Вооруженные силы на Юге России

Автор неизвестен
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга представляет собой семнадцатый том серии, посвященной Белому движению в России, и охватывает боевые действия вооруженных сил на Юге России в первой половине 1919 года, то есть со времени их создания до издания А. И. Деникиным так называемой «Московской директивы».

Книга добавлена:
27-05-2024, 14:11
0
95
179
Вооруженные силы на Юге России
Содержание

Читать книгу "Вооруженные силы на Юге России"



28 февраля. Полк отбил атаки, но правее его красные пересекли железную дорогу и отряд полковника Булаткина отошел на ст. Фащевка. На следующий день отбил атаку на эту станцию, однако положение кажется определенно тревожным, а из штаба полка нет ни освещения обстановки, ни распоряжений. Полковник Булаткин узнает, что штаб выехал со станции Чернухино на юг. Он скачет на ближайший разъезд, где и застал штаб в тот момент, когда состав трогается дальше на юг: на разъезд наступала с востока цепь, которую сдерживали 14 чинов, явно оставляемых штабом. Полковник Булаткин останавливает состав, приказывает втащить на крышу имеющиеся при штабе два пулемета и огнем поддерживает сдерживающих красных 14 человек. Поезд штаба стоит под обстрелом. Но подходят две роты 4-го батальона, вызванные ранее штабом, и отбрасывают красных. На поле подбирают тела семи убитых, которых вместе с уцелевшими полковник Сальников обрек на гибель, спасая себя. Полковник Булаткин вошел в вагон командира полка. Короткий разговор и… состав штаба возвращается на Чернухино.

Ненормальные отношения между командиром полка и полком в целом стали принимать враждебный характер. Полк стал считать своим командиром полковника Булаткина и ждал только решения свыше. В ожидании его в самом штабе полка произошел «бунт». Начался он так.

Возмущенный одним офицером штаба за невыполнение его личных (частных) требований, в то время как этот офицер был занят отправкой патронов в батальоны, полковник Сальников обрушился на него с грубыми выражениями и заявил: «Откомандировываю в 7-ю роту». Присутствующий при этом капитан Образцов сейчас же заявил: «Разрешите и мне откомандироваться в 7-ю роту». За капитаном Образцовым то же заявили и другие офицеры штаба. «Все в 7-ю роту!» — кричал в исступлении он. Не заявил об отчислении лишь оперативный адъютант, как было условлено раньше, дабы не нарушить оперативную работу штаба.

Капитан Образцов, испросив краткий отпуск в обоз, чтобы подготовиться к строевой службе в 7-й роте, командиром которой он назначался (рота как раз потеряла третьего своего командира раненым), с одним из офицеров явился к начальнику хозяйственной части, полковнику Николаеву, и вместе с ним отправился к начальнику дивизии. Генерал Станкевич обещал немедленно сообщить обо всем высшим инстанциям.

Бои продолжались. Красные давили своей массой. У полка фронт и на восток. Большими силами красные повели наступление на Дебальцево с северо-запада и, сбив корниловцев, заняли станцию. С помощью подошедшего 4-го батальона марковцев и бронепоезда «Генерал Алексеев» положение было восстановлено. Но красные заняли ст. Хацепетовка. 4-й батальон идет туда на помощь корниловцам. Станция взята, но снова оставлено Дебальцево. Высылается 3-й батальон марковцев. Полковник Булаткин объединяет командование 3-ми 4-м батальонами.

Марковский полк оказался в двух группах, разобщенным не только вклинившимся противником, но и огромной глубокой лощиной со многими меньшими, входящими в нее, заросшими лесом и кустарником. Десять верст разделяли батальоны. Выпал густой снег. Настали сильные морозы.

Ежедневные бои. Красные обходили полк с востока и заняли Никишины хутора. Два батальона, стоявшие на ст. Фащевка и Чернухино, пробились на юг. Штабу полка пришлось оставить свой состав и сесть на коней. Красными далеко в тылу полка занято село Приют. 1-й батальон с эскадроном в трескучий мороз, когда замерзала вода в пулеметах, повел наступление на Приют. Красные оставили село, однако батальону приказано вернуться на ст. Рассыпная. Батальон понес небольшие потери, но был ранен его командир, полковник Блейш.

