Маленькие камчатские истории

Сергей Гаврилов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Гаврилов Сергей Витальевич, действительный член Русского Географического общества, член Союза журналистов России. Родился на Камчатке в поселке Озерная в 1962 г. С 1972 г. живет в городе Петропавловске-Камчатском. По образованию инженер-судомеханик, в 1984 г. закончил Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяйства. В настоящее время преподает в Камчатском государственном техническом университете на мореходном факультете. В круг научных интересов автора входят история развития судовой техники, проблемы морского транспортного освоения охотско-камчатского побережья, исторические аспекты развития рыбной промышленности Камчатки. Автор книги «Страницы истории судовой энергетики», ряда учебных пособий, редактор историко-краеведческого сборника «Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки».

Книга добавлена:
22-09-2023, 15:21
0
294
101
Маленькие камчатские истории
Содержание

Читать книгу "Маленькие камчатские истории"



При подходе к берегам США капитаны советских судов в части несения опознавательных знаков и огней руководствовались указаниями, получаемыми от представителей американской конвойной службы. Во время плавания суда должны были соблюдать радиомолчание, за исключением случаев аварий и нападений.

Несмотря на то, что за весь военный период суда АКОфлота атакам не подвергались, меры предосторожности были совсем не лишними: в море погибло несколько транспортов Морфлота. Так, 17 февраля 1943 г. в Восточно-Китайском море был торпедирован и затонул пароход «Кола», направлявшийся из Владивостока на Камчатку. Из 73 членов его экипажа и пассажиров спаслось всего четверо. Их принял на борт японский военный корабль.

В 9 часов утра 6 июля 1944 г. груженый углем пароход «Обь», следовавший из Владивостока в Петропавловск, подвергся нападению неизвестной подводной лодки. После попадания торпеды судно затонуло на траверзе Озерной примерно в 53 милях от берега в координатах 51 градус 56 минут с. ш. и 154 градуса 56 минут в. д. Из 35 чел. его команды погибло 14.

Американские подводники и летчики топили японские суда в непосредственной близости от камчатских берегов, там, где проходили маршруты плаваний судов АКОфлота. Так, 5 июля 1944 г. подводная лодка атаковала в районе Озерной стоявший против японского завода № 34 в полутора милях от берега пароход «Синмей-Мару». Он затонул, но большинство японцев были спасены: из команды погибли три человека. 19 июля 1944 г. пароход ДВГМП «Дальстрой» в районе с координатами 48 градусов 42 минут с. ш. и 156 градусов 43 минут в. д. подобрал 17 японцев из числа команды потопленного парохода «Ниппе-Мару» и доставил их в Усть-Большерецк. Отсюда советские власти передали пострадавших на японский завод № 24.

На протяжении всего 1944 г. море выбрасывало на западное побережье Камчатки трупы японцев и спасательные костюмы с потопленных японских пароходов.

В течение 1941—1945 гг. большинство судов АКОфлота прошли ремонт в США, однако они не получили его в требующемся объеме. Как правило, так называемый «ремонт военного времени» выполнялся под контролем американских технических комиссий не в привычном для советских моряков объеме из расчета четырех-пяти лет службы судна после его окончания, а на срок в один-два года. Так, на пароходе «Эскимос» и буксире «Кашалот» замененные в котлах трубки вышли из строя ровно через год после их установки, а в котлах парохода «Сима» они потекли через полтора года после смены. Судовые администрации зачастую не могли вмешиваться в ход проводимых работ. В результате после американских «капитальных» ремонтов через короткий промежуток времени требовалось проведение новых.

В начале января 1943 г. в Сан-Франциско пришел пароход «Чапаев». Наркомрыбпром установил срок его ремонта в 35 суток. Он встал на завод «Harley Marine Works», на котором уже пребывали пять советских судов. Предприятие, оказавшееся маломощным и недостаточно оборудованным, определило трудоемкость работ в полтора месяца, но этот срок не выдержало, в результате чего «Чапаев» простоял пять с половиной месяцев. В США на него установили 75-миллиметровую пушку и два 20-миллиметровых зенитных автомата «Эрликон». За время стоянки десять моряков парохода прошли трехдневное обучение в центре подготовки американской морской пехоты.

