Маленькие камчатские истории

Сергей Гаврилов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Гаврилов Сергей Витальевич, действительный член Русского Географического общества, член Союза журналистов России. Родился на Камчатке в поселке Озерная в 1962 г. С 1972 г. живет в городе Петропавловске-Камчатском. По образованию инженер-судомеханик, в 1984 г. закончил Дальневосточный технический институт рыбной промышленности и хозяйства. В настоящее время преподает в Камчатском государственном техническом университете на мореходном факультете. В круг научных интересов автора входят история развития судовой техники, проблемы морского транспортного освоения охотско-камчатского побережья, исторические аспекты развития рыбной промышленности Камчатки. Автор книги «Страницы истории судовой энергетики», ряда учебных пособий, редактор историко-краеведческого сборника «Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки».

Книга добавлена:
22-09-2023, 15:21
0
297
101
Маленькие камчатские истории
Содержание

Читать книгу "Маленькие камчатские истории"



Военные будни АКОфлота

В начале лета 1941 г. АКОфлот располагал одиннадцатью крупными судами общей грузоподъемностью 34 810 т. Возраст большинства из них превышал двадцать лет, в силу многолетней работы без должного технического обслуживания они имели плохое состояние. Четыре транспорта: пароходы «Орочон», «Эскимос», «Сима», «Якут» и танкер «Максим Горький» бездействовали, находясь в ремонте. В результате план 1941 г. оказался выполнен по грузоперевозкам (162 000 т) всего на 70 %, а по доставке пассажиров (10 200 чел.) — только на 80,5 %.

Весть о начале войны застала большинство исправных судов в море. Команда парохода «Щорс», получив по радио сообщение об этом, собралась на митинг, принявший следующую резолюцию. «Заслушав речь заместителя председателя Совнаркома СССР и Народного комиссара иностранных дел товарища Молотова о неслыханном разбойничьем нападении германских фашистов на мирное население советских городов, экипаж парохода «Щорс» выражает свое негодование и заявляет: все как один по зову партии и правительства встанем на защиту социалистической непобедимой Родины! Будем держать свое судно в полной готовности для выполнения любого задания нашего советского правительства! Еще больше повысим дисциплину и организацию труда экипажа парохода. Обеспечим своевременное выполнение рейса, поможем нашей Красной Армии разгромить германских фашистов!».

Работавшие пароходы показали хорошие результаты. «Ительмен» (капитан М. Е. Зеленский), выполнил задание 1941 г. на 102,7 %, «Чавыча» (капитан Ф. И. Волчкович) — на 125,7 %, «Анатолий Серов» (капитан А. И. Дудник) — на 120 % и «Коккинаки» (капитан В. Н. Соломко) — на 212,4 %. Их экипажи добились перевыполнения плана за счет превышения расчетной скорости хода и полной загрузки. Время стоянки судов существенно сокращало участие в грузовых работах их команд. Остальные пароходы — «Щорс» (капитан П. Я. Жуковский) и «Чапаев» (капитан Е. Д. Бессмертный) — хотя и не выполнили плана, но доставили консервные банки, горючее и рабочих на рыбокомбинаты камчатского побережья, обеспечив бесперебойный выпуск рыбопродукции для фронта и тыла воюющей страны.

Наряду с решением производственных задач, судовые экипажи занимались военной подготовкой. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 6 ноября 1941 г., заместитель наркома рыбной промышленности СССР И. Шередека и командующий Дальневосточным фронтом генерал армии И. Р. Апанасенко отдали распоряжение о военизации флота. В начале декабря 1941 г. начальник АКО С. П. Емельянов издал приказ о переводе «всех рабочих, служащих, инженерно-технических работников предприятий АКО, управления АКО, а также рыбаков рыболовецких колхозов Камчатки на положение состоящих на действительной военной службе, независимо от возраста, пола и отношения к военной службе».

24 января 1942 г. из судов, принадлежащих обществу, были организованы два дивизиона: «особый транспортной службы» (из пароходов АКОфлота) и «рыболовецкой службы» (в него вошли траулеры Морлова). Командирами дивизионов назначались начальник АКОфлота Я. М. Драбкин и директор Морлова Г. Я. Ермошкин.

Сразу же после этого большое внимание было уделено ужесточению дисциплины на судах. Несмотря на военизацию, на флоте действовал не устав военно-морского флота, а устав Наркомрыбпрома, утвержденный в 1939 г. Тем не менее, в результате более жесткого применения взысканий за нарушения дисциплины, за первое полугодие 1942 г. военный трибунал осудил пять человек только из числа комсостава. Хорошо же работавшие моряки активно поощрялись объявлением благодарностей. В результате организация несения службы на флоте заметно улучшилась.

