Дневник шпиона

Николай Смирнов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В марте 1918 года в Мурманске высадились два отряда английских морских пехотинцев. Началась военная интервенция стран Антанты на севере Советской России. В рядах оккупантов был и лейтенант Эдуард Кент, глубоко убежденный в том, что все происходящее делается на благо великой Британской империи. Это убеждение Кент пронёс через последующие годы, главной целью его жизни — теперь уже активного сотрудника Сикрет Интеллидженс Сервис — остается борьба с рабочим движением и коммунистами, а прежде всего со строящей социализм Страной Советов.

Книга добавлена:
15-11-2023, 13:13
0
141
72
Дневник шпиона
Содержание

Читать книгу "Дневник шпиона"



НОЧЬ ВЫБОРОВ

29 октября. Я не забуду эту ночь выборов. Я вышел один на улицу. Было холодно, и Лондон слегка дымил ночным туманом. Публика запрудила тротуары, и трудно было выбраться из толпы. Молодежь, еще не получившая права голоса, компенсировала свое бесправие громкими криками, гудками, щелканьем хлопушек. Под самым ухом у меня какой-то парень дул в пастушеский рожок. Недалеко от Трафальгарского сквера к моему лицу близко придвинулась чья-то бородатая физиономия с приставным носом. Я ухватился за этот нос, и он остался у меня в руке. Борода отвалилась сама собой, и я узнал Долгорукого. Воспользовавшись веселой ночью, князь бродил по улицам без определенной цели, пугая девчонок. Я попросил его подальше спрятать бороду и нос и пойти со мной.

Мы не могли пробиться через сквер, там было слишком много народу. Публика была демократическая, и крики: "Да здравствуют лейбористы!" — раздавались чаще других. Только несколько молодых людей в цилиндрах насмешливо выкрикивали:

— Вам мало красного письма? Хотите революции? Хотите блокады?

Им отвечали свистками. Но и у них были с собой сирены. Когда крики сливались в сплошной хор, они дружно свистели и заглушали голоса толпы.

Мы решили пробиться к редакциям больших газет на Флит-стрит, потому что там на окнах можно было видеть таблицу выборов по всей Англии.

Пришлось потратить чуть ли не целый час, чтобы добраться до освещенного окна "Морнинг Пост". Когда мы, наконец, получили возможность видеть цифры, были вывешены данные по 100 округам. 50 голосов имели консерваторы, 41 — лейбористы, 9 — либералы. Это были не блестящие результаты.

— Мы будем стоять здесь до тех пор, пока не выяснится большинство палаты, — сказал я.

— Идет, — ответил Долгорукий покорно.

Я давно не видал князя и не знал, как он живет. В этом году мы не встречались с ним. Один раз только он прислал мне записку с просьбой ссудить его деньгами, и я исполнил его просьбу. Но и в эту ночь мне не пришлось поговорить с ним.

Я смотрел на освещенное окно жадными глазами. Сейчас Англия решала мою судьбу. Я прекрасно понимал, что, если Черчилль ошибся и затея с письмом не удастся, карьера и жизнь моя кончены. Новый лейбористский кабинет, конечно, сумеет установить источник "красного письма". Конечно, вскроется и мое участие в продвижении этого веселого документа. Макдональд, одураченный, обиженный, оскандаленный на весь мир, конечно, не скроет от Мабель мои прегрешения. Меня не потерпят больше на службе, а может быть, даже предадут уголовному суду… Все это вместе взятое заставило меня смотреть пристально в освещенное стекло. И каждый новый рабочий, выскакивающий в виде огненной цифры, наполнял все мое существо новой порцией тревоги.

Но, очевидно, Черчилль хорошо знал Англию. Консерваторы далеко опередили всех остальных. В четыре часа утра продрогший Долгорукий начал звать меня домой. Но я не двинулся с места, так как абсолютное большинство еще не было известно. Толпа, наполнившая улицу, все громче и громче реагировала на успехи рабочих. Очевидно, консерваторы расходились по домам. Я же оставался стоять до тех пор, пока против надписи "тори" не появилось число 308. Большинство было достигнуто. Я выиграл игру вместе с Черчиллем.

— Идемте спать, Долгорукий, — сказал я насколько мог спокойно. — Черчилль победил. Теперь роману Англии с Россией — крышка.