В сентябре 1942 г. из Петропавловска в Портленд вышел «Орочон». Здесь в течение девяти суток он одновременно производил текущий ремонт и принимал груз. Из-за отсутствия в Портленде угля, за бункером пароход направился в Сиэтл, затратив на это 19 суток, в результате чего продолжительность рейса составила два месяца. Во время ремонта пароход также был снабжен зенитным вооружением. Экипаж «Орочона» приобрел 59 пар теплых носков и 50 пар теплого белья стоимостью 108 долларов, которые он решил передать в действующую армию. Во время перехода в СССР экипаж, разбитый на боевые расчеты, провел несколько учебных тревог и занятий у орудий. В ноябре 1942 г. «Орочон» прибыл во Владивосток. В результате максимального использования емкости трюмов, вместо положенных 4 600 т он перевез за рейс 4 925 т снабженческих и оборонных грузов. Всего за год пароход вместо плановых 19 300 т груза доставил 22 061.

24 ноября 1942 г. из Петропавловска в Портленд отправился пароход «Щорс». По пути в районе Алеутских островов с 1 по 6 декабря 1942 г. он снял с парохода Морфлота «Турксиб», выброшенного штормом на берег, 450 т груза. 19 декабря 1942 г. «Щорс» встал в ремонт. Многие работы, в том числе переборку главной машины, выполняла его команда. В конце января пароход начал погрузку и 8 февраля взял курс на Петропавловск. Во время рейса дважды приходилось стопорить машину для устранения выявившихся дефектов ее ремонта. В США на «Щорс» установили одну пушку и два крупнокалиберных пулемета. Приписанные к ним моряки, по словам помполита М. И. Первушина, хорошо овладели вверенным им оружием. По приходу в Петропавловск экипаж передал местным властям в подарок к 25-ой годовщине Рабоче-Крестьянской Красной Армии 92 пары шерстяных носков и ящик сигарет, купленных на личные средства. Кроме этого, он, откликнувшись на призыв тамбовских колхозников, внес 14 200 руб. на постройку танковой колонны «Камчатский рыбак».

17 марта 1943 г. из Петропавловска с грузом консервных банок, продовольствия и рабочими для Усть-Камчатска вышел пароход «Якут». 7 апреля, после выгрузки, он направился в США. Предполагавшаяся здесь замена крайне изношенных котлов не состоялась. За время стоянки был выполнен ремонт машины, заварка и смена части котельных труб, корпуса, рулевого устройство, установлено четыре автомата «Эрликон» и спасательные плоты. Палубная команда покрасила пароход и помещения, машинная — отремонтировала лебедки. Лучше всех работали боцман Трякин, матросы Мамонтов, Лютый, Ступак, механики Зубарев, Боженов, Медведев, машинисты Корольков, Еремин, кочегары Новиков, Чепраков, Полещук, Ковалев. 22 мая «Якут» ушел в Петропавловск. На переходе по метеопричинам и из-за разрыва пяти труб в котлах он потерял в пути четверо суток.

Ремонт в США в 1943 г. проходил и «Анатолий Серов». Пароход попал на хороший завод «General Engeenering Company». У командования и экипажа судна установились дружеские отношения с руководством предприятия, мастерами и бригадирами. С американцами не возникало никаких недоразумений, они выполнили ряд работ, не предусмотренных планом. Экипаж работал по десять-двенадцать часов ежедневно. Отлично зарекомендовали себя старший механик Н. Р. Домра, второй механик Д. Р. Винтовкин, третий механик Семенюта, под наблюдением которых находились главные объекты ремонта. Хорошо показали себя машинисты Любченко и Кармелюк, старший кочегар Гаврилов, штурман Баклаг, матросы Шилютин, Мухин, Кошуба, Дудин, Гришин, Капитонов. Качество ремонта, по заключению механиков, портового инженера Половко и главного инженера при советском представительстве в Вашингтоне Гаврилова, было признано хорошим. За время заграничного плавания с экипажем проводились беседы и политинформации. Изучалась и военная техника: в военно-морской школе США экипаж три дня знакомился с устройством зенитных автоматов и один день проходил практические стрельбы. В обратном рейсе также занимались изучением материальной части: конвойный офицер Запорощенко провел три занятия по сборке, разборке и чистке оружия. Кроме этого, сыграли пять шлюпочных и пожарных тревог. Подготовка экипажа была оценена как хорошая.