В течение первого полугодия 1942 г. АКОфлот потерял 95 чел. Из них девятерых призвали в армию, а среди прочих много моряков уволилось по болезни — зимой 1941—1942 гг. наблюдались вспышки цинги. Значительная убыль личного состава стала для АКОфлота существенной проблемой, так как резервом кадров, особенно командных, он не располагал. Из-за этого пришлось прибегать к найму моряков во Владивостоке, причем вновь принимаемые люди не всегда оказывались на высоте. Выходом из положения стало «продвижение собственных кадров»: так, три старших помощника капитана (М. К. Виннер, В. С. Дубасов, И. Д. Кадет) были назначены капитанами.

Всего к концу 1942 г. на восьми эксплуатировавшихся пароходах АКО насчитывалось 120 стахановцев и 32 ударника. За нарушение дисциплины было наказано 79 чел., из них осуждено — 61. В Красную Армию за год призвали 35 моряков.

Флот не только отдавал свои кадры в действующую армию, но и сам стал готовиться к возможному участию в боевых действиях: недалеко от районов его работы располагались военные базы Японии — союзника гитлеровской Германии. Осенью 1941 г. отдел боевой подготовки (ОБП) АКО разработал специальную программу военных занятий с экипажами судов объемом 100 часов. В марте 1942 г. она была увеличена для комсостава до 240, а для рядового — до 140 часов. Проведение занятий на первых порах осложнялось отсутствием специальной литературы и пособий. Помполит парохода «Анатолий Серов» В. П. Румянцев в августе 1942 г. сообщал о том, что «несмотря на то, что с изучением военного дела положено много трудов, все же результаты освоения… являются некачественными. Объясняется это тем, что у нас на судне нет ни одного командира, знающего военное дело, не у кого позаимствовать в учебе, из пособий имеется одна единственная книга «Военно-морское дело» на всю команду, что особенно затрудняет самостоятельное изучения материалов».

Значительное содействие морякам в овладении вооружением оказывали военные специалисты. Так, 8 октября 1943 г. «для оказания помощи в проведении боевой организации и боевой подготовки экипажа парохода «Якут» в рейс командировался флагманский минер ОБП лейтенант А. В. Скобляков.

Военная подготовка заметно улучшилась в 1943 г., когда суда были обеспечены необходимыми пособиями и вооружением. Комиссия по снабжению судов артиллерией и пулеметами «в целях обеспечения самообороны против авиации и подводных лодок противника» начала действовать 15 апреля 1942 г. Ее возглавил начальник ОБП старший лейтенант Иванов. Для каждого парохода она определила требующееся количество, калибр вооружения, а также места его размещения и хранения боезапаса. Решения комиссии утверждал начальник Петропавловской военно-морской базы капитан 2-го ранга Д. Г. Пономарев.

16 марта 1943 г. командиру особого транспортного дивизиона (начальнику АКОфлота) А. Я. Каменецкому, сменившему на этой должности Я. М. Драбкина, предписывалось по прибытии судов в Петропавловск укомплектовать все боевые посты, положенные по боевому расписанию. На каждом судне из числа комсостава вводилась должность помощника командира корабля по военной части, которому поручалось обучение личного состава.

В плаваниях в течение рабочего дня с моряками должны были обязательно проводиться ежедневные часовые занятия. Двухчасовые тренировки следовало организовывать на судах, находящихся на стоянках в портах или в ремонте. Кроме этого, боевые расчеты должны были ежедневно ухаживать за вверенным им оружием. Для того чтобы сохранить подготовленные расчеты, отделу кадров АКОфлота запрещалось без согласования с ОБП перемещать моряков, изучивших военно-морские специальности.

Проводимые мероприятия по боевой подготовке на ряде судов дали неплохие результаты. Осенью 1944 г. отмечались пароходы «Якут» (капитан П. Д. Киселев) и «Кура» (капитан И. Д. Кадет). Капитану «Якута» Киселеву, командиру БЧ-2 второму помощнику капитана Князеву и командиру 20-миллиметрового зенитного автомата «Эрликон» машинисту 1-го класса Королькову за «хорошее состояние вооружения и подготовку артрасчетов» объявлялись благодарности.