Наконец-то красным удался глубокий прорыв между донцами и Добрармией. Ликвидировать его у последней сил не было. Марковский полк имел едва 500 штыков, а с подошедшей после формирования 1-й ротой 600 штыков.

На следующий день 1-й и 2-й батальоны все же перешли в наступление с поддержкой бронепоезда «Офицер». У Никишиных хуторов они захватили бронированный поезд, вооруженный пулеметами. Отчаянно рванувшись вперед, взяли и ст. Фащевка и Чернухино. Им помогли два донских бронепоезда и наступавшие с востока донские части. Но с уходом последних красные перешли в контрнаступление и принудили батальоны отойти к Н. Орловке и Рассыпной. В течение всех дней два батальона с полковником Булаткиным вели тяжелые бои к югу от Дебальцева. Марковцами овладевала апатия.

13 марта. 1-му и 2-му батальонам противник дал некоторую передышку, но вел наступление на 3-й и 4-й. Сильный туман. Пересеченная лощинами местность. Батальоны вынуждены оставить село Ольховатка. Но нет 9-й офицерской роты. Слышна стрельба на окраине села. Полковник Булаткин с ординарцем скачет туда и… нарывается на красных, падает с лошади. Ординарец успевает ускакать и сообщить о происшедшем отходящим ротам и командиру полка, бывшему невдалеке. Роты остановились; подошла и 9-я рота. Они готовы ринуться обратно в село, но полковник Сальников остается совершенно безучастным к судьбе полковника Булаткина: он приказывает отходить…

Гнетущее настроение овладело всеми: погиб любимый начальник, надежда всего полка. Не было слышно никаких команд, никакого руководства; бесформенные цепочки рот, просто групп, отходили в глубоком унынии куда глаза глядят. Командира полка среди них уже не было. Ночью 3-й и 4-й батальоны пришли в какие-то хутора. Все молча заснули, даже не выставив охранения. Утром узнали, что они около Енакиева; привели себя в порядок и только теперь вполне осознали, какую невознаградимую потерю понесли они. Что будет теперь с полком?

14 марта 2-й, 3-й, и 4-й батальоны были отведены в резерв в район ст. Сердитая. 1-й батальон оставался на ст. Рассыпная. Нужен был отдых марковцам, находившимся непрерывно в боях с 8 февраля. Но он может быть полным тогда, когда они спокойны за полк. «Убрать командира!» — говорили все. И только через несколько дней марковцы с радостью узнали: Сальников отрешен. Командиром полка назначен полковник Блейш, за ранением которого командование временно принял командир 2-го батальона, полковник Трусов.

Отход марковцев принудил отойти и корниловцев; отвести и 3-ю дивизию. Теперь лишь небольшой район Донбасса занимался армией. На фронте некоторое затишье. На Рассыпную, где стоял 1-й батальон, прибыли два поезда Май-Маевского и генерала Шкуро. Генералы с группой офицеров стояли на платформе и о чем-то беседовали. Со стороны Дебальцева слышна была орудийная стрельба. Оттуда прискакали два кубанца. Генерал Шкуро, выслушав доклад одного из них, возбужденно сказал генерал Май-Маевскому:

— Говорил я тебе, что в лоб нельзя взять Дебальцево!

Вскоре генералы уехали.

«На фронт прибыла кавалерия», — заговорили марковцы с радостью и надеждами. Узнали также, что правее их занял участок Кубанский пластунский полк. Через день узнали о взятии шкуринцами ст. Дебальцево. Надежды стали осуществляться, но… красные атаковали 1-й батальон и пластунов и заставили их отойти на линию ст. Чистяково. Недоумение: Дебальцево занято, а красные продолжают наступать. Марковцы не знали, что шкуринцы пошли рейдом по тылам красных в юго-западном направлении.

19 марта в районе ст. Чистяково сосредоточился весь полк. За пять дней он несколько пополнился, отдохнул.