— Да, но сегодня Франция признала Россию, — ответил Долгорукий. — Предлагаю спрыснуть перемену симпатий.

Мы выпили по стаканчику коктейля в каком-то ночном кабачке. Меня трепала лихорадка. Публики стало меньше на улицах, и я сумел добраться до дому в наемном автомобиле. Дома я услышал страшные рыдания Мабель. Она никак не ожидала, что может провалиться на выборах после того, как один раз уже побывала в парламенте. А между тем именно это случилось. Я не мог найти слов для ее успокоения. Она повторяла, что жизнь ее кончена. Заснула она в шесть часов утра, причем даже во сне из глаз ее катились слезы.

Конечно, мне было жаль ее. Но я думаю, что для спасения Англии никакая жертва не велика.

30 октября. Вечером выяснились точные результаты выборов по всей Англии. Консерваторы получили 402 места в палате, Рабочая партия — 151 место, либералы — 41. Вся тяжесть удара пришлась по либералам. Келли, который удил голоса в Грюноке, торжественно провалился. По Лондону прошел Саклатвала — коммунист.

3 ноября. Некто Лауренс, делопроизводитель отдела фальшивок при нашей службе, собрался жениться. Но он мечтал сперва заработать немного денег, чтоб купить дом. В целях заработка он явился к Ваковскому и предложил ему свои услуги по раскрытию тайны "красного письма". К счастью, Ваковский отнесся недоверчиво к Лауренсу и написал о его предложении в Форин Оффис.

Этот случай вызвал много разговоров и страшно разволновал меня. Я пригласил Гропа и долго с ним беседовал. Гроп успокоил меня, сообщив, что уже приняты меры к обузданию предприимчивого жениха. Но от Гропа я узнал другую неприятную новость: Мак создал Комиссию для расследования истории "красного письма". Если меня туда вызовут, Мабель узнает все. Заседание назначено на завтрашний вечер.

Я приказал прислуге не принимать никаких писем на мое имя, а сам пошел ночевать к деду. Мне надо скрыться бесследно хоть на день.

4 ноября. В пять часов вечера Макдональд был во дворце короля и подал прошение об отставке. Отставка принята. В 7 часов у короля был Болдуин и согласился сформировать кабинет.

Мне повезло. Именно сегодня, вечером комиссия Мака должна была пощупать Интеллидженс Сервис. Теперь мое дело перешло в руки консерваторов. Я возвращаюсь домой, так как опасность миновала.

5 ноября. Лауренс тайно арестован и упрятан далеко. Его невеста не имеет никаких шансов рассчитывать на дом и даже на возвращение жениха.

21 ноября. Вчера Чемберлен послал Ваковскому очень коротенькую записочку: "Правительство не находит возможным предложить договор с Россией на утверждение парламента".

Недешево мне это обошлось!

1 декабря. Передают, что Черчилль как член кабинета внес предложение о разрыве с Россией. Предложение не прошло, но важно, что оно сделано. Все равно Черчилль добьется своего.

6 декабря. Рабочая партия, обозленная неудачей на выборах, потребовала организации комиссии по проверке подлинности письма Зиновьева. Конечно, Мак прекрасно понимает, что ближайшие четыре года ему придется сосать кулак на скамьях оппозиции. И он хочет чем-нибудь насолить консерваторам. Однако в комиссию прошли Чемберлен, Керзон, Сесиль — все свои люди. Меня дважды вызывали на заседания. Я заранее согласовал свои ответы с Черчиллем. Чемберлен спросил меня, откуда я получил письмо. Я ответил, что письмо идет от одного английского коммуниста. Коммунист передал документ некоему мистеру Имтерну, от которого оно разошлось по частным рукам и газетам. Один экземпляр попал мне. Как агент Интеллид-женс Сервис, я не мог скрывать письма в бумажнике, а представил его в канцелярию службы.

— А не мог Имтерн подделать письмо? — спросил Чемберлен.

— Ну, вот еще! — сказал Керзон ворчливо. — Я знаю Имтерна. Ему некогда заниматься такими глупостями.

— Тогда не о чем и говорить, — резюмировал Чемберлен. — Можете идти.

На этом и кончился мой допрос.