Впрочем, так было не на всех пароходах. «Произведенной проверкой состояния вооружения и боевой подготовки артиллерийских и пулеметных расчетов… установлено, что комсостав пароходов «Терек» и «Анатолий Серов» не следит за состоянием вооружения их судов, не занимается боевой подготовкой расчетов, сам не изучает оружие… В результате этого матчасть покрыта ржавчиной, грязная, расчеты не знают обслуживаемой ими матчасти и не умеют использовать ее для самозащиты судна». В июле 1944 г. на «Орочоне» не действовала пушка, пулеметы имели сломанные зенитные прицелы. «Матчасть всего вооружения грязная, покрыта ржавчиной; кранцы первых выстрелов не заполнены боезапасом, боезапас не смазан; запчасти вооружения находятся в арсенальной смазке и к немедленному использованию непригодны». Виновный в плохом содержании вооружения командир БЧ-2 второй помощник капитана в наказание «арестовывался при каюте на пять суток с исполнением служебных обязанностей».

Но винить моряков в нерадивом несении службы было нельзя. Нагрузка на них, стоявших тяжелые вахты, непрерывно занимавшихся саморемонтом дабы обеспечить возможность дальнейшей эксплуатации крайне изношенных судов и работавших на выгрузке, была очень высока, находясь на пределе человеческих возможностей.

Помимо помощи фронту напряженным трудом в море, все экипажи АКОфлота ежемесячно, начиная с осени 1941 г., до конца войны отчисляли двухдневный заработок в фонд обороны и участвовали в подписке на денежно-вещевую лотерею. Только в ноябре 1941 г. они собрали: на «Ительмене» — 8 700, на «Щорсе» — 6 950, на «Востоке» — 4 000 и на «Коккинаки» — 1 140 руб. Эти суда также передали для бойцов Красной Армии 60 теплых вещей. Команда «Эскимоса» решила ежемесячно перечислять на нужды обороны свой трехдневный заработок. Дополнительно в январе 1942 г. его моряки отдали двухдневную зар-плату на покупку теплых вещей для фронта, а в феврале — внесли личные средства на строительство танковой колонны «Камчатский рыбак».

Наилучших трудовых результатов в 1941 г. добились экипажи «Орочона» и «Эскимоса», завоевавшие в третьем квартале вторые премии во Всесоюзном социалистическом соревновании Наркомрыбпрома. Ряд судов добился существенной экономии топлива и смазки. Так, на «Эскимосе» вахта машиниста Егорова сберегла 30 кг смазки, а кочегары Пичугин, Молодцов и Залогин в октябре сэкономили 197 т угля. «На судне «Чавыча» выросли мастера своего дела: боцман Кислицын, старший кочегар Филиппов, четвертый механик Припотень, показывающие примеры отличной работы, передающие свой опыт другим членам экипажа. 1 500 человеко-часов отработала команда на грузовых работах, сэкономила смазочные и прочие материалы на 13 % от норм». Экипаж «Щорса» осенью 1941 г. «добился отличных показателей в выполнении осеннего рейса, добился хорошего санитарного состояния судна, сдал к годовщине Октябрьской революции в фонд обороны облигации государственного займа на 25 тыс. руб. и 370 руб. — на приобретение подарков для бойцов Красной Армии».

Зимой 1941 — весной 1942 гг. на камчатских побережьях сложилась крайне тяжелая ледовая обстановка. Пароход «Анатолий Серов», вышедший 21 марта 1942 г. под командованием недавно вступившего в должность капитана И. Д. Кадета из Петропавловска на западный берег, вплоть до 9 мая дрейфовал в тяжелых льдах Охотского моря. Во время плавания судно получило крупные повреждения: у него была деформирована носовая оконечность, оказалось вывернуто и срезано много заклепок обшивки, погнут винт и сломан брашпиль. После освобождения из ледового плена пароход выгрузился в комбинатах, принял там 2 860 т рыбопродукции вместо плановых 2 200 и направился во Владивосток, куда пришел 9 июня. Через неделю он встал в ремонт. Команда обязалась трудиться по двенадцать часов в сутки, добиваясь выполнения норм не менее чем на 200 %, и закончить все работы к 1 июля. Свои обещания она выполнила: при нормальной трудоемкости работ в 6 598 человеко-часов, их закончили за 3 062, то есть с перевыполнением на 215 %.


Скачать книгу "Маленькие камчатские истории" - Сергей Гаврилов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Морские приключения » Маленькие камчатские истории
Внимание