20 марта ночным налетом группа полковника Наумова в 250 штыков при двух орудиях взяла Рассыпную, а с утра два батальона повели наступление вдоль железной дороги, дошли до Чернухина и только здесь встретили сильное контрнаступление красных, остановленное с приходом всех батальонов.

21 марта полк переходит в наступление, имея четыре орудия и бронепоезд «Дмитрий Донской», и опять неудача, хотя во время боя к нему подошел Донской пластунский батальон. Ночью Донской батальон ушел к селу Ольховатка, где красные перешли в наступление, а с утра марковцы наступали третий раз и в следующий день четвертый, но сломить врага, имевшего четыре бронепоезда, не смогли.

Ночь. Убирают раненых и убитых. Их много. Полк отошел к Никишиным хуторам. Пришлось свести его в три батальона: 1-й и 4-й батальоны слились в один, по 60 штыков в роте; 2-й и 3-й по 30–40 штыков. На следующий день один батальон ходил к Ольховатке, где помог донским пластунам восстановить положение и взять село.

Ольховатка. Она памятна. Там марковцы не могли спасти полковника Булаткина, и он там оставлен. Как только село было взято, стали выяснять его судьбу. Узнали. Полковник Булаткин, упав с лошади, вскочил на сани проезжавшего крестьянина. На повороте он не удержался на них и свалился. К нему подбежали красные. Он стрелял из револьвера, был убит и зверски обезображен. В течение нескольких часов тело его оставалось на улице. Проходившие красноармейцы издевались над ним, били ногами, приговаривая: «Виноват, Ваше Высокоблагородие». Ночью священник похоронил его и, боясь мести красных, уехал из села. Место погребения указал староста. Тело откопали и отправили в Ростов в сопровождении трех офицеров.

В Ростове гроб с останками Героя с вокзала в собор, на последнее отпевание, сопровождали взвод в пятьдесят марковцев из раненных, могущих нести винтовки, и до ста раненных более серьезно. В соборе прощание. Сквозь стекло в гробе едва узнавали бойцы лицо своего доблестного начальника. На кладбище салют: пять ружейных залпов.

С 26 марта по 5 апреля было сравнительно спокойно. Но это не значит, что боевые действия не велись и что та и другая сторона не ожидали внезапного удара.

«Куда пропали кубанцы Шкуро?»

«Мало, очень мало осталось нас!»

Нервничали все. Замечался сильный упадок духа; среди солдат, в большинстве пленных, в особенности. Произошел показательный случай. Красные как-то вяло начали наступление. Против них был выслан взвод в составе трех офицеров и двенадцати солдат с пулеметами «Максим» и «Люис». Когда красные подошли на близкое расстояние, было приказано открыть огонь, но… стрелял лишь «Максим». Тогда командир взвода приказал отходить, а ему ответили: «Г-н поручик! Вы отходите, а мы остаемся». Отошли три офицера и пулемет «Максим», на тачанке которого лежал его убитый начальник, ст. унтер-офицер Бабенко. Сдался также внушавший полное доверие смельчак вольноопределяющийся со своим «Люисом».

С падением духа было трудно бороться. Рядовые выдвигали мотив: «Красных много, нас мало». Уверения, что скоро подойдут новые части, кавалерия и даже танки, о которых носились слухи, не всех утешали. Началось дезертирство. Полковник Наумов, человек прямой и в делах, и на словах, объявил своим: кто хочет сдаться красным, то пусть открыто заявит, он даст тому рубль и отпустит на четыре стороны. Заявлений не поступило.

В самом деле, какую силу представлял собой Марковский полк в начале апреля? В 1-м батальоне немногим более 150 штыков; во 2-м около 90 (в офицерской роте 7 офицеров и десяток солдат); в 3-м около 100 штыков (в офицерской роте 25 офицеров, 5 татар и 10 китайцев; в 10-й 10 штыков; в 11-й до 15 и в 12-й до 35). Была еще сильная команда пеших разведчиков около 100 штыков. Всего до 500 штыков, 25 пулеметов и конная сотня в 50 шашек. И это все.


Скачать книгу "Вооруженные силы на Юге России" - Автор неизвестен бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Военная документалистика и аналитика » Вооруженные силы на Юге России
Внимание