18 декабря. Я был на нескольких заседаниях палаты. Чемберлен прекрасно сумел отбиться от нападок Рабочей партии. Наиболее слабое место в его возражениях — это, конечно, ответы на вопрос: почему не арестован Мак-Манус? Но и тут министр вышел победителем. Он сумел прикинуться глуховатым и неразговорчивым. Спикер заступился за него, и лейбористы проглотили пилюлю. Ясно, что вопрос о письме не сойдет с обсуждения в парламенте ближайшие десять лет. Но он будет носить уже научный и исторический характер. Практически вопрос исчерпан. И я искренне рад этому.

2 января 1925 года. Меня вызвал Черчилль и спросил, какую награду я желал бы иметь в связи с Новым годом. При этом он намекнул, что повышение меня в чине нежелательно, так как это вызовет лишние разговоры. Он предложил мне тысячу фунтов.

— Благодарю вас, — ответил я. — Но мне хотелось бы еще получить годичный отпуск.

— На что он вам? — спросил Черчилль.

— Моя жена очень тоскует по парламентскому креслу. Я думаю, что только кругосветное путешествие сможет ее успокоить.

— Что же, это дело. Поезжайте вокруг света, Кент. Вы человек с головой и привезете какие-нибудь новости. Я позвоню начальнику вашей службы, чтоб вам дали отпуск. А поручение вы себе сами придумаете.

20 января. Мабель готовится к путешествию. Полковник не возражает. Я тоже привел свои дела в порядок и могу выехать в любую минуту. Мы покупаем огромные чемоданы, так как Мабель рассчитывает пробыть в путешествии не меньше года. Она прочитывает книги о тех краях, где мы побываем. Просматривает фильмы, изображающие пейзажи Японии, Южной Америки и Индии. Я поддерживаю все эти причуды. Понемногу, увлекаясь путешествием, она забывает свое горе. И это меня радует. Ведь как-никак я сыграл некоторую роль в ее провале.

10 февраля. В клубе армии и флота я встретил майора Варбуртона. Он сказал:

— Я слышал, что вы едете в кругосветное путешествие, Кент?

— Так точно.

— С какими целями?

— С образовательными целями, майор. Кроме того, я хотел бы отдохнуть.

— Очень хорошо. Мы вам придумаем третью цель. Знаете ли вы, что Америка тратит тысячу пятьсот долларов в минуту на нужды обороны? Ведь это уже явно направлено против Европы. Зайдите на службу послезавтра. Мы вас попросим кое-что разузнать в Чикаго и Вашингтоне.

— Но я боюсь, что это поручение помешает мне отдохнуть.

— Ни в коем случае. Оно только развлечет вас. Ведь имейте в виду, что теперь, когда консерваторы у власти, Россия нам не страшна. Но нам надо подумать о других странах. Мы очень запустили нашу разведку там. Значит, послезавтра.

20 февраля. Я принужден был ходить целую неделю в Интеллидженс Сервис и военное министерство. Мне дано большое задание по Америке и Японии. Я даже не мог отговориться тем, что еду с женой и не могу рисковать. Мне возразили на это, что, вообще говоря, жена лучший предохранитель от ареста, особенно если она член Рабочей партии. Что же касается разных сведений, то я могу не доставать их самостоятельно, а покупать. На это мне будут отпущены средства.

И, действительно, вместе с инструкцией мне была передана книжечка аккредитивов на разные пункты земного шара.

9 марта. Я кончаю делать прощальные визиты. Сегодня посетил Долгорукого.

Я не был у князя почти целый год.

В гостиной за чашкой чая я увидел Юлию Аркадьевну, которая превесело болтала не больше не меньше, как с моим тестем, полковником Мальмером. Тут же Долгорукий, прилично одетый, рассказывал свои боевые приключения.

Что делает время!.. Княгиня приняла меня спокойно, как подобает великосветской даме. Глядя на нее, мне не верилось, что в течение трех лет она добивалась возможности поговорить со мной и написала мне сто писем, которых я не читал. После купанья в Темзе Юлия Аркадьевна только похорошела. Она задала мне несколько незначащих вопросов о путешествии и заговорила с полковником.


Скачать книгу "Дневник шпиона" - Николай Смирнов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Приключения » Дневник шпиона
Внимание