Маленькие камчатские истории

Сергей Гаврилов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Гаврилов Сергей Витальевич, действительный член Русского Географического общества, член Союза журналистов России. Родился на Камчатке в поселке Озерная в 1962 г. С 1972 г. живет в городе Петропавловске-Камчатском. По образованию инженер-судомеханик, в 1984 г. закончил Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяйства. В настоящее время преподает в Камчатском государственном техническом университете на мореходном факультете. В круг научных интересов автора входят история развития судовой техники, проблемы морского транспортного освоения охотско-камчатского побережья, исторические аспекты развития рыбной промышленности Камчатки. Автор книги «Страницы истории судовой энергетики», ряда учебных пособий, редактор историко-краеведческого сборника «Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки».

Книга добавлена:
22-09-2023, 15:21
0
291
101
Маленькие камчатские истории
Содержание

Читать книгу "Маленькие камчатские истории"



Ночью 5 июля 1953 г. на «Вилюе», следовавшем из Корфа в Апуку, резко снизилось давление масла в дизельгенераторе. Машину остановили, пустив вторую. 9 июля при переходе из Корфа в Петропавловск упало давление масла и в ней. В Петропавловске, разобрав двигатели, обнаружили в их коленчатых валах трещины. Причиной происшествий стала работа с частотой вращения, запрещенной заводской инструкцией. Убыток от происшествия составил 11,6 тыс. руб. Старшего механика наказали за нарушение правил эксплуатации строгим выговором, с него также удержали и часть заработка.

10 июля 1953 г. теплоход был выведен из эксплуатации для аварийного ремонта. При проверке судна в рулевой рубке и жилых помещениях обнаружились грязь и беспорядок. На деревянной палубе команда промывала соляром части механизмов. В результате этого палубные доски пропитались нефтепродуктами и имели неприглядный вид. В подшкиперской кладовой инвентарь хранился хаотически, аварийно-спасательное имущество валялось в беспорядке на палубе. Плохо обстояло дело и с жилищно-бытовыми условиями команды: не было чистого постельного белья и одеял, продукты хранились в антисанитарных условиях. За скверную организацию службы капитану и его старшему помощнику были объявлены строгие выговоры.

17 августа на судно временно на один рейс установили маломощный дизельгенератор для того, чтобы выгрузить имевшийся на нем груз. Эту работу некачественно выполнили механические мастерские. Старший механик самостоятельно перецентровал двигатель с генератором, отступив от правил эксплуатации, что вскоре привело к поломке машины. В результате «Вилюй» с 19 сентября вновь был поставлен на аварийный ремонт, тянувшийся до 23 ноября.

В итоге деятельность судна за 1953 г. свелась к следующему. Январь, февраль и 22 дня марта оно простояло в ремонте, первое плавание началось 23 марта. С 19 по 22 июня теплоход вновь ремонтировался, а 10 июля был выведен из эксплуатации для проведения аварийных работ. Затем с 8 по 21 августа он опять стоял в аварийном ремонте. 19 сентября «Вилюй» вновь вышел из эксплуатации, в октябре снова находился в ремонте. С 23 ноября до 22 декабря «Вилюй» пребывал в море. Всего за год теплоход перевез 3 841 т грузов, пройдя 6 055 миль.

В течение года «Вилюй» неоднократно садился на мель. Последнее такое происшествие произошло в декабре 1953 г. во время очередного рейса в Усть-Камчатск. Теплоход сняли с мели два буксирных катера, причем один из них ударился в борт «Вилюя» и оставил в нем значительную вмятину. Несмотря на это, после возвращения в Петропавловск никакого осмотра корпуса здесь не провели.

14 января 1954 г. «Вилюй» вновь вышел из Петропавловска в Усть-Камчатск, имея на борту 250 т угля, двадцать членов экипажа и одиннадцать пассажиров, в том числе детей. По пути в случае благоприятной погоды судно должно было зайти на остров Беринга, высадить там партийного работника и принять на борт делегатов областной партийной конференции. Полученный заранее благоприятный трехдневный прогноз погоды не оправдался, и уже к вечеру 15 января капитан Анкундинов сообщил о том, что юго-восточный ветер в районе Командоров достиг восьми баллов. Поэтому «Вилюй», не заходя на остров Беринга, направился в Усть-Камчатск, где его ожидали к утру 16 января.

15 января в 23:15 с судна пришла радиограмма о том, что ветер переменился на восточный, а его сила увеличилась до девяти баллов. Кроме этого, в трюме обнаружилась течь, причину которой экипаж установить не смог. 16 января в 2:40 «Вилюй» сообщил о том, что он получил крен, водоотливные средства вышли из строя, а поступление воды продолжается. Сила ветра выросла до десяти баллов. Затем были приняты еще две радиограммы, в одной из которых извещалось о том, что судно потеряло плавучесть. С него спустили шлюпку и успели посадить в нее трех человек, после чего она сразу же потерялась. В последней депеше радист доложил, что он вынужден покинуть радиорубку.

Сразу же после получения тревожных известий из Петропавловска на помощь направились несколько судов, которые из-за тяжелой ледовой обстановки в порту и отсутствия здесь ледокола смогли выйти из Авачинской губы лишь спустя почти сорок часов. Некоторые суда, стремившиеся на спасение, из-за полученных при работе во льду повреждений вообще не смогли выбраться на чистую воду. К предполагаемому месту аварии из Усть-Камчатска подошли пароход «Якутск» и рефрижератор № 173, из Петропавловска — пароход «Миклухо-Маклай». Затем на место катастрофы прибыл проходивший неподалеку транспорт «Степан Разин». Кроме того, район 18 января был обследован с воздуха. «Ни людей…, ни судна, а также самих следов аварии в результате предпринятых поисков обнаружить не удалось, и есть основания считать, что теплоход утонул на большой глубине, а все люди, даже если они и сумели высадиться на шлюпку, погибли».

Что же стало причиной этой трагедии? По свидетельству очевидцев, перед погрузкой на судно угля не были приняты меры по предупреждению его попадания в трюмные льяла. На основании этого следствие сделало вывод о том, что куски топлива, попавшие в осушительную систему, вывели ее из строя, чем способствовали затоплению теплохода. Течи корпуса, ослабленного посадками на мель и столкновениями, могло способствовать и то обстоятельство, что «Вилюй» был выпущен в последний рейс без буксира или иного ледокольного судна. Он в течение почти двенадцати часов самостоятельно пробивался во льду Авачинской губы до выхода на чистую воду.

Не был забыт и человеческий фактор. «Командные кадры были подобраны явно неудовлетворительно». В отношении капитана и старшего механика руководство пароходства ставило вопрос о понижении их в должностях, в том числе из-за плохой организации несения службы и слабой технической подготовки.

Ведший следствие транспортный прокурор Камчатского бассейна заключил, что гибель судна «явилась результатом крайне беспечного, преступного отношения руководителей КЧГМП к вопросу подготовки и выпуску в рейс теплохода «Вилюй»». Непосредственной причиной аварии объявлялось «стихийное бедствие, течь корпуса… виновники не установлены». Скрупулезно подсчитанный убыток от этого чрезвычайного происшествия составил 5 197,4 тыс. руб.

Объединяет два описанных трагических случая факт неоправданной посылки в бурное море небольших судов, неприспособленных для работы в зимних условиях. Результатом этого стало то, что очередная «производственная необходимость» была покрыта ценой нескольких десятков человеческих жизней.


Скачать книгу "Маленькие камчатские истории" - Сергей Гаврилов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Морские приключения » Маленькие камчатские истории
Внимание