На 1944 г. Наркомрыбпром СССР также наметил весь капитальный и текущий ремонты судов АКОфлота на сумму 17 250 тыс. руб. провести в США. ПСРВ должна была использоваться только как база для междурейсового ремонта и производства запчастей. Принятая стратегия была выдержана: в 1944—1945 гг. в США отправились семь пароходов для крупного ремонта продолжительностью в 60—75 суток и два — на текущее техническое обслуживание.

Перед направлением судов в США их команды подвергались тщательной проверке «соответствующими органами». Этот контроль зачастую отсеивал квалифицированных моряков, личности которых по различным причинам были неугодны властям. «Имеются такие суда, на которых во внешние рейсы допускаются не свыше десяти человек из числа команды», — сообщало в одном из отчетов руководство АКОфлота. Зато на пароходы приходили так называемые «американцы» — случайные люди, поступившие с единственной целью — попасть за границу. Как правило, моряками они не были и для работы на флоте оказывались непригодными. Так, на «Симу» кочегаром устроился учитель одной из петропавловских школ. Слабое здоровье не позволило ему нести тяжелую вахту у котлов, превратив в обузу для экипажа.

За годы войны АКОфлот освоил новый вид перевозок — транспортировку леса, заготовленного Ключевским и Сахалинским лесокомбинатами в виде морских плотов («сигар»). За 1943 г. его суда отбуксировали 26 сигар объемом 18 900 куб. м. Вот что докладывало командование парохода «Якут» об одном из таких рейсов. «Исключительно большая работа была произведена палубной командой при буксировке плота из Усть-Камчатска в Петропавловск. Несмотря на свежую штормовую погоду (до девяти баллов) и неоднократный обрыв плота, последний был в целости доставлен в Петропавловск, за что часть коллектива начальником АКО была премирована, части объявлена благодарность и отпущены средства для премирования команды». В 1944 г. из Усть-Камчатска было доставлено 14 сигар, причем одна из них в сентябре из Петропавловска была отбуксирована пароходом «Коккинаки» в Микояновск. Это был первый в истории Камчатки случай доставки леса морем с ее восточного берега на западный.

В целом за военное время характер деятельности АКО флота существенно изменился. Работая в условиях ограниченных ресурсов, в 1941 г. он впервые за годы своего существования получил прибыль. В 1943 г. также впервые был выполнен, а по отдельным показателям — значительно перевыполнен план грузоперевозок. В 1944 г. количество завозимых судами АКО на Камчатку грузов достигло 75,5 % от их общего поступления (до войны оно не превышало 30—35 %). В том же 1944 г. после многолетних неудачных попыток в практику вошли теплотехнические испытания судов, в результате которых были определены их экономические скорости, выявлены наиболее благоприятные режимы эксплуатации и установлены технически обоснованные нормы расхода топлива.

Всего за годы войны 42 работника флота были награждены орденами и медалями СССР, а по ее окончании более 350 чел. получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Сражения в Европе закончились в мае 1945 г. Но на Дальнем Востоке продолжала полыхать Вторая мировая война. В августе 1945 г. СССР начал боевые действия против Японии. 9 августа 1945 г. на территории Камчатской области было введено военное положение. Заключительным аккордом войны стала операция по высадке на Курильские острова, проведение которой советское командование возложило на силы Камчатского оборонительного района (КОР), возглавляемого генерал-майором А. Р. Гнечко. Суда АКОфлота принимали в ней непосредственное участие.

Петропавловская военно-морская база не располагала достаточным количеством транспортных средств для доставки десанта на острова. Часть десантников разместилась на мобилизованных гражданских транспортных и рыболовецких судах. С 8 августа по 3 сентября пароходы АКОфлота «Ительмен», «Чапаев», «Коккинаки» и танкер «Максим Горький» использовались для перевозки вооружения и людей, остальные суда во избежание потерь рассредоточились в закрытых бухтах и портах.


Скачать книгу "Маленькие камчатские истории" - Сергей Гаврилов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Морские приключения » Маленькие камчатские истории
Внимание