной рыбной промышленности, в результате которого все его побережье покрылось сетью промысловых участков, число которых росло год от года. Лидирующие позиции в камчатском рыболовстве удерживала японская сторона.

По данным приамурского Управления государственных имуществ, в 1903 г. на Камчатке выставлялись на аукционные торги всего восемь участков, в 1907 г. количество снятых участков достигло 74, а в 1912 г. — уже 197. При этом на долю русских промышленников приходилось не более 15% их числа, да к тому же нередко заарендованные промыслы ими либо не эксплуатировались, либо передавались японцам.

По свидетельству приамурского генерал-губернатора П. Ф. Унтербергера, японское правительство в качестве меры поддержки своих рыбопромышленников в 1908 и 1909 гг. отправляло для патрулирования прибрежных вод полуострова вооруженные суда. Начальник экспедиции Управления водных путей амурского бассейна П. Крынин сообщал, что в 1909 г. на западном побережье Камчатки в районе реки Большой находился японский охранный крейсер «Хи-эй». Одновременно с ним берега патрулировали русский военный транспорт «Шилка» и крейсер «Лейтенант Дыдымов».

Естественно, что присутствие в территориальных водах России вооруженных судов другого государства без официальной на то просьбы не вызвало удовольствия русского правительства. В последующие годы «по ходатайству главной местной власти» японское патрулирование, непредусмотренное конвенцией, прекратилось как могущее «подавать только повод к нежелательным недоразумениям». Отныне на десятилетие вперед интересы японских рыбопромышленников на Камчатке обеспечивали российские законы и вооруженные суда.

Впервые после долгого перерыва японский военный корабль появился у камчатских берегов летом 1918 г. 12 июля в Петропавловске произошел антибольшевистский переворот, низложивший советскую власть. У руля области встал комитет во главе с А. А. Пуриным.

14 июля 1918 г. новая областная газета «Камчатский вестник» в первом номере известила о том, что Усть-Большерецк посетил японский крейсер «Мусаши-Кан». «Причина захода… нам неизвестна. Приходили в селение двенадцать человек с переводчиком, спрашивали о количестве большевиков. Через десять дней будут обратно». «Мусаши-Кан» пришел в Петропавловск 31 июля. Его стоянка продлилась несколько дней, и 4 августа он покинул Авачинскую губу. 10 августа корабль вернулся, на нем приехал японский консул С. Огата. Прибытие крейсера, «получившего хороший прием», расценивалось большевиками как своеобразный жест Японии в поддержку новой власти.

В 1919 г. истек срок действия рыболовной конвенции. Япония начала переговоры о его продлении с правительством А. В. Колчака, организовавшим в апреле 1919 г. во Владивостоке Управление рыбными и морскими звериными промыслами Дальнего Востока. В результате действие соглашения было возобновлено «вплоть до его пересмотра». В 1919 г. японские корабли на Камчатку не приходили.

Они вновь появились здесь в 1920 г. В начале этого года на полуострове был арестован колчаковский управляющий областью, а власть перешла в руки военно-революционного комитета. Произошла советизация полуострова.

6 апреля 1920 г. была провозглашена Дальневосточная республика (ДВР). На создание этого буферного марионеточного государства правительство Советской России пошло для того, чтобы избежать войны с Японией. «Вести войну с Японией мы не можем… потому что нам она по понятным условиям сейчас непосильна», — писал по этому поводу В. И. Ульянов-Ленин, председательствовавший в Совете Народных Комиссаров — правительстве Советской России.

В состав ДВР вошла и Камчатская область. Япония хотя и признала ДВР, но стремилась закрепиться в Приморье и на Камчатке. Интерес к полуострову проявляли и США, не желавшие того, чтобы он попал в сферу японского влияния. Центральное советское правительство начало «вбивать клин противоречий между США и Японией». Осенью 1920 г. в Москве шли переговоры с американским промышленником Вандерлипом о сдаче Камчатки в концессию. Советское правительство 30 декабря 1920 г., учитывая складывающуюся обстановку и имея в виду возможность заключения концессионного договора, подписало с ДВР новое соглашение о границах. По нему Камчатская область передавалась Советской России. 12 января 1921 г. это соглашение утвердило правительство ДВР, получившее от Москвы денежный заем и продовольственную помощь. Но сдача Камчатки в концессию не состоялась: в США к власти пришел новый президент, который не желал нормализации отношений с Советской Россией. Переговоры о концессии были свернуты.

Для камчатских же властей и населения американцы были далеко, а японцы — под боком. С этим приходилось считаться. После русско-японской войны в Петропавловске сложилось интернациональное население: помимо русских, в его состав гармонично вливались многочисленные китайская, корейская и японская общины. Летом в городе в рамках реализации рыболовной конвенции действовало японское консульство. В 1920 г. его возглавлял консул Сиода. 7 июня 1920 г. он известил областные власти о том, что «в скором времени прибудет на Камчатку флотилия миноносцев, состоящая из четырех кораблей под командою капитана 2-го ранга Накамура и, кроме того, отдельно прибудет один крейсер под командованием капитана 2-го ранга Хара».

Заведующему областной канцелярией поручалось составить ответ консулу, указав в нем, что со стороны областных властей и рыбного совета при Временном правительстве Дальнего Востока также будут приняты меры к охране камчатских богатств силами судов «Командор Беринг», «Лейтенант Дыдымов», «Магнит» и «Сивуч».

Одной из причин появления японских кораблей на Камчатке назывались «Николаевские события»: в середине марта 1920 г. между японцами и красными партизанами произошли столкновения, сопровождавшиеся многочисленными жертвами. В ночь с 4 на 5 апреля 1920 г. одновременно во Владивосток, Николаевск, Хабаровск, Уссурийск и Спасск, где были сосредоточены силы большевиков, вступили японские войска.

5 июля 1920 г. японское правительство выступило с декларацией, в которой обосновывало ввод войск большевистскими зверствами. «В течение времени от 12 марта до мая месяца сего года в Николаевске-на-Амуре большевиками были самым жестоким образом убиты японский охранный отряд, чины консульства и японские жители, всего до 700 человек…». Занятие войсками местностей, «кои признаются необходимыми», объявлялось мерой по защите японских подданных. «Войска, в силу необходимости, будут оставлены в соответствующем количестве до тех пор, пока не создастся спокойное и устойчивое положение в вышеупомянутых местностях».


Скачать книгу "Маленькие камчатские истории" - Сергей Гаврилов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Морские приключения » Маленькие камчатские истории
Внимание